Лекция №6

Лекция №5

Из наследия Сократа – категория души как неуничтожимой особой сущности, отличающей одного человека от другого. «Маркетинговый ход»: мысли, которые могли заинтересовать => философские пьесы («Диалоги»). В Академии – устные лекции, строгий запрет записывать курсы (в соответствии с советом Сократа – записанная мысль умирает). На лекциях – организация сообщества людей. Ни один из «Диалогов» не был закончен при жизни автора.

Есть 2 мира: мир вещей, физический (Гераклит) – существует мнение, но не знание; мир знания, истины, нефизический, т.е. мир идей (Парменид) έιδος = ιδεα. Общего определения эйдоса нет, но можно сконструировать: эйдос = вечная, нематериальная, неизменная (т.е. нефизическая, т.к. материальный = изменчивый) сущность вещи – «информация» о свойствах вещи, её функциях.

Любая идея является значимой <=> входит в благо. Система идей <-> система вещей. Материя – χώρα (пространство): всё состоит из пространства, которое стремится к раздвижению границ. Диалог «Тимей» (+ «Критий» =>Атлантида): рождение нашего мира, соединение мира идеального и вещей. Существуют три начала: мир идей, мир вещей и деятель – Демиург, который лепит из материи вещь в соответствии с идеей. Не порождает ни материю, ни идею, только соединяет вещи, пользуясь идеей блага наподобие живого существа. Материя разрушает границы форм => мир деградирует. Душа человека – его собственный эйдос, который вечен и неизменен. Душа в теле, созданном Демиургом, страдает. Тело умирает => душа улетает в мир идей, где путешествует и созерцает идеи, наполняется знанием, а потом падает в очередное тело. Гнев и вожделение заставляют её покинуть «отчий дом», что иногда сдерживается разумным началом. Реализация знания – воспоминание тех идей => забота о соответствии вещей их эйдосам. Философ не придумывает, а помнит больше других.

Мышление вредно. Мысль =>фантазия, искажение идей. Отказ из-за отсутствия технологии единого мышления, её произвольности, свободы. Управленец – философ – лучше помнит существо идеального, может организовать людей в сторону улучшения мира. Но граница города = граница социального мира => нужно искать оптимальные пути взаимодействия между социальным миром и миром природы.

 

Середина IV века. Греция подчиняется македонской династии (Филипп и Александр): эллинистическая эпоха. Всё восточное Средиземноморье входит в одно государство, и παιδεια (система воспитания гражданина) распространяется к «варварским» народам – персам и т.д. Греки утратили видение границы между социальным и природным миром. Необходимость поиска взаимодействия отпадает => социально-экологические установки отмирают. В III в. греки тоскуют по полису, пытаются мысленно вернуться назад.

Аристотель. 4 тома сочинений, читать почти невозможно (обрывки мыслей, иногда логическая не связанность). Аристотель прошел курс обучения в Академии и организовал свою школу – Ликея (Лицей) близ храма Аполлона Ликейского в Афинах. Занятия на свежем воздухе, прогулки – перипатетики. Школа платная => аналогично платоновским – «Диалоги» (ни одного не сохранилось). «Сочинения» Аристотеля – конспект его лекций. Русские филологи поэтому не любят переводить Аристотеля, нет традиции его почитания, как Платона.

Аристотель учил Александра Македонского. Во время его походов жил в Афинах без проблем. Из походов Александр присылает гербарии и т.д. => рождение зоологии, ботаники. Смерть Александра (323 до н.э.), восстание в Афинах против македонской династии, Аристотель бежит, странствует по островам Эгейского моря, в 322 г. до н.э. умирает. Рукописи теряются, о нём почти забывают. I в. до н.э. – следы библиотеки Аристотеля. Их разбирает грамматик (редактор) Андроник Родосский. I в. н.э. – перестройка деятельности философских школ на территории Римской Империи. Исчезают оригинальные философские школы, возникают частные философские кружки, чьи руководители отказываются от роли оригинальных мыслителей, пользуются текстами прежних авторов => собрание сочинений Аристотеля, Платона (by Трасилл) и система комментариев.

4 раздела сочинений Аристотеля:

· Логика – процедуры формальной логики. Как получать знания =>

· Физика – учение о природе (трактаты «Физика», «О небе»)

· Этика – формы человеческой культуры (все проявления: политика, культура, поэтика, этика – нет упора на мораль).

· Метафизика (то, что идет в рукописях «после физики») – бытие, попытка посмотреть на мир извне. Первоначальная философия.

Метафизика Аристотеля сейчас называется онтологией – учением о бытии (см. Парменид), а под метафизикой сейчас подразумевается учение о внеопытных объектах (идеальные модели, абстрактные образы).

Учение Аристотеля: нет вечных, неизменных идей, но и атомисты (Демокрит) не правы (хаотический мир, случайные столкновения). См. Рафаэль, «Афинская школа»: вся совокупность вещей содержит в себе идеальное. Каждый предмет в отдельности: вещь – носительница идеального => части вещи. Вещь = материя + форма (χρή = υλή (юлэ)+ μορφή), форма – идеальное начало, υλή – пиломатериал, предназначенный к строительству. => всеобщих (абстрактных) идей не существует! Нет класса идей, у каждой вещи – своя идея, нет двух одинаковых вещей, каждая вещь уникальна («стол Иванович» и «стол Петрович»). Что тогда обеспечивает единство мира? Почему вещи взаимодействуют, не распадаются? Взаимодействие с помощью причин (то, что одна вещь причиняет другой) => 4 типа причин на примере гончара, который делает кувшин:

· материальные – глина как исходный материал

· формальные – кувшин как конечная форма

· действующие – гончар с инструментами

· целевые (главные, задают и 3 другие, и место вещи в мире) – для чего вещь существует?

В идеале каждая вещь соответствует месту. Когда вещи покидают свои места (перестают подчиняться целевой причине), случается дисгармония.

Откуда берутся цели? Существует верховная причина – перводвигатель или бог: источник движения и самое совершенное мышление (мыслит только о самом себе) – все устремляются к нему. Ему стремятся подражать, он не заботится о вещах.

Различие между подлунным миром и небом. Физику нельзя распространять на небо. Астрономия описывает предельно точно. Подлунный мир – 4 элемента (земля, вода, воздух, огонь), взаимные превращения, 4 типа движения (качество, количество, возникновение – уничтожение, механическое перемещение). Надлунный мир – 1 элемент (небесный эфир), 1 тип движения (равномерное круговое вращение). Луна – прекрасное тело из эфира, пятна на ней – атмосферные помехи. Смерть космологии Аристотеля наступила лишь тогда, когда Тихо Браге открыл новую звезду и доказал, что комета (небесное тело!) «проткнула» небесную сферу Марса, а Кеплер вывел законы движения планет (эллиптичность орбит).

Физик Аристотеля:

· физика – наука качественная. Свойства предметов меняются качественно (физика отдельно от математики);

· природа – должна рассматриваться вся в целом, а не на примере образцов! Где целевая причина куска? => нельзя экспериментировать.