Общество как предмет философского анализа.
Социальная философия.
План:
1. основные подходы к изучению общества
2. специфика социальной реальности.
3. круг проблем социальной философии.
Философский смысл общества предельно широкий. Под обществом понимаются все люди, которые жили, живут и будут жить на Земле. Общество – система, противостоящая природе и состоящая из индивидов, обладающих сознанием и волью. Общество изучают идеалистические подходы философии. Сознание – определяющее жизнь общества.
Марксизм – учение об обществе.
Религиозная философия – самый древний подход к изучению общества.
В 19 веке появляется субъективистский подход, при котором определяющая роль отводится историческим личностям. Общество – самый сложный из известных видов реальности: она включает в себя все остальные виды движения материи; общество эмерджентно – свойство, которое дает новое качество в результате усложнения; субъект познания находится внутри познаваемой системы –> субъективизм возрастает.
У всех наук об обществе объект один – общество, а предметы разные: исторические события, психологические процессы, общие законы социального развития (у социальной философии).
На протяжении Нового времени выделились два подхода:
1. стадиальный. И. Гердер – в целом история человечества едина, у которого можно выделить определенные стадии развития. Представители: Гегель, марксисты, Сорокин.
2. циклический. Д. Вико – история человечества подобна конгломерату, который развивается как живой организм. Каждый народ проходит 3 стадии: божественная (власть у религии), героическая (власть у политиков), человеческая.
Вопрос о закономерностях исторического процесса. Жесткого вида детерминизма в истории нет, а по принципу вероятностей: закон проявляется как тенденция. Закономерности есть, но они обусловлены божественным началом – провиденционализм.
Закономерности есть, но они обусловлены естественными причинами – материализм, марксизм.
Закономерностей нет, все осуществляется по воле отдельных личностей – субъективизм.
Законы определяются природными условиями – географический детерминизм.
Религиозная философия – есть общества идеальные и неидеальные. Общественное развитие определяется не только религиозной стороной.
С точки зрения марксизма сфера производства определяет всё.
Во второй половине 20 века преобладают равноправные значения нескольких факторов. Маркс: общество – связь между индивидами. Приводит аналогию с домом: базис и надстройка, при этом он противоречит со своим диалектическим методом.
В 20 веке общество сравнивается с организмом: подсистемы общества – системы органов.
М. Вебер: религиозное сознание определяет всё, в том числе и экономику.
Вопрос о направлении общественного прогресса. Идея прогресса довольно новая, которая проникла в философию только в конце 18 веке. До этого преобладает идея циклизма. Идея регресса – всё лучшее в прошлом.
Тюрго, Кондорсе, Конт, марксисты – приверженцы идеи прогресса.
К концу 19 века появляется пессимистические мысли: прогресс науки и техники сопровождается регрессом духовным. На протяжении новейшей истории продолжаются споры, в чем есть прогресс, а в чем – регресс.
Вопрос об идеальном обществе. В античности этот вопрос предстает перед нами как вопрос об идеальной форме правления. В Средневековье эта тема переходит на задний план. Большое внимание уделяет этой проблеме эпоха Возрождения: утопия Томаса Мора – общество, в котором все трудятся, нет частной собственности, форма правления – аристократия; Т. Кампанелла – общество будет идеальным, если в нем будет развиваться наука и техника, форма правления – аристократическая республика; Ф. Бэкон – общество будет идеальным, если в нем будет развиваться наука и техника, технократия – править обществом должны те, кто реализует НТП; коммунизм – общество идеально, если это общество справедливости, равенства, где существует принцип – от каждого по способностям, каждому по потребностям. Идея правового общества – неосуществленная идея, к которой можно лишь приблизиться.