Диалектики» (Гераклит, Сократ).

Под диалектикой первоначально понималось учение об искусстве вести беседу посредством вопросов и ответов, когда приходится усиливать или ослаблять посылки, изменять определения.

Гераклит (540 – 480 до н.э.) выдвинул в качестве первого конкретного понятия становление, «высокое и целостное понятие», как говорил Гегель, в котором существование и несуществование выступают как стороны, в равной степени абстрактные и пустые, ибо истинно существует только конкретное, то, что дано в сложной взаимосвязи, изменении. «Ни что не пребывает (т.е. не остается неизменным), но все находится в непрерывном становлении (т.е. постоянно изменяется)», – говорил Гераклит.

Это основное положение философии Гераклита передает Платон в диалоге «Кратил»: «Где-то говорит Гераклит, что все движется и ничто не покоится и, уподобляя сущее течению реки, он говорит, что невозможно дважды войти в одну и ту же реку». Движение (и изменение) – наиболее общая характеристика существования природы, мира «вещей». Единство (вечность, неизменность, себетождественность) бытия существует, но это единство не структурное, а функциональное. Процессуальность– единая, вечная, неизменная, себетождественная первооснова Бытия. Процессуальность (бытия) – это онтологический принцип, согласно которому единым, вечным, себетождественным первоначалом бытия является всеобщее становление в «мире вещей», Природе.

Поскольку принцип бытия – это всеобщее становление и изменение (ничто не пребывает, но все изменяется и становится) в мире «вещей», постольку можно утверждать, что Гераклит формулирует идею объективной диалектики.

Объективная диалектика – это учение о противоречиях и развитии в мире природы, объективной (независимом от воли и сознания человека) действительности. Основополагающая идея объективной диалектики – внутренняя противоречивость Бытия (природных процессов), которая является источником, «движущей силой» его развертывания, становления, развития. По сохранившемся фрагментам можно сказать, что Гераклит также осознает принцип тождества (единства) противоположностей и принцип относительности.

Признание процессуальности бытия ведет к большим трудностям в установлении истины об окружающих нас вещах. Так, философ-софист Протагор (490 – 420 до н.э.) рассуждал следующим образом: если все меняется и переходит в противоположность себе, то о каждой вещи возможны два мнения. Поскольку противоположные мнения об одной и той же вещи возможны, человек осуществляет выбор между ними, принимая одно и отбрасывая другое. Протагор так выразил эту мысль: «Сущности вещей для каждого человека особые... и, следовательно, какими мне представляются вещи, тем они будут для меня, а какими тебе – такими они будут для тебя». Основание истины исчезает, ибо истина никак не определяется вещью; знание о вещах становится целиком субъективным (отсюда – афоризм Протагора «Человек есть мера всех вещей»).

Обратим внимание: гносеологический вывод Протагора, что «о каждой вещи есть два мнения, противоположных друг другу», в онтологическом плане соответствует принципам изменчивости и противоречивости бытия «вещей», т.е. объективной диалектике Гераклита. В обыденной речи мы говорим «с одной стороны...», «с другой стороны…». Однако чтобы избежать релятивизма, субъективизма истины, необходим критерий, по которому можно определить главную, определяющую характеристику вещи. Если такого критерия нет, делается прямой вывод о том, что «все истинно» (Протагор), или «все ложно» (Горгий).

Вопрос о том, что позволяет человеку находить истину в процессе познания, рассматривает Сократ (469 – 399 до н.э.). Учение Сократа заложило основы субъективной диалектики (диалогизма, диалектического метода познания). Тенденция постоянно обнаруживать противоречия в утверждениях, сталкивать их и приходить таким образом к новому (более полному) знанию становится источником развития субъективной диалектики (диалектики понятий). Субъективная диалектика– учение о противоречиях и развитии мысли (мышления), о структуре и способах построения истинного знания (общего понятия) о противоречивых вещах.

