Специфика культур Востока и Запада.

Холизм (от греч. holos – целый, весь) – философско-методологический принцип целостности, согласно которому целое всегда больше, чем сумма его частей. Сформулирован южноафриканским философом Я.Смэтсом в 1926 г.[21], хотя соответствующая позиция известная уже в древнегреческой философии. Что же такого есть в целом карандаше, отличающем его от «простой суммы» грифельного стержня и оболочки? Дело в том, что наличие двух этих частей еще не достаточно для существования карандаша как целого. Положим на столе грифельный стержень и рядом его деревянную оболочку. Будет ли это карандаш? Очевидно, нет, потому что в карандаше грифельный стержень заключен в оболочку из дерева. Итак, целое больше частей потому, что части целого взаимосвязаны между собой, целое включает в себя как части, так и необходимые для существования этого целого связи между этими частями.

Проблема «единства и многообразия» философского знания.

Рассматривая структуру философского знания, мы сталкиваемся с проблемой «единства и многообразия».

С одной стороны, философское знание едино по предмету, т.е. это предельно общее знание об отношении человека к миру, включающее знание об окружающей человека реальности (онтология), знание о способах познания этой реальности (гносеология) и т.д. Невозможно утверждать, что некоторое онтологическое знание истинно, если не обоснован способ получения этого знания, не доказана его истинность. Отдельные части философского знания взаимосвязаны, их существование невозможно вне целого.

С другой стороны, философское знание состоит из разделов, представляющих собой самостоятельные, независимые друг от друга учения. Онтологическое знание – это знание о структурах бытия, как они существуют независимо от человеческого познания. Гносеологическое знание – это знание о средствах, методах и результатах познания, являющееся универсальным и, следовательно, независящим от того, что представляет собой предмет познания. Отдельные части философского знания самодостаточны и автономны.

Следовательно, проблема «единства и многообразия» философского знания состоит в том, что невозможно провести четкое разграничение между отдельными его частями, поскольку демаркационная линия может быть проведена различным образом, вплоть до отказа от указания составных частей философии.

Заметим также, что вопрос единства, целостности чего-либо, в том числе и философского знания, связан с вопросом о соотношении целого и части.

 

Соотношение целого и части. По этому вопросу существует две позиции: 1) целое равно сумме частей; 2) целое больше суммы частей. Например, является ли карандаш «простой суммой» своих составных частей – грифельного стержня и оболочки из некоторого материала? Казалось бы, ничего, кроме указанных частей, в «целом карандаше» больше нет.

Отдельные разделы философского знания, философские учения как части целостного философского знания взаимосвязаны между собой, образуют единство. Философия именно потому представляет собой целостное теоретическое мировоззрение, что отдельные фрагменты философии соотносятся, взаимосвязаны, определенным образом соответствуют друг другу. Сложность овладения философским знанием состоит в том, что недостаточно просто усвоить (выучить) отдельные философские идеи относительно бытия и познания, природы, общества и человека. Подобное «знание» будет составлять элементарную «эрудицию» в области философии. Но философская эрудиция – фрагментарна, она сама по себе не порождает целостного философского мировоззрения, не дает понимания философии как целостной системы знаний. О том, что придает цлостность философскому знанию, как формируется целостный характер философского мировоззрения, речь в наших лекциях пойдет далее.

 

2. Основные разделы (аспекты) философского знания.

Онтология: философское учение о бытии как таковом. В философии со времен Античности различают бытие и сущее. Сущее– совокупность «единичных вещей». Бытие – это чистое существование, не имеющее причины, оно – причина самого себя, самодостаточное, ни к чему не сводимое, ни из чего не выводимое[22]. Это – «истинное бытие», истинная реальность, ибо все остальное (включая «единичные вещи») имеет внешние причины, а потому не обладает реальным существованием, но лишь существованием обусловленным.

