Психофизиологическая проблема.

Проблема генезиса сознания в философии.

Основные подходы к интерпретации сознания

Проблема сознания в философии.

Социологизаторская.

Маркс - ˝Человек – совокупность общественных отношений˝.

Общественная солидарность составляет смысл индивидуальной человеческой свободы.

Интерпретация человека через социальное дополняется структуралистскими воззрениями. Структурализм ищет разу в феноменах текста‚ культуры и др. более общих социальных конструктах. Для структурализма, человек – функция. Он играет предписанные ему роли. Структурализм связан с тезисом о смерти человека в культуре 20 века, он становиться вплетен в уже созданную матрицу культур‚ языков‚ текстов.

Философская антропология как философское течение‚ возникшее в 20-е годы 20 века‚ ставящее целью синтез философских знаний о человеке. (М.Шелер, Гельмут Леснер, Арнольд Гелен).

Оформление философской антропологии было попыткой построить новый образ мира‚ исходя из человека. Построить новую ˝метафизика˝‚ но уже как МЕТАантропологию. Попытка не очень получилась. Человек интерпретируется исходя из 2-х начал‚ которые находятся в противопоставлении (духовное и жизненное). Дух не имеет своей энергии. Жизнь не имеет разума и сознания.

Гелен нарисовал чисто биологизированный образ человека. Философская антропология была редуцирована к наукообразным исследованиям. Культурная антропология.

Постмодерн – исходный образ человека – в ˝расколотости сознания˝‚ ˝Я˝, ˝встроенности˝ человека одновременно в витальные‚ политические‚ экономические и семантические процессы. Человека можно объяснить через что угодно в рамках постмодерна, т.к. он очень сильно интегрирован во все.

 

 

Сознание одновременно ничто и перманентное творчество‚ проект, трагическая авантюра человеческого основания.

Проблема соотношения материального и идеального (как у Энгельса ˝Что первично материя или сознания˝?). Материалисты говорят, что кроме видимого ничего нет, все мышление – производная опта.

В сфере гносеологии: проблема соотношения субъекта и объекта. Насколько образы нашей действительности согласуются с самой действительностью, можно ли говорить об объективном содержании сознания?

Как только мы стараемся выделить что-то объективное.

Субстанциальная традиция- делает акцента на идеальном, сознание производно от какого-то высшего начала.

Функциональная –на гносеологическое соотнесении природного и вознания, их связи.

Экзистенциально-феноменологическая- через активность самосознания, опыта ˝Я˝, которое создает действительность

Проблема генезиса сознания остается лишь в рамках функциональной традиции.

Понятие отражения проецируется не только на человеческие особенности психики.

Отражение – способность объекта воспроизводить в своем содержании определенные характеристики (информационные, энергетические, структурные), взаимодействующего с ним объекта. Бывает в живой и неживой природе.

Формы отражения в живой природе:

Раздражимость – целостная реакция организма на определенные воздействия (жизненно полезные или вредные).

Чувствительность – дифференцированное отражение организмом тех или иных внешних воздействий (связано со способностью к ощущениям).

Ощущения

Психика (высший тип отражения в природе) – особый адаптационный механизм высоко организованных животных, обеспечивающий их поведение с учетом как биотических, так и абиотических факторов (сигнальных). Психика основана на комплексе генетически врожденных общевидовых программ поведения – инстинкты + совокупности индивидуальных реакций на воздействие - рефлексы).

Отличие человека от животного:

· Рефлексия (самосознание), т.е. внешний и внутренний мир раздольны в сознании.

· Целеполагание (как предвидение будущей ситуации, способность строить планы на будущее). У животных присутствует аналог: ˝образно-ассоциативный склад мышления˝.

· Абстрактно-логическое мышление

· Язык как вторая сигнальная система

Информация является еще одной предпосылкой возникновения сознания. Информация является определенной программой организации того или иного объекта.

Понятие ˝отражения˝ должно быть дополнено, как социо-культурно, так и в плане онтогенеза.

Социо-культурный аспект:

Нас в первую очередь интересует возникновение абстрактного мышления, которое является основой возникновения языка.

Стадии развития сознания:

1. Наглядно-действенная

Сам механизм абстрагирования рассматривают в первичной орудийной практике (как выделение существенного от несущественного).

2. Наглядно-образная (еще ˝довербальная˝ стадия)

Связана с образованием тех или иных устойчивых образов, которые стали залогом последующих понятий. Образы так или иначе сообщались при помощи первых примитивных жестов и звуков.

3. Символическая (мифологическое сознание)

Характерен язык, который отличается еще синкретичностью словообразований (когда соединяются объект и само действие). Аналогом может служить мышление ребенка. В целов характерны: диффузность (т.е. невыделенность ˝Я˝ от внешней действительности), символический синкретизм (желание увидеть за явлениями чудесный, божественный смысл; ˝логика бриколлажа˝ (удар в бильярде, когда одним шаром бьют в другой, он цепляет его и оба очень сильно меняют свою траекторию), т.к. тут соединяются не понятия, а символы, из чего вытекает объяснение явление).

4. Логико-понятийная стадия

На уровне культуры реализуется, начиная от 5-7 веков до н.э.

Переход к символам происходит под влиянием языка.

Клоттогенез (= происхождение языка) объясняют ˝теорией подражания˝ (животным). Так появляются элементы игры, что очень важно.

Последующие переход к понятийной сфере связан с развитием общего массива информации с более последовательным отделением человека от природы.