Социо - культурные основания. Мировоззренческие особенности русской мысли.

Основные особенности развития Русской философской традиции.

Философия духа.

Философия природы.

Задача – рассмотреть каким образом дух становиться материей.

Механика (материя‚ движение‚ пространство‚ время, тяготение‚ падение)‚ физика (св-ва материи и их соединений)‚ исследует свет‚ физ.тело‚ звук‚ теплота‚ рассматриваются последовательно посредством логических переходов)‚ геология (геологическая природа‚ растительная природа и животный организм, специфика формообразования растений и животных).

Субъективный – антропология (предмет – дух в его телесности- душе, специфичность духовного склада человека в связи с его распространением по земле)‚ феноменология (сознание‚ самосознание‚ разум)‚ психология

Объективный дух – понятия добра и нравственности, преобразование природы с помощью орудий труда ( В своих орудия человек может управлять природой, но в своих целях)

Абсолютный дух – раскрывается в искусстве (в форме созерцания)‚ религии (в форме представления)‚ философии (в форме понятия).

Особое геополитическое положение России‚ являющейся своеобразным связующим звеном между Востоком и Западом.

Поэтому Россию представляют иногда интегративный результат этого синтеза.

ЭКОНОМИКА.

Огромные природные ресурсы – общинный тип собственности на землю как основная ячейка экономической жизни общества.

СОЦИАЛЬНЫЙ

Сословное общество

ПОЛИТИКА

Царская власть‚ единоначалие - принцип обусловлен размерами России.

ДУХОВНАЯ

Начало русской философии лежит еще во время Киевской Руси, в период крещения Руси: 11-17 века – древнерусская и средневековая философия.

Особенность: наличие собственного древнерусского языка.

Особенность средневековой русской в сравнении в Западноевропейской философией.

Внимание к индивидуальному мистическому опыту.

Основной акцент связан с развитием христианства, которое воплощает Западный тип отношения к действительности с вознесением личностного начала‚ крайним индивидуализмом‚ свободой человека по отношению к природе. Религиозность отличает русский менталитет от Западного. Вера на протяжении столетий была спецификой жизни и, как следствие‚ долгое время религиозные идеи доминировали, и не было потребности в каком-то научном знании.

Особый онтологизм (онтология – наука о бытии) русской мысли заключается в том‚ как была ассимилирована византийская традиция в России. Онтологизм заключает в себе признание онтологической ценности иной реальности‚ в первую очередь природной. (в дальнейшем‚ идея СОФИИ – мудрости). В православной традиции СОФИЯобозначает исходную разумность природного мира. Ведь в масштабах России было изначально понятна невозможность каких-то реальных массовых влияний.

Эстетизм – когда природа воспринимается не на уровне философских конструктов‚ а переживается сердцем‚ где главным является эстетическое сопереживание‚ которое устремлено к поиску ˝божественной красоты‚ явленности˝. ˝Красота спасет мир˝ Ф.М. Достоевского.

Практическая направленность мысли‚ отсутствие европейской созерцательности. ˝Что делать˝ - основной вопрос русской философии‚ что обуславливалось, отчасти, религиозной окрашенностью.

Истина понимается не как отвлеченный конструкт‚ описывающий истину‚ а нравственный аспект истины, понимаемый как правда.

Эсхатологизм (наука о конце света) – устремленность к более совершенному состоянию мира‚ связан с религиозными представлениями православного христианства. (акцент на Пасхе – праздник‚ связанный со смертью; в западной традиции – акцент на Рождестве‚ акцентирующийся на ЭТОМ мире)

Мессианизм – предположение о том что у России – особая роль в ˝спасении мира˝. ˝Свет придет с Востока˝, положение о России‚ как последнем пристанище истинных христианских ценностей.

Космизм‚ который соотнесен с перспективами спасения (не только страны‚ ни КОСМОСА). Основывалась на идеи соотнесенности и нерасторжимой связи ˝человек-общество-космос˝.

Тютчев: ˝…Умом Россию не понять‚ аршином общим не измерить…˝

Теория об истоке пресловутой лени: если делать‚ так уж что-то глобальное‚ героическое, а, если это не предвидится‚ так зачем же что-то делать?˝

Полемика ˝западников˝ и ˝славянофилов˝.

