Философская «картина мира» – это знание предельных, фундаментальных вопросов бытия и возможных ответов на них.

Фундаментальные вопросы Бытия (фундаментальные мировоззренческие вопросы).

Фундаментальные вопросы бытия[44], которые также называются фундаментальными мировоззренческими вопросами, следующие.

Первым фундаментальным вопросомбытия можно считать вопрос, сформулированный Б.Расселом следующим образом: «Разделен ли мир на дух и материю, а если да, то что такое дух и что такое материя?». В иной, более простой формулировке: «Как устроен мир?».

Это – чисто онтологический вопрос, из которого можно вывести множество частных, более узких вопросов. Например, «Что лежит за наблюдаемой нами Вселенной?», «Каким образом возникла Вселенная?», «Каковы механизмы, лежащие в основе изменения, развития Вселенной?», «Имеет ли вселенная какую-либо цель?» и т.п.

Второй вопрос, как его формулирует Б.Рассел: «Действительно ли существуют законы природы, или мы просто верим в них благодаря лишь присущей нам склонности к порядку? Существует ли такая вещь, как мудрость, или же то, что представляется таковой, – просто максимально рафинированная глупость?». Более просто этот вопрос сформулирован И.Кантом: «Что я могу знать?».

Это – вопрос гносеологический. Он также порождает множество частных вопросов, например, «Что есть истина?», «Как отличить истинное положение дел от вымысла, фантазии?», «Существуют ли способы познания, способные дать нам истинное знание?» и т.п.

Третий вопрос – это вопрос о человеке. «Является ли человек тем, чем он кажется астроному, – крошечным комочком смеси углерода и воды, бессильно копошащимся на маленькой и второстепенной планете? Или же человек является тем, чем он представлялся Гамлету? Существует ли возвышенный и низменный образ жизни, или все образы жизни являются только тщетой? Если же существует образ жизни, который является возвышенным, то в чем он состоит и мы как его можем достичь? Нужно ли добру быть вечным, чтобы заслуживать высокой оценки, или же к добру нужно стремиться, даже если Вселенная неотвратимо движется к гибели?» – такими вопросами задавался Б.Рассел. И.Кант ставит вопросы «Что я должен делать?» и «На что я могу надеяться?».

Вопрос о человеке («Что такое человек?», «Каково происхождение человека?») может быть назван антропологическим вопросом, причем этот вопрос сопровождает целая серия аксиологических вопросов: «Каково происхождение рациональности и морального чувства человека?», «Каковы перспективы человека на будущее и что происходит с ним после смерти?», «В чем смысл жизни?» и т.п.

Все фундаментальные мировоззренческие вопросы связаны между собой и могут рационально, эффективно решаться только системно, во взаимосвязи. «Чем системней, шире и глубже мировоззрение, – пишет Т.О. Бажутина, – тем точнее картина мира, тем успешнее жизнедеятельность личности или сообщества людей, потому что точнее и адаптивнее становится программа человеческой жизнедеятельности, т.е. ее мировоззренческая стратегия»[45].