V. Критерии относительной приемлемости теорий

IV. Основные функции научной теории

1) . Синтетическая функция – объединение отдельных достоверных знаний в единую, целостную систему;

2) . Объяснительная функция – выявление причинных и иных зависимостей, многообразия связей данного явления, его существенных характеристик, законов его происхождения и развития, и т. п.;

3) . Методологическая функция – на базе теории формируются многообразные методы, способы и приемы исследовательской деятельности;

4) . Предсказательная – функция предвидения. На основании теоретических представлений о «наличном» состоянии известных явлений делаются выводы о существовании неизвестных ранее фактов, объектов или их свойств, связей между явлениями и т. д. Предсказание о будущем состоянии явлений (в отличие от тех, которые существуют, но пока не выявлены) называют научным предвидением;

5) . Практическая функция – конечное предназначение любой теории – быть воплощенной в практику, быть «руководством к действию» по изменению реальной действительности.

 

Вполне справедливо утверждение о том, что нет ничего практичнее, чем хорошая теория. Но в научной деятельности мы часто сталкиваемся с тем, что на статус теории претендуют сразу несколько интеллектуальных структур, порою значительно отличающихся друг от друга по содержанию. Такие структуры, имеющие внешний вид теорий, но не прошедшие ещё достаточной проверки на практике называются концепциями. На статус теории претендуют, как правило, сразу несколько концепций. Какой же из них отдать предпочтение? Для подхода к ответу на этот вопрос австрийский философ-позитивист К.Поппер сформулировал т.н. критерий относительной приемлемости концепций, согласно которому следует отдавать предпоч­тение той теории, которая:

а) сообщает наибольшее количество информации, т. е. имеет более глубокое содержание;

б) является логически более строгой;

в) обладает большей объяснительной и предсказательной силой;

г) может быть более точно проверена по­средством сравнения предсказанных фактов с наблюдениями.

Ина­че говоря, резюмирует Поппер, мы выбираем ту концепцию, которая наилучшим образом выдерживает искусственную конкуренцию с другими концепци­ями и в ходе искусственного, интеллектуального отбора оказывается наиболее пригод­ной для объяснения явлений и практического применения. Только та концепция, которая в наибольшей мере отвечает указанным выше критериям, должна, по мнению Поппера, приниматься научным сообществом в качестве теории, т.е. по необходимости истинного знания.

 


Лекция 8. Закон, как ключевой элемент научной теории

 

Говоря о критериях научности и функциях научной теории, мы упустили из вида ещё один очень важный момент, характеризующий цель научного поиска. В самом общем виде мы уже обрисовали эту цель как "истину", но истина, в том числе научная способна существовать в нескольких характерных формах. Одной из наиболее значимых форм научной истины выступает научный закон.

 

*Закон – необходимая, внутренне присущая природе или обществу взаимосвязь и последовательность явлений, тенденция движения и развития, свойственная всем без исключения объектам и явлениям действительности.

 

В самом общем виде закон можно определить как связь (отношение) между явлениями, процессами, которая является:

1) объективной, так как присуща, прежде всего, реальному миру, чувственно-предметной деятельности людей, выражает реальные отношения вещей;

2) существенной, конкретно-всеобщей. Будучи отражением существенного в движении природы и общества, любой закон присущ всем без исключения процессам данного класса и действует всегда и везде, где складываются соответствующие условия;

3) необходимой, ибо, будучи тесно связан с сущностью, закон действует и осуществляется с «железной необходимостью», но только при наличии соответствующих факторов;

4) внутренне-присущей, так как отражает самые глубинные связи и зависимости явлений данной предметной области;

5) повторяющейся, устойчивой, так как «закон есть прочное (остающееся) в явлении», «идентичное в явлении», их «спокойное отражение» (Гегель). Он есть выражение некоторого постоянства определенного процесса, регулярности его протекания, одинаковости его действия в сходных условиях.

 

Любой закон не есть нечто неизменное, а представляет собой конкретно-исторический фено­мен. С изменением соответствующих условий, с развитием прак­тики и познания (особенно в гуманитарных и социально-экономических науках) одни законы сходят со сцены, другие вновь появ­ляются, меняются формы действия законов, способы их использо­вания и т.д.

Познание законов – сложный, трудный, порою проти­воречивый процесс отражения действительности. Но познающий субъект не может отобразить весь реальный мир, тем более сразу, полностью и целиком. Он может лишь вечно приближаться к это­му, создавая различные понятия и другие абстракции, формулируя те или иные законы, применяя целый ряд приемов и методов в их совокупности (эксперимент, наблюдение, идеализация, моделиро­вание и т. п.). Характеризуя особенности законов науки, извест­ный американский физик Р.Фейнман[10] писал, что, в частности «за­коны физики нередко не имеют очевидного прямого отношения к нашему опыту, а представляют собой его более или менее абстрак­тное выражение... Очень часто между элементарными законами и основными аспектами реальных явлений дистанция огромного размера»2.

Раскрывая механизм открытия новых законов, Р. Фейнман от­мечал, что «...поиск нового закона ведется следующим образом. Прежде всего о нем

1. догадываются. Затем вычисляют следствия этой догадки т.е.

2. выясняют, что повлечет за собой этот закон, если ока­жется, что он справедлив. Затем

3. результаты расчетов сравнивают с тем, что наблюдается в природе, с результатами специальных экс­периментов или с нашим опытом",