Сократ впервые вводит само слово «диалектика», обозначая им искусство вести эффективный диалог, направленный на обсуждение некоторой проблемы с целью достижения истины путем обобщения частных мнений. Диалог, будучи сложной вопросно-ответной структурой, является таким образом методом построения (определения) истинного понятия. Определение понятия есть определение сущности рассматриваемого предмета. Сущность при этом понимается Сократом как единство в многообразии проявлений предмета.

Метод Сократа как метод построения общего понятия будет специально рассматриваться нами на семинаре (тема № 4).

3. Онтологические принципы построения философской картины мира.

Первыми в западноевропейской философии понятие бытия ввели представители Элейской школы античной философии – Парменид и Зенон Элейский. Они полагали, что бытие – это то, что есть, а небытие – то, чего нет. Но если рассуждать строго логически, не доверяя обманчивым чувствам, то мысленная картина реальности окажется вовсе не такой, как картина видимая. Приведенные выше примеры показывают, насколько разнообразны философско-онтологические «картины мира» в древнегреческой философии. К ХХI в. онтологические картины значительно усложнились, а их число многократно возросло. Чтобы сознательно определиться со своим отношением к этому многообразию, необходимо знать общую «историческую логику» развития философской «картины мира» и онтологические принципы ее построения.

 

Космоцентризм, теоцентризм, антропоцентризм.

«В своем историческом развитии «эпохальные» картины мира, сформированные в Западной Европе, аккумулируют в себе наиболее важные и существенные особенности отношения к миру, характерные именно для данной культуры. Каждая из них структурирует этот мир (Бытие) в зависимости от используемых в данное время и в данном месте методологий познания»[47]. Структурирование мира осуществляется с использованием иерархического принципа – принципа неравенства составляющих систему элементов, располагаемых «по вертикали», причем вышестоящим элементам придается преимущественное значение. Основными элементами построения картины мира являются «Природа», «Бог», «Человек». Античную картину мира принято определять как космоцентричную (или космологичную, физикалистскую), средневековую европейскую картину мира – как теоцентричную, картину мира западноевропейской эпохи Возрождения – как антропоцентричную.

В древнегреческой философии на первое место выдвигается Космос (Природа). Бытие – едино, но это единство разнообразия, находящегося в гармонии. Бытие едино в своей субстанциональной природной основе. Природа – это Макрокосм, человек – Микрокосм; и Макрокосм, и Микрокосм, и боги подчинены единым законам Бытия и гармонии, подчинены «космическому порядку».

 

Природа

 

Бог

 
 


Человек

Средневековая картина мира в центр мироздания выдвигает Бога как единого и единственного творца Природы и человека. Бог как чистое Бытие внеприроден, выступает первопричиной существования мира «единичных вещей» (Природы). Человек, будучи «образом и подобием Бога», получает власть над Природой.

Бог

 
 


Человек

 

Природа

Наконец, в эпоху западноевропейского Возрождения возникает картина мира, на первое место в которой выводится Человек. В большинстве случаев акт «божественного творения» не отрицается, но Бог утрачивает центральную (высшую) позицию в картине мира.

Человек

 
 


Бог

 
 


Природа

Космоцентризм – принцип, согласно которому Природа занимает центральную позицию в мире, поскольку является субстанциональным и процессуальным первоначалом, придающим единство мировому процессу.

Теоцентризм – принцип, согласно которому Бог занимает центральную позицию в мире, поскольку является чистым Бытием, причиной мирового процесса и силой, придающей мировому процессу единство.

Антропоцентризм – принцип, согласно которому человек занимает центральную позицию в мире, а бытие человека является целью мирового процесса.

Бытие материального и бытие идеального. Основным онтологическим вопросом, как было показано в первом вопросе данной лекции, является вопрос о том, что лежит в основе бытия: материя или сознание, т.е. проблема соотношения бытия материального и бытия идеального. В этом вопросе происходит разделение философских учений на монизм, дуализм и холизм.

Монизм– философский принцип, характеризующий философские учения, считающие, что в основе бытия лежит какая-либо одна субстанция. Материалистические учения считают, что в основе бытия лежит материя (материалистический монизм), а идеалистические – идея (идеалистический монизм).

