Понятие общества и социальной реальности. Основные подходы и интерпретации.

Традиционно в понятие общества вкладывается то особое организующее начало, которое объединяет людей в единое целое.

Аристотелевские и Платоновские модели государства = то, как они хотели определить общество.

˝Человек – политическое (общественное) животное˝ - Аристотель.

Работы Гоббса, Локка, теория общественного договора, когда выделяют 2 состояния общества = естественное и гражданское общества.

Общество (в широком смысле) – система связей и отношений между людьми, формирующаяся в процессе их совместной жизнедеятельности.

Общество не редуцируется к системе личностей, а выступает как новая реальность, в рамках которой существуют свои законы, связи и отношения.

Макс Вебер вводит понятие социальной реальности. Более широкое понятие, которое с одной стороны делает акцент на общественной (социальной) природе человеческой действительности, с другой стороны это понятие соотносимо с понятием природной реальности, т.е. его посредством пытаются выявить общее и особенное в организации мира и природы в целом.

В понимании социальной реальности выделяют следующие стратегии:

Социальная реальность объективно-материальнаяреальность, ее законы сопоставимы с законами природы. Человек также подчинен социальным законам, как он подчинен природным законам.

Можно выделить 2 основных понимания социальной реальности:

Марксизм.Общество – система отношений между людьми, существующих объективно и закономерно. Общество определяется в первую очередь через отношения.

Парсонс(американский социолог и философ), основатель структурно-функционального анализа в социологии. Общество рассматривается как структурно-функциональная система, построенная по аналогии с биологическими системами и организмами. Это вариант ˝организменного˝ понимания общества.

Парсонс выделяет ряд свойств, типологически обязательных для всех живых систем:

1. Адаптация

2. Интеграция

3. Снятие напряженности и конфликтности внутри системы

4. Воспроизводство системы от поколения к поколению

Применительно к обществу эти свойства конкретизируются:

Адаптация обеспечивается экономикой;

Интеграция – политикой, властью;

Снятие напряженности – правом;

Воспроизводство – различными институтами социализации и культуры.

Парсонс вводит принцип, в соответствии с которыми обеспечивается эквивалентный обмен таких символов как, например, деньги.

1. Объективно-предметная реальность

2. Духовная реальность, где именно сфера культуры обеспечивает специфику общества и предопределяет отрыв от социального и природного.

В качестве представителей можно выделить «философия жизни» (Шопенгауэр, Ницше); Шпенглер, Ясперс, Тойби, Данилевски.

Согласно Шперглеру, развитие той или иной цивилизации обуславливается неким особым мистическим, и одновременно жизненным началом, оторое составляет душу той или иной культуры. Именно душа организует культурное пространство, культурных ценностей, которая затем обрастет цивилизационным каркасом, скелетом, что воплощение этой души. Шпенглер выделяет 8 культурно-исторических типов. В основе – телесное начало.

Например, Египет, телесное – вечная жизнь души в теле.

Европейская культура.

ОСНОВНОЕ: рассмотрение культуры через призму души.

Коммуникативистская модель– в рамках той же парадигмы. Общество – система коммуникаций между людьми. Герберт Маклёэм (канадский филосов, социолог) рассматривал коммуникацию как связующую нить, которая объединяет людей в определную культурную галактику.

Аудио- , видео- , синтетическая галактика (изобретение радио, телеdидения и т.д.).

ОСНОВНОЕ: образ, рисуемый Маклёэном, это ˝глобальная деревня˝ (им и введен в 60-е годы).

Социальная реальность – как объективно-субъективная реальность. Ее сущность определяется тем фактом, что она делается людьми наделенными своей свободной волей, преследующими свои цели.

Вебер рассматривает общество как рационализацию действия (предполагает ответную реакцию). Основные типы социального действия:

Целерациональное (выбирает и цели и вредства)

Ценностно-рационально (ценности заданы сверху обществом, а мы выбирает лишь средства)

Традиционное (когда и цели и средства предзаданы)

Аффективное действие (реализует себя в феноменах массовой психологии).

Социологические (Тард, Легон, Фрейд). Объяснение человеческой реальности объясняется с позиций массовой психологии, подражание лидеру и элите (великой личности, которая объективирует свои установки на уровне массы).