Оппозиция реализма и номинализма в схоластике

Память

Мышление - (Разум)

Воля

О Творении.

Особенности эпохи средневековья.

Личность и история патристики

Патристика(от ’патер’ = отец).

Большинство представителей были позднее канонизированы в ранг святых.

Августин ˝Блаженный˝ Аврелий, Марк Аврелий.

В этот период происходит формирование основ религиозной философии.

· Средневековая мысль – ДЕОцентрична, т.е. БОГОцентрична.

· Креационизм

· Предопределенность

· Эсхатологизм – учение о конце света

· Символизм – Бог во всем, т.е. объект – реальный объект и его символ, связанный с Богом.

Мир имеет начало во времени и свой конец, т.е. Линейность времени. Как стремление к апокалипсису

Противостояние разума и веры. Решавшееся в пользу веры. ’Верую ибо АБСУРДНО’ – Тертуллиан.

Догматы христианства:

1. ’О творении’

2. ’О грехопадении’

3. ’Об искуплении’

4. ’О спасении’

Человек был сотворен на 6-й день миросозжания по образу и подобию Бога и увидел Бог, что это хорошо.

1-й перевод на греческий, а уже с него на все остальные, а слово ’ОБРАЗ’ в греческом имеет несколько отличное от современного понимание этого понятие.

’Человек как образ подобие Бога’ = человек как носитель разума, знаний, ценностей.

Идее разума соотносится со всем опытом человеческого существования – проявляется в ЦЕЛОмудрии.

Разум должен быть направлен на постижение высшего начала.

’Человек как подобие’ = человек как носитель свободы, преодоление древне-языческого фатализма

После ’грехопадения’ человек остался носителем ОБРАЗА, но утратил ПОДОБИЕ.

Человек обладает уже свободой воли: свободой выбора между добром и злом.

ВОЛЯ в рамках патристики интерпретируется как то, что определяет человека.

Человек – это воля, обличенная разумом. (Воля – первична, разум – вторична).

В отличие от греческой традиции христианство иррационализирует человека и выводит АФФЕКТИВНУЮ (то, что соотнесено с действием, разумом) сторону.

Силу для воли дает ВЕРА.

’Верую, чтобы понимать’ – ПОСТУЛАТ.

Только вера позволяет познание и понимание мира.

ВЕРА лежит в основе.

Августин выделяет в структуре сознания:

Что обусловлено цикличным восприятием мира.

– значимо только настоящее, прошлое не играет никакой роли.

Души, которые попадали к АИДУ – теряли память.

Память – как наказание.

Христианствовводит понятие ЛИНЕЙНОСТИ, НАПРАВЛЕННОСТИ, НЕОБРАТИМОСТИ времени.

Конец человеческой жизни соотнесен с феноменом ’Страшного суда’ и именно память – то ’напоминание’, которое есть у человека о ’Страшном суде’. Память должна воспроизводить все значимое в ритуале исповеди. Исповедь – ’репетиция страшного суда’, которая необходима каждому верующему.

’О грехопадении’.После него мир и ЧЕЛОВЕК (!)раскололся на сферу высшую и низшую, у человека ДУША – часть божественного мира, ТЕЛО – греховно, сотворено из праха, в него и уходит

’Об искуплении’связан с личностью Иисуса Христа и его искуплением.

Иисус – богочеловек, начинается обожествление не природного, но личностного начала.

Он снял первородный грех и даровал людям надежду на спасение.

’О спасении’.Спасение возможно через благо, волю и веру.

Идея предопределения связана с идеей о том, что спасутся лишь немногие, кого Бог отметил особой благодатью.

’Много званных, мало избранных’.

Ты наделен выбором между добром и злом, а как тебя накажут за это – решит ’страшный суд’.

У АВГУСТИНА: выбор ’добро/зло’ человек делает сам, но человеческих сил не хватит, чтобы быть последовательным в вере – нужна помощь Бога.

’ОБОЖЕНИЕ’ – приобщение к всеобщей благодати, предполагает аскетизм,

Психазм – техника молчания, для максимального удаления от мира.

Идея ’снисхождения света Фаворского’ – особой благодати снисходящей на старцев, аскетов…

В православии: нет предопределения, есть идея АПОКАТОСТАСИСА – спасутся все, кто захочет.

Проблема ТЕОДЕЦЕИ или ’божественной справедливости’:

Как может ˝Всеблагой˝ Бог допустить существование ЗЛА.

РЕШЕНИЕ АВГУСТИНА:

Зла вообще нет – ’Зло – это недостаточная степень добра’. Мир благ, мир совершенен. То, что кажется несправедливым на определенном промежутке времени, на самом деле, проявление ’высшей справедливости’.

СВЯТОЙ БЕРНАР (известен как один из великих инквизиторов) – ’Источник зла в мире – свободная воля человека, но оно необходимо для познания добра’.

Абиляр (пастор) + Элаиза (прихожанка).

История в рамках христианства рассматривается в рамках эсхатологизма.

ЭСХАТОЛОГИЯ (учение о конце света)

Появляется идея времени.

Сама история: арена борьбы добра и зла.

Провидение направлено на наказание за грехи, переизбыток зла.

Божественное усматривалось во всем: в камете, голоде, неурожае→следовательно придет наказание.

Схоластика (’scola’ - ) рассматривается как университетская философия.

Борьба между реализмом и номинализмом.

ПРОБЛЕМА: вырождается логика, Онтологический статус универсалиев(общих понятий).

Реалисты продолжая Платона, считали, что общие понятия существую реально ДО существования отдельных вещей.

Номиналисты(от ’nomen’) рассматривали общие понятия как ИМЕНА, производные от вещей.

Ансельм Кентерберийский – номиналист.

Логос, который объективируется в слове. ’Сначала было слово’.

Онтологическое доказательство существования Бога: ’Безумец сказал, что Бога нет, но он четко понимал, что понимает под выражением ’БОГА НЕТ’. В каждой культуре есть представление о качествах ему присущих.

Роджер Бэкон – материалист

’Бритва Оккама’ – не стоит умножать сущности без необходимости. Говорить надо о том, что знаешь четко. ’Бритва’ – чтобы отсечь все лишнее, что есть в языке, мыслях…Употребляется при разговоре о тексте, изобилующем лишним.