Конфуцианство и даосизм.

Предфилософии

Мифологии

Национально-практическая направленность философии древнего Китая.

В Китае вместо религии функцию духовно нравственного регулятора общества взял на себя ’ритуал’. Это сказалось в ”земной‚ практической” ориентации‚ предлагающей человеку жизненные решения.

Древнее китайское 5-тикнижие‚ которое складывается в окончательной своей редакции к 14-15 векам до н.э : ”И-дзин” – ”Книга перемен”.

Ши-дзин” – книга

Поднебесная

Благородный муж

Почтительное отношение к природе – не позволяло проводить опыты на природе →

Развитие

Периоды:

Золотой век Китайской философии (”Период 100 школ”) – заканчивается империей Цинь - легизм – главная школа этого периода. Все остальные – в опале.

”Янь” – мужское начало‚ активное‚ творческое и ”Инь” – пассивность‚ темнота‚ земля‚ сохранение.

64 комбинации Инь-Янь. Это описание всех мыслимых небесных состояний в 64 вариантах. ”И-дзин” соотносит насколько настоящее благоволит тому либо иному действию и решению. Юнг назвал это ”связи синхронизации”.

Школа нумерологии - составление классификационных таблиц на основе цифр.

Примеры Китайской логики:

Все животные делятся на:

· Принадлежащих императору

· Нарисованных тонкой кисточкой на шелке

· Идущих караваном в пустыне

· Только что разбивших хозяйский горшок…и т.д.

Оформление китайской философии 6 в до н.э.

Конфу-дзи – ”ученый муж”, в китайском вар-те: Лунь-Юй.

Конфуцианство – официальная государственная религия до 20 века.

Основные категории:

”Жень” – человеколюбие

Поступай с другими так как хочешь‚ чтоб поступали с тобой.

”На зло следует отвечать справедливостью. На добро следует отвечать добром”.

Следуй во всем и всегда ритуалу.

Все китайские категории имеют широкую семантику и обычно задаются контекстуально.

”И” – судьба‚ долг‚ возможные перемены.

Долг каждого состоит в том‚ чтобы соответствовать тому месту‚ куда его определила судьба.

У Конфуция император \ учитель должен не отвлекаться от своего задания – если он хороший император – порядок будет обеспечиваться сам собой‚ т.е. он не должен отвлекаться не на свои задачи.

Практика ”исправления имен” после экзаменов давала возможность изменить соц. статус‚ т.к. имя должно соответствовать реальности.

”ЛИ” = ”золотая середина”‚ которая воплощается в общем миропорядке‚ искомая ’золотая’ мера поведения. Каждый должен стремится именно к середине (в этом плане конфуцианство обращено к ’посредственности’‚ т.к. именно она определяет порядок). Это применимо ко всему: к жестам‚ к философии.

Появление понятий ”ученых мужей” провоцировало появление ”великих разбойников” и т.д.

”СИНЬ” – сердце‚ чувства‚ естественность‚ искренность.

Предполагало честное отношение к людям‚ регулировало дружбу.

Альтернативной парой для ”Синь” было ”ЦЗЫ” (”ГЖИ”) как мудрость‚ ученость.

“Синь” без ”Цзы” – превращает человека в обычную посредственность.

 

Как альтернатива конфуцианству возникает ”Даосизм”

Лао Цзи – основатель.

”ДАО” – путь как процесс‚ который объемлет все‚ осуществляет движения‚ которые определяют существование мира.

Его невозможно понять

В основе даосизма – натурфилософия.

Конкретизация ДАО в тех или иных вещах: ”ДЭ” .

Если пытаться изсенить – моно нарушить‚ т.е. лучше не трогать

”У-ВЭЙ” – путь ”недеяния” – мудрецу стоит отказаться от участи от ’социальных играх’ в погоне за деньгами‚ властью для слияния с ”ДАО”.

Есть точки локализации ДАО‚ воздействие на которые может улучшить общее состояние.

Желательно: молчание‚ аскетизм

Направленность: уход от всего