Драматургическое новаторство Грибоедова в комедии «Горе от ума».

В. И. Ленин. Полноесобрание сочинений, т. 23, стр. 398.

Пусть во времена Грибоедова, накануне восстания декабристов, фамусовщина еще казалась прочной основой общественного быта в самодержавно-крепостническом государстве, пусть Фамусовы, Скалозубы, Молчалины, Загорецкие и иже с ними еще занимали тогда господствующее положение, но как социальная сила фамусовщина уже загнивала и была обречена на умирание. Чацких было еще очень мало, но они воплощали в себе ту свежую, юную силу, которой было суждено развиваться и которая поэтому была неодолима.

Поняв закономерность исторического развития и выразив свое понимание в художественных образах «Горя от ума», Грибоедов и отразил обьективную правду жизни, создал типический образ «нового человека»- общественного протестанта и борца - в типических обстоятельствах его исторического времени.

Столь же типичны и исторически характерны представители другого общественного лагеря, действующие в комедии Грибоедова. Фамусов, Молчалин, Хлестова, Репетилов, Скалозуб, Загорецкий, княгиня Тугоуховская, графиня Хрюмина и все прочие персонажи старобарской Москвы, каждый по-своему, в своем индивидуальном художественном воплощении, с замечательной полнотой и заостренностью выражают существо той социальной силы, которая стояла на страже охранения старых, реакционных порядков феодально-крепостнического мира.

Смело, по-новаторски решив в «Горе от ума» проблему типичности. Грибоедов тем самым с полной ясностью, не допускающей никаких кривотолков, сказал своим произведением, во имя чего, во имя каких идеалов он разоблачил фамусовщину. Проникнув творческой мыслью в суть основных социальных и идеологических противоречий своего времени, показав, что Чацкий представлял в своем лице растущую и развивающуюся силу русского общества, щедро наделив его характер героическими чертами. Грибоедов тем самым решил и политическую проблему. В этом в первую очередь и сказалась общественно-политическая позиция Грибоедова, в этом и проявилась с наибольшей убедительностью идейная направленность его творчества.

 

Написанная под влиянием 3 направлений, комедия «Горе от ума» существенно отличалась от ранее написанных произведений. В том числе это касается и композиции пьесы. Современники писателя рассматривали ее прежде всего как классицистическую комедию. Основным отличием «Горе от ума» является сюжет. Традиционной для комедии классицизма была сюжетная схема, где на руку благородной девицы претендовали сразу 2 молодых человека, образы которых противопоставлены, причем один из них уверен в своем превосходстве, говорлив и насмешлив, а второй скромен и почтителен; его любит невеста, обладающая такими же качествами, и он в конце пьесы добивался ее руки. Сохранив эту схему, Грибоедов изменил трактовку характеров, оставив их характеристики. В его комедии соответственно противопоставлены Чацкий и Молчалин, который и пользуется успехом, причем основными его качествами остаются «умеренность и аккуратность».

Сильно отступает от канонов классицизма и развитие сюжета.* Странно, что завязка любовного конфликта происходит не в начале, а лишь в 7-9 явлениях (с приездом Чацкого), а первые явления – всего лишь подробное описание жизни Софьи и Фамусова, это подготавливает фон, на котором в скором времени разовьется конфликт.* Кульминацией можно назвать последнее IV действие, в котором Чацкий «отрезвился сполна», ею же является и развязка любовной интриги.

Однако важно заметить, что личный конфликт в комедии «Горе от ума» не единственный.

В произведении он обретает двойственность, – происходит взаимодействие любовного и социального планов, в чем состоит своеобразие конфликта.

Из-за необычной сюжетной схемы не соблюдаются и единства места, времени и действия, которые, как кажется вначале, соблюдаются. В самом деле, все действие происходит в доме Фамусова и в течение одних суток. Но иногда Грибоедов незаметно отодвигает хронологические рамки.(монологи Фамусова о его дядюшке Максиме Петровиче). А единства действия и не может быть,

Ведь оно разворачивается вокруг 2 сюжетных линий…

Так же видимо и соблюдение систематизации персонажей.

На первый взгляд в комедии четко прослеживается деление героев на положительных и отрицательных, но при более внимательном рассмотрении это деление исчезает. Фамусов, например, с одной стороны предстает безнравственным и низкообразованным, а с другой – он заботливый и любящий отец, а вначале симпатичен и Чацкому. «Софья начертана неясно». И даже приблизительно нельзя сказать положительный она герой или отрицательный. Да, она совершила низкий поступок, распуская слухи, но ведь она совершает это в защиту своей любви, а это говорит о том, что она способна любить, а это. несомненно, качество положительное. Вообще, при детальном рассмотрении образа Софьи, мы поймем, что ее выбор ее облагораживает, ведь она любит не подлеца Молчалина, а благородного бедного юношу, ради любви к которому готова на все…

Впрочем, все образы многогранны, каждый по-своему интересен и заслуживает внимательного рассмотрения. Эта многогранность позволяет говорить о присутствии в комедии черт романтизма. Чацкий, в частности – типичный романтический герой – одиночка, противостоящий всему свету, а в данном случае «всей братии отцов и старших». Конечно, у Чацкого есть союзники, но их нет на сцене. На сцене Чацкий одинок. Несчастная любовь, изгнание – все это удел романтического героя. Спасаясь от воспоминаний, Чацкий пускается в странствие с «мильоном терзаний» в душе.

Также, подобно романтическому произведению, здесь есть и сильные чувства, и личная драма, и душевные пережива-

ния…

Итак, мы видим, что и главные герои, и система персонажей, и построение сюжета, и даже видимое соблюдение 3 единств – все отступает от классицистистических канонов. Необходимо помнить, что комедия была написана в XIX веке (1824), когда классицизм постепенно отходил на второй план, романтизм был в самом расцвете, и только зарождался реализм… Комедия “Горе от ума” была написана на стыке 3 литературных эпох, в этом ее своеобразие , в этом ее отличие, в этом ее бессмертие…