Не было философии как науки (было лишь в форме религиозной философии).

Философия в России начинается с полемики‚ которая была посвящена ˝русской идее˝‚с которой начинается самосознание Русской культуры. Предполагает спор об истоках. Разделила русское сообщество на 2 части: западников и славянофилов.

Западники.П.Я. Чаадаев - ˝англоман˝, сторонник прозападных ориентаций. Его ˝философские письма˝‚ которые критикуют отсутствие действительного интеллектуального творчества‚ пассивное копирование Запада, критика косности и инертности (связывает это с христианством, которое привело к оформлению унизительной системы крепостного права. Говорит‚ что ˝slave˝ и ˝славяне˝ однокоренные слова). На Западе стало символом свободы.

В ˝Апологии сумасшедшего˝ оправдывается‚ что у России есть потенциал‚ который она НЕ использует, россияне – участники какого-то мирового заговора

Славянофилы: Достоевский, Хомяков, братья Оксаковы, Киреевский. Высказали основные идеи, Одоевский.

Неославянофилы: Данилевский, Леонтьев (˝русский Ницше˝, идея культурно-исторических типов), участвовали в развитии ˝русского пути˝ по сравнении с зап-евр.

Дали блестящую критику европейского типа рациональности‚ где акцент на разумеприводит к отрыву от человека‚ религии‚ которые порождает лишь совершенно нежизнеспособные схемы и конструкты‚ который приводит к затуханию творчества‚ создавая кладбищенскую культуры‚ живущей техническими суррогатами истинных ценностей.

А Россия может указать тут Западу истинную ценность вещей и идей.

3 принципы славянофильства:

ü Православие – как то‚ что является ядром православной культуры которая противопоставлялась католицизму‚ которая сохранило анную Богом истину‚ как церковь‚ которая в отличие от католицизма не думала об обустройстве обыденной жизни‚ а думала о ˝высоком˝.

ИСТИННЫЕ ЦЕННОСТИ ХРИСТИАНСТВА (в отличие от католицизма):

Католическая церковь– светская, отошла от истинных догматов, десятина, вмешивалась во все сферы жизни, индульгенции.

Католицизм индивидуализирует религию, что привело к логическому продолжении в виде протестантства.

Православие настаивает‚ что соборность – важный момент истинной религии.

ü Самодержавие – принцип‚ соотнесенный с пониманием‚ что в России с ее огромными пространствами необходим царь как отец народа. НО! Исходили‚ что народ не любит и не стремится властвовать. Михаилу Романову дали власть‚ когда ему было 14 лет‚ т.е. он не мог, т.е являлся лишь символом власти. Самодержавие должно устанавливаться демократическим порядком‚ где народ избирает самого достойного на правление. Выступает в роли великомученниа

ü Народность – связана с идей особой богоизбранности русского народа за его особую религиозность‚ + за то‚ что нет индивидуализма, за общинность характера‚ которая в крови, которая все время проявляется в соотнесении с обществом (˝На миру и смерть красна˝…и т.д.)

Эти признаки стали своеобразными ИДЕОЛОГЕМАМИ Российского государства. Славянофилы ˝получали˝ от гос-ва больше, чем западники‚ ведь их идеи были реально опасными для государственной власти.

Западники: Кавелин, Белинский‚ Грановский‚ Добролюбов.

Либерально-демократические: Михайловский

Радикально-демократические: Чернышевский‚ Огарев‚ Нечаев.

Идеи:

Россия должна в краткие сроки овладеть основными идеями Западного прогресса‚ чтобы на обновленной почве превзойти Запад и стать во главе мирового прогресса.

Если славянофилы упрекали Петра за ˝окно в Европу˝, то западники признавали значимость‚ но упрекали за недостаточную последовательность его реформ‚ считали‚ что они могли быть еще более результативными и Россия могла уже достигнуть намного большего‚ если бы они были произведены.

Говорили о необходимости сохранения общмнной собственности‚ чтобы облегчить создание новых технических ср-в.

Та е мессианская идея‚ но в контексте ˝догнать и перегнать˝

Акцент на либерализме, начали ˝ходить в народ˝.