Атомисты (Демокрит).

Элеаты (Ксенофан).

Ионийцы (Фалес).

Ионийцы получили свое название от Ионии, области на западном берегу Малой Азии, столицей которой был город Милет, поэтому их философию называют милетской школой. Зарождение этой школы относят к VII веку до н.э., самые знаменитые ее представители – это Анаксимандр, Анаксимен и Фалес. Здесь мы подробнее остановимся на учении Фалеса.

Фалес впервые последовательно и целенаправленно создал системную теоретическую картину мира, в которой были очерчены все логические взаимосвязи, существовавшие между известными и древним египтянам, и древним грекам фактами, вещами, явлениями и процессами.

Фалес поставил вопрос о том, что является фундаментальным «строительным блоком» Вселенной. Субстанция представляет неизменный элемент в природе и обеспечивает единство в разнообразии природы. С этого времени проблема субстанции стала одной из фундаментальных проблем древнегреческой философии. Можно дать следующее определение, что такое субстанция: это первооснова, первоначало, не нуждающееся для своего существования ни в чем, кроме самой себя.

Субстанцию мира Фалес увидел в воде. Вода, по мнению Фалеса, – основа всего, так как она может переходить в любое состояние (твердая, жидкое, газообразное), все зависит от ее плотности. Таким образом, Фалес постулировал единство мира по отношению к материальной первооснове, находящейся «внутри» природного мира.

Ксенофана (545 – 470 гг. до н. э.) можно считать предшественником учения элеатов. Кроме него к элеатам причисляют Парменида, Зенона и Мелисса.

Основой онтологии Ксенофана было «Единое» – совершенное, единое бытие. «Единое» Ксенофана впервые вынесено за пределы природы, оно содержит в себе природу, объемлет ее. Ксенофан полагал «Единое» как вечный, неизменный, единый «чистый ум» – Нус, или как Бога. Истинное бытие, Нус или Бог «не подобен смертным ни телом, ни мыслью» (полностью лишен антропоморфных черт), бестелесен (не физичен), однако всемыслящ. Здесь впервые расходится физическая картина мира (космология) и философская картина мира (онтология).

Ксенофан доказывал абсолютное единство верховного Существа (Разума, Бога), т. е. единство бытия. Бог есть Бытие, значит, Он содержит в себе все единичные «вещи». Бог и Природа оказываются едины, слитны.

Таким образом, элеаты помещают истинное бытие над миром вещей, в надприродный, сверхъестественный мир.

Демокрит (ок. 500 – 440 до н.э.) широко известен как автор концепции атомизма. Атомы неделимы, вечны, неизменны, едины (в смысле единой первоосновы бытия). Демокрит дополняет бытие (атомы) небытием (пустотой), а также допускает движение как необходимое для образования из атомов многообразных единичных вещей.

Атомарная структура бытия по Демокриту определяет существование единичных вещей благодаря механистическому движению атомов. Понимание целого механистично: целое слагается из отдельных частей (атомов). Принцип целостности (по Демокриту): целое равно сумме частей.

Атомы, вследствие чрезвычайно малых размеров, недоступны восприятию органами чувств. Поэтому чувственно воспринимаемые качества вещей реально не существуют, а реальное бытие (атомы) не воспринимается, не познается чувствами. Чувственно воспринимаемые качества вещей представляют собой лишь ощущения человека.