Страха у апологетов перед концом света нет.
Идея креационизма в апологетике
Духовная сфера
Вассальные отношения
Политическая сфера
Социальная сфера
Экономика
Социо-культурные основания средневековой мысли
Средневековая философия.
Александрия – средиземноморский центр культуры.
Библия переведена на греческий – с этого момента начинается средневековая философия.
Средние века от падения Римской Империи до 17 века
Средневековая философия начинает формироваться в 11 веке.
Натуральное хозяйство
Сословное деление общества:
’Паство (простые люди), пастыри (духовенство) и ˝псы Господни˝ (рыцари, дворянство)’
Аристократические монархии– особенность в завсимости королей от феодалов и окружения.
Церковь, религия – практически равносильная со светской властью.
Наряду с огромным авторитетом церкви есть множественность верований, особенно в простонародных слоях.
Основные этапы средневековой философии.
1. Апологетика(2-3 века н.э.) Тертуллиан, Ориген
2. Патристика(5-7 века н.э.) Августин Аврелий (Блаженный)
3. Схоластика(11-14) Фома Аквинский (основывался на работах Аристотеля), Ансельм Кентерберийский, Р. Бэкон, Уильям Оккам.
Апологетика(’Апологет’ = защитник)
Миссия апологетики– защита христианского вероучения от более развитой языческой мудрости и философии
Христианство возникает как альтернативная точка зрения идеологии Римской Империи.
Первые христианские философы выступали как ярые проповедники
Оппозиция веры и разума выступает как одна их наиболее значимых для средневековой философии – 1-й вар-т ее решения:
’Верую ибо АБСУРДНО’ – Тертуллиан.
Тертуллиан не признавал ’метапсихоз’.
Разумс его многочисленными искусственными схемами не может дать человеку действительного смысла на существование. Обретение себявозможно только на путях веры, поэтому необходимо верить, даже если это абсурдно с точки зрения разума.
Мир после грехопадения стал разделенным на ’мир земной’ и ’мир небесный’, причем ’земной’ - более низкого порядка.
Человек также дуален, т.к. у него есть бессмертная душа и смертное тело.
Данный мир построен на ЧУДЕ– чудесном акте творения,→ЧУДО обладает реальнымонтологическим статусом. Средние века строились на доверии к чуду, соответственно чудеса встречались повсеместно.
Мир имеет начало во времени и свой конец.
Т.е. ломается идея ’мира как колеса’, которое возвращается через определенное время. Время принципиально необратимо – то, что сделано, нельзя повернуть вспять
Человек и мир движутся к ’спасению’ после Конца Света.
Катопатический и апокатический - ˝+˝ и ˝–˝ познание Бога.
Положительное познание Бога – познание мира, созданного Богом.
От отрицательное познание Бога – (в восточной традиции) – ведь все‚ что известно в том мире недостаточно для познания Бога и его сущности. Т.е. отрицание всего земного‚ сущего и таким образом познаем Бога.