Благодаря древнегреческому философу Пармениду происходит формирование онтологии как философского знания о реальности, не сводимой к материально-чувственным вещам. Философия, писал испанский философ ХХ в. Х.Ортега-и-Гассет, возникает не по причине полезности и не из беспричинного каприза. Она есть охота за единым. Почему, спрашивает он, мы не довольствуемся тем, что нам открывается в мире без всякой философии, тем, что уже есть и находится перед нами? Да просто потому, что все существующее и данное нам – это в сущности только осколки и фрагменты. Глядя на них, нельзя не заметить, не почувствовать изъяна. В любой данной нам вещи можно обнаружить, что это только часть, увидеть глубокий след излома, рубец его онтологического увечья. Вглядываясь в любой предмет, можно увидеть, что это только фрагмент, к которому необходимо домысливать дополняющую его реальность. Даже если брать не определенную вещь, а материю, которая, кажется. Служит основой всего, то и тут возникает подозрение, что она не является самодостаточной, она не может сама положить начало своему существованию. Этим она обязана какой-то другой силе. Так же как, видя летящую стрелу, я не могу не вспомнить о пославшей ее руке. То же касается реальности внутри нас: в каждый момент мы видим лишь ничтожную часть нашего внутреннего бытия. Мы не видим своего полного настоящего Я, которое скрыто от нас. Даже мир в целом является лишь огромным, колоссальным фрагментом. Все это вынуждает нас философстовать. Философстовать – значит искать целостность мира, нечто, не являющееся тем, что нам дано[23].

Онтология как раздел философского знания дает совокупность всеобщих определений бытия, характеризующих его безотносительно к деятельности людей, их познанию и мышлению.

Гносеология: философское учение о познании. Эта часть философии изучает общие характеристики процесса познания и его результат – знание. Большое значение для становления гносеологии имело введенное Парменидом различение знания об истинах бытия, источником которого является разум, и мнения об иллюзорных «единичных вещах», источником которого являются чувственные восприятия. Собственно основная гносеологическая проблема сформулирована старшим софистом Горгием, который обратил внимание на различие онтологических статусов предмета мысли и мысли о предмете. Поэтому уже в античной греческой философии прослеживается тесная связь между гносеологией и онтологией как разделами философии.

В философии Нового времени анализ знания и познания обычно осуществляется в рамках общего учения о «человеческом разуме». При этом, во многом благодаря работам Ф.Бэкона, на первый план выходит проблема метода получения истинного знания. С середины XIX в. учение о познании стало пониматься как особая философская дисциплина. Во второй половине ХХ в. для обозначения гносеологической проблематики часто стали использовать англоязычный термин «эпистемология» («эпистема» – знание). В рамках нашего учебного курса термины «гносеология» и «эпистемология» следует считать синонимами.

Аксиология: философское учение о ценностях. Ценность– это свойство предмета или явления иметь значение для людей в культурном, общественном или личностном отношении[24]. Здравый смысл подсказывает нам, что разные эпохи, разные народы, разные люди имеют свои, часто несовместимые, ценности. Отсюда распространено мнение об относительном характере ценностей. Так ли это? Существуют ли общечеловеческие (общезначимые) ценности? На эти и им подобные вопросы и должна давать ответы аксиология.

Философско-логические основания учение о ценностях впервые разрабатывает Платон. Разграничив два типа бытия, – «мир вещей» (чувственная реальность) и «мир идей» (сверхчувственная, умопостигаемая реальность), – он создает учение о Едином. Едионе (у Платона) – это первооснова, объединяющее первоначало, задающее целостность (единство) многообразным проявлениям Бытия. Функциональным аспектом Единого у Платона выступает Благо. Едионе в аспекте Блага является одновременно и первоначалом Бытия (онтология), и основанием истинности (гносеология), и условием ценности, т.е. того, к чему следует стремиться человеку с позиции добра и красоты (аксиология). То, что представляет действительную (а не мнимую) ценность, соответствует Благу – единству истины, добра, красоты.

Представление о единстве Бытия и Блага, введенное Платоном, является господствующим в последующей античной и средневековой европейской философии. Понятие «ценность» как собственно философское понятие начинает разрабатываться с конца XVIII в., так как к этому моменту возникает сомнение в правомерности отождествления Бытия и Блага. Так, И.Кант утверждал, что ценности сами по себе не имеют бытия, у них есть только значимость[25]. Однако Канту не удалось создать основоположения аксиологии как самостоятельной философской дисциплины, поскольку он не смог предложить единое основание для системы ценностей. Основанием для нравственных ценностей у него является вера, для эстетических ценностей – чувство удовольствия, «свободное от всякого интереса».

Основания аксиологии впервые создал Р.Г.Лотце в середине XIX в. Лотце поставил задачу обосновать истинность познания с помощью понятия «объективной значимости» логических и математических истин. В рамках гносеологической проблематики он обосновывает понятие «значимости», придавая ей объективный характер, осуществляя аргументированную критику субъективизма и релятивизма в понимании значимости. В общем становление аксиологии происходит в рамках неокантианства, утверждающего, что ценности существуют не в виде неких «вещей» (т.е. не обладают собственным существованием), а в виде «значимостей» – значений, которые управляют человеческой деятельностью, воплощаются в деятельности человека.

