Конфуцианство и даосизм.
Предфилософии
Мифологии
Национально-практическая направленность философии древнего Китая.
В Китае вместо религии функцию духовно нравственного регулятора общества взял на себя ’ритуал’. Это сказалось в ”земной‚ практической” ориентации‚ предлагающей человеку жизненные решения.
Древнее китайское 5-тикнижие‚ которое складывается в окончательной своей редакции к 14-15 векам до н.э : ”И-дзин” – ”Книга перемен”.
Ши-дзин” – книга
Поднебесная
Благородный муж
Почтительное отношение к природе – не позволяло проводить опыты на природе →
Развитие
Периоды:
Золотой век Китайской философии (”Период 100 школ”) – заканчивается империей Цинь - легизм – главная школа этого периода. Все остальные – в опале.
”Янь” – мужское начало‚ активное‚ творческое и ”Инь” – пассивность‚ темнота‚ земля‚ сохранение.
64 комбинации Инь-Янь. Это описание всех мыслимых небесных состояний в 64 вариантах. ”И-дзин” соотносит насколько настоящее благоволит тому либо иному действию и решению. Юнг назвал это ”связи синхронизации”.
Школа нумерологии - составление классификационных таблиц на основе цифр.
Примеры Китайской логики:
Все животные делятся на:
· Принадлежащих императору
· Нарисованных тонкой кисточкой на шелке
· Идущих караваном в пустыне
· Только что разбивших хозяйский горшок…и т.д.
Оформление китайской философии 6 в до н.э.
Конфу-дзи – ”ученый муж”, в китайском вар-те: Лунь-Юй.
Конфуцианство – официальная государственная религия до 20 века.
Основные категории:
”Жень” – человеколюбие
Поступай с другими так как хочешь‚ чтоб поступали с тобой.
”На зло следует отвечать справедливостью. На добро следует отвечать добром”.
Следуй во всем и всегда ритуалу.
Все китайские категории имеют широкую семантику и обычно задаются контекстуально.
”И” – судьба‚ долг‚ возможные перемены.
Долг каждого состоит в том‚ чтобы соответствовать тому месту‚ куда его определила судьба.
У Конфуция император \ учитель должен не отвлекаться от своего задания – если он хороший император – порядок будет обеспечиваться сам собой‚ т.е. он не должен отвлекаться не на свои задачи.
Практика ”исправления имен” после экзаменов давала возможность изменить соц. статус‚ т.к. имя должно соответствовать реальности.
”ЛИ” = ”золотая середина”‚ которая воплощается в общем миропорядке‚ искомая ’золотая’ мера поведения. Каждый должен стремится именно к середине (в этом плане конфуцианство обращено к ’посредственности’‚ т.к. именно она определяет порядок). Это применимо ко всему: к жестам‚ к философии.
Появление понятий ”ученых мужей” провоцировало появление ”великих разбойников” и т.д.
”СИНЬ” – сердце‚ чувства‚ естественность‚ искренность.
Предполагало честное отношение к людям‚ регулировало дружбу.
Альтернативной парой для ”Синь” было ”ЦЗЫ” (”ГЖИ”) как мудрость‚ ученость.
“Синь” без ”Цзы” – превращает человека в обычную посредственность.
Как альтернатива конфуцианству возникает ”Даосизм”
Лао Цзи – основатель.
”ДАО” – путь как процесс‚ который объемлет все‚ осуществляет движения‚ которые определяют существование мира.
Его невозможно понять
В основе даосизма – натурфилософия.
Конкретизация ДАО в тех или иных вещах: ”ДЭ” .
Если пытаться изсенить – моно нарушить‚ т.е. лучше не трогать
”У-ВЭЙ” – путь ”недеяния” – мудрецу стоит отказаться от участи от ’социальных играх’ в погоне за деньгами‚ властью для слияния с ”ДАО”.
Есть точки локализации ДАО‚ воздействие на которые может улучшить общее состояние.
Желательно: молчание‚ аскетизм
Направленность: уход от всего