Джаянизм -
Буддизм -
Социально-практическая направленность Китайской философии.
Начало др-инд цивилизацийотносится к 3-му тысячелетии до н.э
Образование арийских гос-в на тер-рии Индии.
Оформление религ - мифологич верований арийцев‚ которые изложены в ’Ведах’ (4шт.) - знания.
Ригведа – max значимая в мировоззренческом плане.
Древнее Библии‚ начин склад в середине 3тыс‚ окончательную редакцию приобретает в 14-15 в до н.э.
Основные хар-ки богов‚
Сборник гимнов‚ которые исполнялись во время ритуалов жертвоприношения.
Этапы формирования девне-индийской философии:
Ведический этап
Брахманы (9 век до н.э.) – комментарии к ритуалам для высшего сословия
Араньяки – ’лесные братья’‚ отшельники‚ уходивших в леса.
Упанишады – ’сидеть около’ имеется в виду ’около учителя’‚ одного из лесных братьев‚ сборник философских текстов‚ которые становятся каноническим в индийской традиции.
Все этапы философской традиции в Индии имеют ’коментаторский характер’.
Школы др-индийской философии делятся на:
Ортодоксальные – следующие канонам‚ которые признают авторитет ”Вед”:
Санкхья (Санкхья-йога) – Ишваракришна‚ Патаджали (!!!почитать‚ т.к. техн работы с бессознательным широко рассмотрены и есть много психологизмов” Патаджали ”с комментариями …)
Веданта‚ основатель Шанкара
Неортодоксальные – которые не признают авторитет ’Вед’‚ отрицая практику жертвоприношения.
В санскрите больше слов‚ касающихся ψ‚ чем в древнегреческом.
Ригведа содержит несколько противоречивых мифов
Миф о Пуруше – 1-й огромный человек‚ которого боги принесли в жертву и из частей которого возникли касты.
Смысл: Мир‚ Жизнь= жертвоприношение‚ посредством которого регулируются взаимоотношения с миром.
Для индийской традиции: жертвоприношение - гарант космической гармонии‚ справедливости”. Если хочешь получить – научись жертвовать”
- процесс ‚ где собираются природные‚ человеческие и божественные начала.
Миф о Пуруше рассматривается как первый исторический.
Причина основания мира – брахман‚ как всеобщее духовное начало‚ причина существования всего в вся. (можно соотнести с идеей Бога-Отца) – абсолютная причина‚ ассоциируется с небытием.
Для западно трад – материал и форма причина существования‚ обуславлявающая непосредственно форму ее существования
Для вост – условие сущ – пустота‚ которо есть везде (условно это брахман) и обуславливает существование всего!
Атман – синоним мирового разума‚ мировой души; (идея Бога-Сына как логоса‚ разума)
’Атман’ – отдельная индивидуальная душа‚ которая есть у всего.
Пракрита – не вещество‚ а энергия (для нас материя = субстрат).
Пакрита→ состоит из 3 гуны – направлений‚ потоков
1-я к ясности‚ созерцательности.
2-я: к агрессии и враждебности.
3-я: соотнесена с пафосом действия.
путем аскетизма, медитации, уход от индивидуального сознания, чтоб найстй всеобщий космос внутри себя.
Уход от индивидуальной души к общему.
Их материализация формирует те или иные материальные тела‚ в которых преобладают элементы действия‚ агрессии.
Цель всего живого состоит в освобождении от ’Пракрити’ и соединение с Брахманом-Атманом.
Любое тело = единство ’Пракрити’ и Атмана.
Живое в отличие от неживого имеет ’Джива’ – душу‚ которая присуща только ’живому’.
Ее отличие от западных характеристик является то‚ что она подчинена ’Карме’ – закону воздаяния.
Карма определяет твою будущую судьбу по твоим предыдущим деяниям.
’Джива’ бессмертна, она лишь меняет тела
Карма управляет ’колесом Самсáры’ – т.е. ’Колесом Душ’
Будда также не избежал реинкарнаций‚ но даже будучи слоном отличался ↑ щедростью и т.д.
Преодоление Самсары позволит выход из этого колеса.
Для мудреца путь к брахману-атману связан с практикой внутреннего жертвоприношения.
В ортодоксальных школах:
Мокша = слияние с абсолютом (что в буддизме ’нирвана’) – вгутреннее жертвоприношение, особая практика – техника йоги‚ которая включает в себя ряд разделов.
Суть: чел должен сначала собрать в себе все природно способом принятия различных поз и т.д.
Вслед за этими состояниями чел должен увидеть все общее‚ сто есть в живо
Потом он начинает понимать‚ что мир – лишь иллюзия.
(Реальность сна для индийской традиции более реальна‚ чем жизнь.)
принять в себя эту ’общую пустоту’
Общее Санкхьи и Веланты: путь спасения=путь жертвоприношения, достичь мокши могут только брахманы‚ которые.
Буддизм – оформляется в 6 веке до н.э. Будда (=просветленный) Сидхарха Гаутама - основатель
Согласно предсказанию он должен был покинуть царский дворец как только увидит мир за его стенами‚ что потрясло его и заставило отправится на поиск
Версии буддизма – ’Большая и малая колесницы’.
4 благородные истины буддизма:
”О страдании”: жизнь – есть страдание
”О причине страдания” - желание жить – причина страдания‚ которое направляет нас на суетное‚ является причиной порыва.
”Об исчезновении страдания”‚ которое возмоно лишь при уничтожении делания жить и приходе к ’нирване’ (=угасание, т.е. угасание страстей во имя соединения с пустотой космоса)
”О восмеричном пути”‚ посредством которого можно достичь нирваны, в отличие от санкхьи‚ буддизм обращался к более широким слоям населения‚ говоря‚ что ’каждый может достичь нирваны при должном стиле поведения’. Одновременно признавал достижение нарваны не только при смерти‚ но и при жизни (в качестве отшельника). Просветление делает человека ’Буддой’. Бога в буддизме нет как такового‚ т.к. им может стать каждый при достижении соответствующего состояния. Нет ритуалов жертвопрношения и поклонения богу.
Демократичность буддизма широко распространила его.
Писался не на санскрите‚ а на прокрите (разговорном языке‚ понятном всем)‚ что сделало его одной из мировых религий.
Буддизм связан с идеей отказа от брахмана-атмана как исхожных оснований всего.
Идея отказа от души как вечной сущности.
’Анатман’ – отрицание души. не только тело изменчиво‚ но и душа! Закон кармы и самсары для буддистов оставалось‚ т.к. необходимо было отмечать те изменения души‚ которые происходили.
Джайнизм – кшатрии, основатель Вачаки
Центральное понятие –”Джива”
Принцип ”Ахимсы” – принцип ненасилия к живому‚ который приобрел гиперболизированное значение‚ т.к. в каждом жучке может скрываться великий правитель или кто-то похожий на тебя. Основной принцип: ’равенства душ’
Особенности Древне-Индийской философии:
1. Религиозно-мифологическая окрашенность.
2. Психологизм – сам мир мыслится‚ в первую очередь‚ как ψ реальность. Все то‚ что видимо – случайные блики тех сил‚ которые пожчинены Самсаре. ’Реальный мир’ доступен лишь пониманию ’сердцем’.
3. Философия – не столько теория‚ сколько определенная практика жизни‚ ведущая в жизни.