Можно указать несколько основных сфер значимостей: ценности истины (логика, наука), ценности морали (этика), ценности красоты (эстетика, искусство), ценности права (юриспруденция), ценности религии (вера).

 

Философия природы (натурфилософия). Философия природы – область философии, исследующая структуры и уровни организации материального мира (природы). Бытие природы – это часть объективной реальности, которая включает единство природы и человека как природного существа. Природа(в широком смысле) – это весь материальный мир в многообразии его форм. Природу рассматривают также как совокупность разнокачественных материальных систем – физических (не живых), биологических (живых) и социальных. В широком смысле природа включает в себя и общество, и человека. Природа(в узком смысле) – это та предметно-вещная среда, которая противостоит обществу (человеку). Предметом философии природы является природа как совокупность материальных систем, качественно отличных от систем социокультурных.

 

Философия общества (социальная философия). Реальность, которая возникает в связи с человеком и его деятельностью, характеризуется особенностями, которые позволяют рассматривать эту реальность как особый предмет познания. Чаще всего эту реальность обозначают как «социальное», или «общество», в противоположность «биологическому» и «физическому», или «природному» (в узком смысле). Социальное(в широком смысле) – система, обеспечивающая жизнедеятельность человека как особого надприродного существа, системная совокупность явлений и процессов, выделяющих «мир человека» из «мира природы».

«Социальное» в данном случае является синонимом таких философских понятий, как «общество», «социальная форма движения материи». Поскольку общество изменяется (развивается) во времени и пространстве, история человечества стала предметом философского рассмотрения. Философия истории – это философская дисциплина, исследующая онтологию исторического процесса, последовательность исторических эпох, проблему исторического прогресса, «смысла истории», а также гносеологические и логико-методологические проблемы исторической науки.

 

Философия культуры. Философия культуры – философская дисциплина, изучающая культуру во всем объеме ее исторического становления и развития и во всем многообразии ее структурных спецификаций. Формирование философии культуры относят к концу XVIII – началу XIX вв.

В широком смысле к культуре относят все то, что создано человеком, в отличие от того, что создано природой (без участия человека). Однако такое противопоставление «культура-природа» не позволяет различить культуру и общество. Выделение проблематики культуры из проблематики социального связано с уточнением того, что такое культура в отличие от общества? П.А.Сорокин, сформулировав понятие простейшего социокультурного явления, рассматривал социальное как прямую противоположность культуры. Общество представляет собой социокультурную систему, единство социального и культурного. К социальной подсистеме он отнес взаимодействующих людей, к подсистеме культуры – нормы, ценности и значения, руководствуясь которыми люди совершают действия и которыми они обмениваются в процессе совместной деятельности (взаимодействия).

Формирование философии культуры инициировало появление ряда новых философских дисциплин – философии языка, философии мифа, философии религии и др.

 

Философия науки. Философская дисциплина, исследующая характеристики научно-познавательной деятельности, специфику научного знания, науку как социальный институт. Как особое направление философия науки возникает в середине XIX в., когда научно-познавательная деятельность становится самостоятельным предметом философских исследований. Философия науки сложилась во второй половине ХХ в., когда актуализировались исследования социокультурных функций науки в контексте научно-технического прогресса и обнаружения его негативных последствий.

 

Философские проблемы архитектуры. Философские проблемы того или иного специализированного вида деятельности

 

Практические задания.

Лекция № 3. Основные философские традиции.

Основная проблема: соотношение «общего и особенного» в философии и культуре Востока и Запада.

 

Цель: познакомиться с мировыми философскими традициями и уяснить культурную обусловленность их формирования.

 

Основные дидактические единицы лекции по программе.

Культура и философия. Специфика древнеиндийской («миро»-отрицающее мировоззрение, мифологизм, кастовая иерархия), древнекитайской («миро»-утверждающее мировоззрение, традиционализм, прагматизм), древнегреческой («миро»-утверждающее мировоззрение, космоцентризм, рационализм) культур.

Древнеиндийская философия. Веды. Учение о Едином. Ортодоксальные и неортодоксалные школы. Антропоцентризм. Древнекитайская философия. У-Дзин. Учение о Едином как единстве противоположностей. Этические и онтологические школы. Древнегреческая философия. Ионийцы и элеаты. Рационализм.

 

Основные понятия: философская традиция;

древнеиндийская философия, варна, сансара, нирвана, Единое, Брахман, Атман;

древнекитайская философия, Ян и Инь, Дао;

древнегреческая философия, Единое, Путь знания и Путь мнения, рационализм.

 

План

1. Специфика культур Востока и Запада.

2. Мировые философские традиции.