Страха у апологетов перед концом света нет.

Идея креационизма в апологетике

Духовная сфера

Вассальные отношения

Политическая сфера

Социальная сфера

Экономика

Социо-культурные основания средневековой мысли

Средневековая философия.

Александрия – средиземноморский центр культуры.

Библия переведена на греческий – с этого момента начинается средневековая философия.

Средние века от падения Римской Империи до 17 века

Средневековая философия начинает формироваться в 11 веке.

Натуральное хозяйство

Сословное деление общества:

’Паство (простые люди), пастыри (духовенство) и ˝псы Господни˝ (рыцари, дворянство)’

Аристократические монархии– особенность в завсимости королей от феодалов и окружения.

Церковь, религия – практически равносильная со светской властью.

Наряду с огромным авторитетом церкви есть множественность верований, особенно в простонародных слоях.

Основные этапы средневековой философии.

1. Апологетика(2-3 века н.э.) Тертуллиан, Ориген

2. Патристика(5-7 века н.э.) Августин Аврелий (Блаженный)

3. Схоластика(11-14) Фома Аквинский (основывался на работах Аристотеля), Ансельм Кентерберийский, Р. Бэкон, Уильям Оккам.

Апологетика(’Апологет’ = защитник)

Миссия апологетики– защита христианского вероучения от более развитой языческой мудрости и философии

Христианство возникает как альтернативная точка зрения идеологии Римской Империи.

Первые христианские философы выступали как ярые проповедники

Оппозиция веры и разума выступает как одна их наиболее значимых для средневековой философии – 1-й вар-т ее решения:

’Верую ибо АБСУРДНО’ – Тертуллиан.

Тертуллиан не признавал ’метапсихоз’.

Разумс его многочисленными искусственными схемами не может дать человеку действительного смысла на существование. Обретение себявозможно только на путях веры, поэтому необходимо верить, даже если это абсурдно с точки зрения разума.

Мир после грехопадения стал разделенным на ’мир земной’ и ’мир небесный’, причем ’земной’ - более низкого порядка.

Человек также дуален, т.к. у него есть бессмертная душа и смертное тело.

Данный мир построен на ЧУДЕ– чудесном акте творения,→ЧУДО обладает реальнымонтологическим статусом. Средние века строились на доверии к чуду, соответственно чудеса встречались повсеместно.

Мир имеет начало во времени и свой конец.

Т.е. ломается идея ’мира как колеса’, которое возвращается через определенное время. Время принципиально необратимо – то, что сделано, нельзя повернуть вспять

Человек и мир движутся к ’спасению’ после Конца Света.

Катопатический и апокатический - ˝+˝ и ˝–˝ познание Бога.

Положительное познание Бога – познание мира, созданного Богом.

От отрицательное познание Бога – (в восточной традиции) – ведь все‚ что известно в том мире недостаточно для познания Бога и его сущности. Т.е. отрицание всего земного‚ сущего и таким образом познаем Бога.