Философия и мифология.
Философия в системе культуры.
Мифология – исторически 1-й тип мировоззрения, основанный на обожествлении природных явлений.
Просветители говорили: ’страх и незнание породили богов’.
Хотя в архаике этого страха присутствовало, чем в христианской религии.
Человек был интегрирован в природные процессы, зависим от природы→наделение окружающего мира божественными сущностями
Первые античные философы (Фалес: первоначало всего - вода, т.к. без нее нельзя существовать, отсылался к Посейдону)
Гераклит – отсылал к Зевсу.
Начиная с софистов мы говорим о философском дискуссе, а Геомифологии
Однако, и там и там идет попытка объяснения законов функционирования мира.
Акцент – на формах КАК объясняется мир и как интерпретируется.
Спецификой мифологического языка является синкретизм (соединен разнородных элементов в одно целое, например: кентавр – соединение коня, бога и человека) и символизм (Символ – знак, отсылающий к более глубокому содержанию по сравнению с тем, что он непосредственно обозначает), напр.: Свастика – нерушимый союз рабочих и крестьян.
В рамках мифологии символизм: дождь
Философия оперирует четко фиксированном категориальном аппарате, лишенном многозначности, синкретичности т.е. несмешение понятий, лишающее субъективистских воззрений.
Характер связи в рамках мифологии: связи между персоналиями определяются принципом генетизма, т.е. рождения одного другим, т.к. человек проецировал свою модель семьи и иерархию на божественный мир.
В философии связь между категориями подчинена принципу детерминизма, т.е. принципу, согласно которому все в мире находиться в причинно-следственных связях. (Детерминизм (от лат. determinatio - определяю) - философское учение об объективной закономерности явлений, о взаимосвязи и причинной обусловленности всех явлений природы и общества).
Способ отношения к миру и действительности.
Мифологический – естественное доверие, вера
Философия – акцент на доказательности и недоверии (Декарт – все подвергай сомнению).
Мифология предполагает наличие культа и магии как механизмов практического воздействия на божественные природные силы.
В мифологии – жертвоприношение – эквивалентный обмен между человеком и богом. Мифология пыталась объяснить мир и ВОЗДЕЙСТВОВАТЬ НА НЕГО
Философия – тип созерцательного знания, напр. О первопричинах универсума без практического воздействия на него.
Мифология определяет определенные стадии чел развития и с переходом к научному знанию мифология не исчезла.
В науке есть свой комплекс мифологем (культ личности Сталина, НЛО как современный научный миф).