Этика Канта.
Цели познания Иммануила Канта.
Докритический период
Критический период(«О форме и принципах чувственно воспринимаемого и умопостигаемого мира», состоит их 3-х частей: гносеология(критика чистого разума)‚ этика (критика практического разума) и эстетика (критика способности суждения).
Познавательные способности человека
Они считал‚ что любому исследования должно предшествовать исследование границ возможностей познания. Он считал‚ что знание надо дополнить априорным моментом (априоризм – знания‚ полученные независимо от опыта‚ т.е. присущие сознания изначально).
Делил знание на априорное и апостериорное (знание‚ полученное в опыте). Он считал‚ что лишь априорное знание.
Познающему субъекту свойственны: Чувственность‚ рассудок и разум.
Чувственность– суть состоит в том‚ чтобы придать порядок данным‚ полученным из внешнего мира.
Это осуществляется при помощи понятии пространства и времени‚ которые априорно существуют в сознании.
Чувства не могут мыслить →
Рассудок – способность суждения по поводу опыта, соединение опыта в определенные категории.
Количество, качество, модальность – категории‚ которые изначально принадлежат рассудку.
Разум – выше рассудка – высшая ступень познания‚ имеет дело не с наглядными представлениями‚ а с общими принципами. Идеи разума указывают направление‚ в котором должен двигаться рассудок.
Метафизика – не наука‚ т.к. разум выше по своей сути практики‚ следовательно все понятия‚ конструкты несопоставимы с опытом.
Сделал поворот: заговорил о субъекте познания вместо объекта. хот
4 антиномии (противоречия) разума:
1. Мир имеет начало во времени и ограниченность пространства– Мир имеет начало во времени и бесконечность пространства.
2. Существует только простое и только то‚ что сложено из простого – В мире нет ничего простого.
3. Существуетне только причинностьпо законам природы‚ но и свобода– Нет никакой свободы‚ все совершается согласно законам природы
4. Существует безусловно необходимое для существования мира существо – Бог как причина мира – Нет никакого безусловно необходимого существа как причина мира.
Существует что-то‚ что мы не можем понять. Есть истины‚ которые мы не можем опровергнуть. Поднят вопрос познаваемости.
Как и в теории Канта‚ он ищет сверх - эмпирические основания‚ всеобщий принцип. В мире должно быть что-то‚ что представляет собой высшую ценность‚ высшую цель. Он сформулировал это в своем категорическом императиве.
Кант читает‚ что религиядолжна вытекать из морали. Человек верит‚ потому что он морален‚ а не наоборот.
Разум вводит нас в мир свободы – мир умопостигаемый‚ мир веще в себе.
Мир природы 0 мир феноменальный‚ мир феноменов.
Связь этих миров: способность суждений, т.е. способность человека чувствовать удовольствие от соприкосновения с феноменом мира природы, а также сотворенного самим человеком (искусством).