Проблема отношения Бытия к Мышлению (Материи к сознанию).

План

1. Основной вопрос философии (Ф.Энгельс) и проблема классификации философского знания.

2. Основные разделы (аспекты) философского знания.

 

1. Основной вопрос философии и проблема классификации философского знания.

В работе «Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии» Ф.Энгельс следующим образом сформулировал «основной вопрос философии»: «Великий основной вопрос всей философии, в особенности новейшей философии, есть вопрос об отношении мышления к бытию, материи к сознанию»[14]. Эта формулировка вызывает множество возражений, в частности, почему именно этот вопрос следует считать «основным»? Почему вопрос об отношении мышления к бытию более важен, чем, например, вопрос о смысле жизни? Почему этот вопрос занимает особое положение, например, среди тех проблем, которые перечислял Б.Рассел? (См.: Лек 1, вопр. 1, Специфика философских проблем: исследование смысла, присущего целому).

В рамках нашего лекционного курса мы будем рассматривать вопрос об отношении мышления к бытию как основной классификационныйвопрос философии[15]. Если мы хотим обозримым образом представить основные направления в философии (основные «блоки» философского знания), то должны опираться на единое основание для указания таких направлений философского мышления, структурных элементов философского знания. Вопрос, сформулированный Ф.Энгельсом, удобно считать основным в том смысле, что он дает основание классификации философского знания.

Для того, чтобы понять логику классификации философского знания на основании основного вопроса философии, необходимо обратить внимание на термин «отношение».

Отношение – это наличие двух или более вещей, свойств, понятий и т.п., сопоставимых друг с другом. Поскольку все существующее так или иначе сопоставимо друг с другом, то отношения всеобщи. Иначе говоря, можно всегда сопоставить вещь, свойство или понятие с другой вещью, иным свойством или понятием, т.е. установить некоторое отношение. Поскольку на уровне «здравого смысла» человек выделяет в мире два фундаментальных типа реальности – 1) материально-вещественное бытие и 2) не материально-вещественную мысль (сознание), постольку и возникает вопрос об их отношении: как эти две реальности связаны друг с другом? Быть может, между ними вообще нет никакой связи?

Связь – это такое отношение, которое выражает зависимость между предметами или явлениями, их взаимообусловленность. Таким образом, связь всегда представляет собой отношение, но такое отношение, когда изменение одного члена отношения влечет за собой изменение другого члена отношения. Среди множества возможных типов связей для дальнейшего понимания структуры философского знания нужно различить следующие.

Генетической называется связь, при которой явления имеют общее происхождение, общее основание своего возникновения и существования. Функциональной называется связь, при которой явления взаимозависят таким образом, что изменение одного из них влечет изменение другого.

Генетическая связь отражает ситуацию следования во времени «одно после другого». Примером генетических связей могут быть семейно-родственные связи «родители-дети», «брат-сестра». Брачная связь «муж-жена» – это уже функциональная связь. Примером функциональной связи будет также математическая функция – переменная, принимающая определенные числовые значения в зависимости от значений другой переменной (аргумента), и выражаемая формулой: y = f (x).

Итак, существует ли между материей и сознанием генетическая связь? Ответ на этот вопрос составляет так называемый «генетический аспект» отношения материи и сознания, или онтологическую сторону основного вопроса философии (Рис. 1).

 

 

           
   
Основной вопрос философии: каково отношение материи к сознанию (бытия к мышлению)?
 
 
Онтологическая сторона: Что первично – материя или сознание? (генетический аспект отношения)
 
Гносеологическая сторона: Способно ли мышление постичь истину о бытии? (функциональный аспект отношения)
 
 
ОНТОЛОГИЯ 1. М → С (Материализм, монизм) 2. С → М (Идеализм, монизм) 3. М, С (Дуализм, плюрализм)
 
ГНОСЕОЛОГИЯ 1. Реальность за пределами сознания (Бытие, Мир) познаваема (Гностицизм) 2. Реальность за пределами сознания непознаваема (Агностицизм)

 


Рис. 1.

