Проблема бытия в историко-философской традиции
Эта категория для обозначения всего того‚ что существует. Статусом бытия обладает все‚ что существует не только в плоскости объективной реальности, но и в культуре, например.
Идея бытия определяется в ее соотнесенности с ˝небытием˝ в данной точке пространства и времени. Восток и Античность пошли в решении этой проблемы разными путями.
Восток– первичность небытия (пустоты, хаоса как основания порядка) как условия существования всех вещей и процессов.
Античность сделала акцент на бытии как форме.
Запад (Парменид (из Эллиады): ˝Бытие есть, небытия нет˝.) Если нет небытия, то бытие едино, непротиворечиво, самодостаточно, вечно и неизменно). После этого утверждения начинается противопоставление бытия как мира истины, становления и изменения.
4 апории Зенона (про Ахиллеса и черепашку), хотел док-ть, что движения нет.
Когда киник Диоген услышал про Апории он начал ходить, но все равно ничего никому не доказал.
Бытие соотнесено с совершенной формой, которое задано в конструкте космоса.
Для античности бытие это то, что видимо при помощи определенного интеллектуального усилия. Только мудрецу дана такая возможность, а толпа ориентирована на сущее.
Средние века: совершенное бытие совпадает с идеей Бога, который задан в своем триединстве: Отец (творческое, креативное), Сын (рациональное, высший логос), Святой Дух (любовь). 3 возможных проявления.
Способ отношения к бытию есть то‚ во что я верю.
Средние века сохраняют оппозицию мира истинного и неистинного‚ которая была свойственна Античности. Эта идея конкретизируется чрез идею истинного и варного (неистинное) .
Ми‚ сотворенный Богом содержит его след. Мир – это своего рода текст‚ который надо интерпретировать как и священное писание. Т.е. Мир – это язык.
Эпоха Нового Времени. (платоновское понимание пещеры…).
Человеческое мышление начинает выступать исходной реальности
“Cogito ergo sum”.
˝ Cogito˝ = я мыслю, я познаю сущностные связи.
Есть 3 реальности:
Реальность субъекта (на уровне субъекта существует все то‚ что существует во времени)
Реальность объективного мира (сфера существования – время, условие существования объективного мира – пространство→может быть зафиксировано в физических величинах).
Начиная с Канта.
Гегель – кредо о тождестве бытия и мышления. ˝Все действительное разумно, все действительное – разумно˝.
Что значит ˝существовать˝?
Существовать – это значит быть соотнесенным с тем или иными рамками и проектами, которые подчеркивают исходную соотнесенность существования бытия и небытия.
Существовать – значит быть представленным в языке!!!
Существовать – вступать во все многообразие проявлений действительности
Бытие материальноеи идеальное. Они конкретизируют – природное, человеческое, социальное и духовное бытие.
Проблема субстанции в классической философии
Субстанция – философская категория для обозначения первосущности‚ первоначала‚ первопринципа организации бытия, то‚ что в существовании не зависит ни от чего‚ но определяет существования всего в мире.
Применительно с понимании субстанции выделяют монистические линии, которые подразделяется на материалистический (материализм – соотносим с реализмом, есть процессы‚ которые существуют ˝без нас˝, акцента на материале из которого все состоит, тогда человеческое сознание – вторичный продукт) и идеалистический (идеализм – акцент на вопросе ˝из чего состоит мир?˝ и ˝как это работает, как организуется материя и под воздействием чего?˝, старается определить принцип‚ в соответствии с которым все действует).
Объективный и субъективный идеализм.
Объективный– признает существование универсального разума как причины мира и основного закона его развития и функционирования.
Субъективный–говорит о том‚ что все существующее находиться для нас в действительности лишь в корреляции с субъектом‚ человеком.
Субъективный идеализмсклонен ксолипсизму –т.е. признании существования лишь одной личности (меня самого)‚ производное от которого существует все остальное
Представители субъективного идеализма:Беркли, Юм, Ницше (идея боли и жизни в рамках чего выстраиваются жизненные конструкты), Гуссерль, но все эти авторы не были до конца солипсистами.
Дуалистическая позиция признает равноценный статус материального и идеального начал в организации Универсума (Аристотель (существование всего и вся – материя‚ с другой стороны идея, которая организует форму), Декарт (субстанция мыслящая и протяженная)‚ Кант (мир веще в себе и мир человеческой реальности‚ разума).
Плюрализм– учение‚ признающее множество самодостаточных субстанций (идея атомом Демокрита, идея монад (моналогию) Лейбница.