Психофизиологическая проблема.
Проблема генезиса сознания в философии.
Основные подходы к интерпретации сознания
Проблема сознания в философии.
Социологизаторская.
Маркс - ˝Человек – совокупность общественных отношений˝.
Общественная солидарность составляет смысл индивидуальной человеческой свободы.
Интерпретация человека через социальное дополняется структуралистскими воззрениями. Структурализм ищет разу в феноменах текста‚ культуры и др. более общих социальных конструктах. Для структурализма, человек – функция. Он играет предписанные ему роли. Структурализм связан с тезисом о смерти человека в культуре 20 века, он становиться вплетен в уже созданную матрицу культур‚ языков‚ текстов.
Философская антропология как философское течение‚ возникшее в 20-е годы 20 века‚ ставящее целью синтез философских знаний о человеке. (М.Шелер, Гельмут Леснер, Арнольд Гелен).
Оформление философской антропологии было попыткой построить новый образ мира‚ исходя из человека. Построить новую ˝метафизика˝‚ но уже как МЕТАантропологию. Попытка не очень получилась. Человек интерпретируется исходя из 2-х начал‚ которые находятся в противопоставлении (духовное и жизненное). Дух не имеет своей энергии. Жизнь не имеет разума и сознания.
Гелен нарисовал чисто биологизированный образ человека. Философская антропология была редуцирована к наукообразным исследованиям. Культурная антропология.
Постмодерн – исходный образ человека – в ˝расколотости сознания˝‚ ˝Я˝, ˝встроенности˝ человека одновременно в витальные‚ политические‚ экономические и семантические процессы. Человека можно объяснить через что угодно в рамках постмодерна, т.к. он очень сильно интегрирован во все.
Сознание одновременно ничто и перманентное творчество‚ проект, трагическая авантюра человеческого основания.
Проблема соотношения материального и идеального (как у Энгельса ˝Что первично материя или сознания˝?). Материалисты говорят, что кроме видимого ничего нет, все мышление – производная опта.
В сфере гносеологии: проблема соотношения субъекта и объекта. Насколько образы нашей действительности согласуются с самой действительностью, можно ли говорить об объективном содержании сознания?
Как только мы стараемся выделить что-то объективное.
Субстанциальная традиция- делает акцента на идеальном, сознание производно от какого-то высшего начала.
Функциональная –на гносеологическое соотнесении природного и вознания, их связи.
Экзистенциально-феноменологическая- через активность самосознания, опыта ˝Я˝, которое создает действительность
Проблема генезиса сознания остается лишь в рамках функциональной традиции.
Понятие отражения проецируется не только на человеческие особенности психики.
Отражение – способность объекта воспроизводить в своем содержании определенные характеристики (информационные, энергетические, структурные), взаимодействующего с ним объекта. Бывает в живой и неживой природе.
Формы отражения в живой природе:
Раздражимость – целостная реакция организма на определенные воздействия (жизненно полезные или вредные).
Чувствительность – дифференцированное отражение организмом тех или иных внешних воздействий (связано со способностью к ощущениям).
Ощущения
Психика (высший тип отражения в природе) – особый адаптационный механизм высоко организованных животных, обеспечивающий их поведение с учетом как биотических, так и абиотических факторов (сигнальных). Психика основана на комплексе генетически врожденных общевидовых программ поведения – инстинкты + совокупности индивидуальных реакций на воздействие - рефлексы).
Отличие человека от животного:
· Рефлексия (самосознание), т.е. внешний и внутренний мир раздольны в сознании.
· Целеполагание (как предвидение будущей ситуации, способность строить планы на будущее). У животных присутствует аналог: ˝образно-ассоциативный склад мышления˝.
· Абстрактно-логическое мышление
· Язык как вторая сигнальная система
Информация является еще одной предпосылкой возникновения сознания. Информация является определенной программой организации того или иного объекта.
Понятие ˝отражения˝ должно быть дополнено, как социо-культурно, так и в плане онтогенеза.
Социо-культурный аспект:
Нас в первую очередь интересует возникновение абстрактного мышления, которое является основой возникновения языка.
Стадии развития сознания:
1. Наглядно-действенная
Сам механизм абстрагирования рассматривают в первичной орудийной практике (как выделение существенного от несущественного).
2. Наглядно-образная (еще ˝довербальная˝ стадия)
Связана с образованием тех или иных устойчивых образов, которые стали залогом последующих понятий. Образы так или иначе сообщались при помощи первых примитивных жестов и звуков.
3. Символическая (мифологическое сознание)
Характерен язык, который отличается еще синкретичностью словообразований (когда соединяются объект и само действие). Аналогом может служить мышление ребенка. В целов характерны: диффузность (т.е. невыделенность ˝Я˝ от внешней действительности), символический синкретизм (желание увидеть за явлениями чудесный, божественный смысл; ˝логика бриколлажа˝ (удар в бильярде, когда одним шаром бьют в другой, он цепляет его и оба очень сильно меняют свою траекторию), т.к. тут соединяются не понятия, а символы, из чего вытекает объяснение явление).
4. Логико-понятийная стадия
На уровне культуры реализуется, начиная от 5-7 веков до н.э.
Переход к символам происходит под влиянием языка.
Клоттогенез (= происхождение языка) объясняют ˝теорией подражания˝ (животным). Так появляются элементы игры, что очень важно.
Последующие переход к понятийной сфере связан с развитием общего массива информации с более последовательным отделением человека от природы.