Природа философских проблем

Лекция №3.

Философия и искусство.

Искусство – форма культуры‚ ориентированная на творческое‚ художественно-образное отображение (воспроизводство) действительности.

Искусство – не мировоззрение и не несет обязательного объясняющего Эл-та, но может быть рассмотрена как

Возможность познания действительности и человека в ис-ве и Ф объединяет их.

Философия обращена к разуму‚ который хочет понять глубинные впечатления и т.д

Ис-во основано в большей степени на ’логике сердца’: пережить‚ вобрать в себя.

Объединяющий момент: широкая свобода творчества.

Статус автора схож, часто без текста нельзя судить об авторе.

Если в науке прогресс развивается в линейной последовательности от меньшего знания к большему‚ то в философии и в ис-ве прогресс осуществляется в плоскостной проекции‚ где авторы различных эпох сосуществуют как бы в единой плоскости и‚ соответственно‚ культура будет богаче вследствие возможного пересечения концепций авторов.

Отличия:

ЦЕЛИ:

Философии: истина

Искусства: красота

ОБЪЕКТ/ПРОДУКТ:

ОБЪЕКТ – действительность

Ис-во ориентировано на образную модель действительности, обращена к конкретной жизни8 ситуациям.

Ф обращена к глубинным слоям реальности‚ репрезентирующихся в предельных понятиях и абстракциях.

Художественные произведения

 

Философские проблемы имеют мировоззренческий характер‚ т.е. ориентированы на объяснение мира в целом и место человека в нем.

Категории философии имеют всеобщий характер:

По объекту‚ т.к. описывают наиболее общие и глубинные характеристики действ

По субъекту‚ т.к. обращены к человечеству в целом () несмотря на национальную принадлежности автора

Философские проблемы соединяют в себе как познавательные‚ так и аксиологические аспекты, т.е. описывают мир не только таким‚ каким он есть‚ но и таким‚ каким он должен быть.

Философские проблемы имеют рационально-логическую системную форму. Само понятие ’система’ изначально использовалось для характеристики философских концепций.

Философские проблемы имеют ’вечный’ характер‚ которые не доступны для непосредственного наблюдения.

Философские проблемы предполагают плюральность решений‚ зависимость от конкретной культурно-исторической и от авторской интерпретации.

Основные разделы философского знания

Возникновение философии в 6-5 в.до н.э. как натур-философия или философии природы.

В центре внимания: природа в ее едином порядке‚

Проблема: космос, проблема жизни‚ проблемы человека как микрокосма

Космос рассматривался как гармония‚ порядок.

Ренессанс – возрождение этих ценностей.

Метафизика – от греч. ’после физики’ тип философии‚ ориентированы тех глубинных оснований действительности‚ которые не даны в непосредственно наблюдении.

Метафизические проблемы:

Субстанции – первосущности‚ первопричины.

Бога

Истины

Онтология – от греч. ’онтос’ – сущее + ’логос’ – закон‚ т.е. философская наука о бытии сущем.

Проблемы:

Первопричина

Пространство и время как универсальные хар-ки сущего‚

Движение и развитие

Гносеология – от греч. ’гносис’ – знание‚ логос учение или ’теория познания’

Проблема о принципиальной познавательности мира как такового

О природе истины

О субъекте/объекте познания о формах и методах познания

 

С комплексом соотнесены эпистемология ’эпистема’ – знание, т.е. – учение о знании.

Акцент на том КАК субъект получает знание‚ является ли оно истинм

Логика – философская дисциплина о формах мышления.

Как правильно мыслить…

Онтология и Гносеология господствовали наиболее длительный пер времени

Философская антропология занимается проблемами человека.

Проблема сущности человека‚ смысла жизни и смысла смерти‚ проблемы свободы и творчества‚ темы социализации личности‚ коммуникации‚ д-ти.

Философия сознания соотнесена с философской антропологией.

Вопросы философии сознания:

Что есть идеальное?

Каково отношение рацион и иррационального в человеке?

Сознательного и бессознательного?

Кон 19-20 век – формируется социальная философия‚ объектом которой является общество.

К.Маркс‚ М.Веббер

Основные подразделы:

Философия истории‚ занимается проблемами смысла истории – во имя чего движется история‚ куда идет‚проблема субъекта истории кто делает историю‚ историческая типология.

Изучает общество в социальной динамике.

Философия социальных систем, рассматривает законы социальных структур‚ устойчивых образований‚ статус функционирования отдельных социальных групп.

Философия техники – проблемы: механизмы и законы в хозяйственной практике человека‚ влияние на образ жизни‚ на структуры повседневности‚ тип образования.

Философия политики (философия власти) – идея власти в принципе‚ источники‚ формы‚ их специфика‚ хар-ка политико-правовых систем‚ статус и типология государства.

Философия культуры – ставит вопросы о природе культур‚ механизмах развития‚ структуре культуры.