Дуализм – философский принцип, характеризующий учения, считающие, что в основе бытия лежат обе равноправные субстанции – дух и материя. Примером дуалистической онтологии является философская онтология Р.Декарта,

Холизм – философский принцип, характеризующий учения, допускающие несколько независимых первооснов бытия.

Центральной понятием бытия материального является категория материи[48]. Среди философов разных школ и направлений не достигнуто единогласная трактовка бытия материального, вопрос о существовании материальной грани действительности всегда остается актуальной проблемой. Материалисты возводят материю в абсолют и обычно приписывают ей атрибуты несотворимости, неуничтожимости, вездесущести, неисчерпаемости, бесконечной протяженности и вечной длительности. В системах объективного идеализма материя понимается либо как физический мир, сотворенный нематериальной субстанцией, либо как эманация идеального первоначала и овеществление его в формах своего протяженного и воспринимаемого существами инобытия. Субъективный идеализм рассматривает материю как внешнюю проекцию комплекса человеческих ощущений, сводится к свойству воспринимаемости и лишается статуса объективной реальности. Философский дуализм объясняет наличное бытие как продукт взаимопроникновения или взаимодополнения двух независимых субстанций – материи и духа.

Центральным понятием бытия идеального является идеальное[49]. Основной вопрос бытия идеального звучит так: существует ли идеальное объективно и независимо от природных субъектов (человека), или оно только плод мышления природных субъектов, и, не будет субъекта, – не будет и идеального?

Оппозиция «бытие материального – бытие идеального» определяет существование двух трактовок Бытия, или, иначе говоря, двух подходов к построению философской «картины мира».

1. Материалистический подход, философские онтологии, основанные на признании субстанционального единства мира в его материально-вещественной основе. Примером картины мира, в основе которой – бытие материального, выступает научная картина мира.

2. Идеалистический подход, философские онтологии, основанные на признании субстанционального единства мира в бытии идеального первоначала. Примером картины мира, опирающейся на бытие идеального, служит религиозная картина мира.

4. «Эйдосы» Платона и «сущности» Аристотеля и их конструктивно-логическая роль в построении онтологических картин.

Роль учения Платона об эйдосах наиболее значима в конструктивно-логических моментах. Платоновские идеи – это не только субстанциализированные родовые понятия, философски противопоставленные чувственной действительности. Идею вещи Платон понимал прежде всего как принцип вещи, как метод конструирования и познания вещи; как смысловую модель бесконечных чувственных проявлений вещи; наконец, как общее, представляющие собой закон для всякого существования единичного.

Эйдос– это «внутреннее устройство», структура вещи, наделенная самобытием (объективным, независимым бытием), т.е. способная существовать независимо от вещи и от сознания отдельного человека. Именно объективное бытие идей позволяет создать гносеологию, исходящую из признания надличного, объективного, общезначимого истинного знания.

Если мнение, основанное на чувственном восприятии, субъективно и не дает истинного знания о вещах (два человека имеют различные мнения об одном и том же предмете), то истинное знание, как постигаемое разумом общее понятие, может быть одно и только одно, поскольку оно соответствует конструктивному «устройству» вещи, соответствует внутренней структуре вещи. Истинное знание как знание понятия означает, что человек имеет «смысловую модель» вещи, описывающую сущностное строение вещи.

Философское понятие «сущность» вводит Аристотель. Неясность учения Аристотеля о сущности связана с веденным им разделением на сущности «первого» и «второго рода» (соответственно, «сверхчувственные (вечные)» и «чувственные» сущности). Кроме того, Аристотель не дал четкого определения понятию «сущность».

Не останавливаясь на проблемах, связанных с понятием «сущность», отметим, что Аристотель сформулировал два критерия, признака сущности: 1) мыслимость, или познаваемость в понятии; 2) способность к отдельному существованию, или способность существовать в единичных вещах. Сущность– это то, что делает предмет именно этим предметом и утрата чего ведет к исчезновению предмета.

Сущность как понятие есть ответ на вопрос «Что такое вещь?». Раскрывая, познавая сущность единичной вещи при помощи разума, мы даем ей определение, даем понятие вещи.