 

Если мы признаем существование генетической связи между материей и сознанием, то это может означать либо происхождение сознания из материи, т.е. первичность материи, либо происхождение материи из сознания, т.е. первичность сознания. В первом случае в рамках философии возникают различные философские учения, представляющие собой различного вида онтологии(учения о бытии) материалистического монизма; во втором случае получаются разнообразные онтологии идеалистического монизма.

Монизм– философская мировоззренческая позиция, согласно которой существует одно (единое) первоначало, одна первооснова бытия. Плюрализм – философская мировоззренческая позиция, согласно которой существует множество независимых и несводимых друг к другу начал или видов бытия. Дуализм– вариант плюрализма, согласно которому в основе бытия лежит два независимых первоначала[16].

Если же между материей и сознанием нет генетической связи порождения одного из другого, то материя и сознание представляют собой два независимых первоначала, две генетически не взаимосвязанные реальности. Такого рода плюралистическую онтологию, допускающую несколько равноправных первоначал Мира, представляет учение Р.Декарта о двух субстанциях – «протяженной субстанции» (материя) и «мыслящей субстанции» (мышление).

Если мы признаем существование функциональной связи между материей и сознанием (бытием и мышлением), то материя, бытие способны оказывать влияние на сознание. Следовательно, мышление (сознание) способно в той или иной мере воспроизводить «в себе», в своих структурах характеристики, свойства, структуры внешней реальностиобъективного бытия, материи. Бытие, материальная реальность в этом случае познаваемы, т.е. могут быть адекватно представлены в сознании, мышлении. «Мир познаваем» – это позиция гносеологизма.

Если функциональной связи между материей и сознанием нет, то внешняя реальность никак не влияет на сознание. Следовательно, сознание, мышление имеет дело лишь «с самим собой», внешняя реальность ему никак «не дана», в мышлении «не представлена», не познаваема. «Мир не познаваем» – это позиция агностицизма.

Итак, философское знание включает знание об устройстве бытия (онтология) и возможностях познания (гносеология).

Основные философские оппозиции. Философия как теоретический тип мировоззрения, имеющая свой предмет и особый стиль мышления, неизбежно вырабатывает специфический «язык философии»[17]. Язык философских текстов отличается и от обыденного языка, и от языка науки.

Прежде всего, в основе языка философии лежат категориальные понятия (категории). «С современной точки зрения, – пишет Т.О.Бажутина, – категории – это «узловые точки» исторического опыта; это понятия, одновременно обобщающие опыт науки, искусства и опыт обыденной жизни человека. «Проверить» правильность определения категории можно в основном только формально-логическим способом (методами), но проверить не содержательно, а формально, ибо содержание категорий столь же многогранно, неоднозначно и сложно, сколь сложны, многогранны и неоднозначны соответствующие данным категориям сферы определяемой действительности»[18].

Понятие– мысль о предмете, описание предмета посредством характеристик, которые непосредственно не даны чувственному восприятию. Категория– предельно широкое понятие, которое невозможно подвести под более широкое, родовое понятие. Термин – однозначно определенное понятие в рамках данной области знания. Поскольку категория – это предельно общее понятие, постольку определение категории дается через другое предельно общее понятие, прямо противоположное по смыслу. Исходные онтологические категории философии – это парные категории[19] (оппозиции), смысл которых противоположен. К исходным онтологическим категориям философии можно отнести: «бытие-небытие», «материя-сознание», «бытие материального – бытие идеального», «объективное-субъективное», «объективное идеальное – субъективное идеальное» (Рис 2).

В самом широком смысле, бытие– это всеохватывающая реальность, предельно общее понятие о существовании, о сущем вообще. Древнегреческий философ Парменид утверждал: «Бытие – это то, что есть, существует реально». Антитезой бытия является небытие – не сущее, то, чего нет (не существующее реально). Категория бытия – центральная категория древнегреческой философии. Онтологический вопрос о том, что есть Бытие, а что следует относить к небытию («кажимости», только иллюзии существования), является философской проблемой.