Лекция №4
От Сократа ничего не сохранилось (сознательно запрещал записывать свои мысли). О нем известно из сочинений ученика – Платона (Сократ – герой его «Диалогов»), воспоминаний Ксенофонта – 2 различных жизнеописания. Разные портреты Сократа. Осужден афинским судом на смерть за «разврат» юношей и веру в неведомых богов, отказывается бежать. События его последних дней – диалог «Фидон» Платона. Ни один из многочисленных его учеников не является прямым продолжателем.
Не надо заботиться о месте, заранее отведенном для человека: таковых, может быть, и нет. Разве мы полностью определяем себя свойствами места, куда мы попали? Что есть человек – выразить полностью невозможно. Кто есть я? – я => тавтология. «Ктойность», «чтойность» - не устраивает => другой вопрос. Попытка определить человека через его действия: я как?, но по отношению к чему? => понятие ситуации (здесь и сейчас): «не записывайте мои мысли, они умирают, как только вы их запишете». Попытка применить в другой ситуации приведет к неудаче. 2 неопределенности: я – что есть?, я - в ситуации. Начинать надо со своей сущности – души. Её надо выделить из общего потока. Поклонение самому себе, своей душе – по мнению афинян противозаконно. Сократ предлагает рефлексию: увидеть себя по отношению к окружающей ситуации.
1) рефлексивный анализ ситуации (анализ; как понять заранее устройство мысли); 2) самоопределение (кто есть я в данной ситуации); 3) целеполагание => желаемая ситуация (sit’). 99% целей приходят извне, мы их заимствуем. Цель – чужая, средства достижения – свои. Наращивание средств для достижения цели => развитие. => Организация средств деятельности – «самоорганизация». Сократ показывает, как надо работать в ситуации, а не просто определить себя в ситуации. «Человек начинает действовать добродетельно (αρητή)» (в значении «правильное действие»). Нет принципов, вечных правил – есть метод.=> «Я знаю только то, что я ничего не знаю» (в споре о правильности учений других философов). Будущее человека не предопределяется логикой, законом – их не существует => переворот представлений об образовании («развращение малолетних»): добывая знания о предметах, не забывайте человека.
9. школа киников («собачники» - по названию места: гимнасия Киносарга или за антисоциальный образ жизни: не мылись и т.д. => «бродячие собаки»). Антисфен: ничто социальное к нам не должно прилипать. Человек должен остаться самим собой, ни на что не обращать внимания. Отказ от участия в выборах (!). В опыте мы имеем дело только с чувственными данными, объединяем их и даем имена. Мы работаем со словами языка, связанными с ощущениями.
Диоген Синопский (жил в бочке, скорее, в амфоре; «ищу человека» днём с фонарем в Афинах; на предложение Александра Македонского исполнить его желание ответил: «Отойди и не загораживай мне Солнце!»): Люди – рабы ситуаций. Солнце – символ мудрости. Единство и простота подлинного знания => источник должен быть единственным, ясным.
Платон (наст. имя – Аристокл) – «широкоплечий». Аристократ по происхождению => военная или политическая карьера. Играл в театре, пытался писать пьесы. Встреча с Сократом => платоновская Академия (парк, посвященный полубогу-полугерою Академу) – готовят политиков (средствами философии образования) за плату => нужна реклама.