Прагматизм.

· Возник в 70-е годы 19 в. в США, наибольшее развитие получил в 20 в. до второй мировой войны. Оказал сильнейшее влияние на духовную жизнь страны. Осн идеи высказал Пирс, затем эту доктрину разрабатывали Джемс, Дьюи, Мид, имел сторонников также в Великобритании.

· Обвинив всю прежнюю философию в отрыве от жизни, абстрактности и созерцательности, прагматизм выдвинул программу «реконструкции в философии»: философия должна быть не размышлением о первых началах бытия и познания, каковой она считалась со времен Аристотеля, а общим методом решения тех проблем, которые встают перед людьми в различных жизненных («проблематических») ситуациях.

· Примыкая к традициям субъективно-идеалистического эмпиризма, прагматизм отождествляет всю окружающую человека реальность с «опытом», несводимым однако к чувственным восприятиям, а понимаемым как любое содержание сознания, как «поток сознания».

· Функция мысли - не в познании как отражении объективной действительности и основанной на нем ориентации деятельности, а в преодолении сомнения, являющегося помехой для действия (Пирс), в выборе средств, необходимых для достижения цели (Джемс) или для решения «проблематических» ситуаций (Дьюи). Идеи, понятия и теории - лишь инструменты, орудия и планы действия.

· Истина определяется как полезность или работоспособность идеи. Такое определение истины является наиболее характерной и одиозной доктриной прагматизма: успех абсолютизируется и превращается не только в единственный критерий истинности идей, но и в само содержание понятия истины.

· Прагматическая теория истины использовалась для оправдания религиозной веры: гипотеза о боге истинна, если она служит удовлетворительно. С 1930-х годов влияние прагматизма ослабевает, но он продолжает определять, например, стиль полит мышления. С 1960-х годов новое возрождение, наиболее одиозные его черты замалчиваются или отвергаются, делаются попытки сблизить прагматизм с современной логикой и методологией науки и особенно с феноменологией. Прагматика - теория употребления языка, семиотика.

5. Герменевтика.

· Герменевтика - дословно - искусство истолкования текстов. Поначалу герменевтика понималась как искусство понимания чужой индивидуальности. Гуссерль, анализируя сознание, выделил в нем несознаваемый фон актов сознания, который назвал горизонтом или «жизненным миром» и который делает возможным понимание индивидов. При любом исследовании далекой от нас культуры необходимо прежде всего реконструировать этот «горизонт», «жизненный мир» этой культуры, в соотнесении с которым мы только и можем понять смысл отдельных ее памятников. Герменевтика – вид экзистенциализма.

· Основатель современной герменевтики Г.Гадамер: реальное познание всегда связано с определенным временем, замыкается в своеобразном «герменевтическом круге», поскольку изучая историю, традицию, исследователь сам всегда двигается вместе с ней в «ее круге». Процесс познания никогда не будет нейтрально констатацией всего того, что попадает в поле нашего зрения. Мы «вопрошаем» наш предмет, ведем с ним диалог. Поэтому Г толкует исследование, познание как игру. Характер ее определяются не ее участниками, а самим процессом игры. Играет сама игра, втягивая в себя игроков.

· Носителем понимания, традиции является, по Гадамеру, язык. Язык - это фундаментальный уровень бытия, существует языковая конституция мира.

7. Религиозная философия ХХ ст.

· Главной проблемой религиозной философии является проблема человеческого бытия. Способы религиозного осмысления действительности отличаются от научных методов, имеют свою специфику.

· Религия не является полностью самостоятельной при формировании жизненно важных ценностей. Она заполняет дефицит информации о смысле космоса, смысле жизни людей и общества. Основным вопросом религиозной философии является вопрос об отношении Бога к созданному им миру и человеку, а также об отношении человека к Богу. Религиозная философия дает свой вариант разрешения проблем онтологии, гносеологии, космологии, социологии и т.д. Она представлена различными течениями, которые имеют общие черты и определения. Однако разные церкви кладут в основу своих взглядов разные философские идеи.

· Рассматривая религиозную философию ХХ ст. необходимо отметить, что в отличие от протестантизма католицизм имеет собственную католическую философию, которая состоит из ряда существующих в католицизме философских течений, таких как неотомизм, тейярдизм, неоавгустианизм, «теологии освобождения» и др.

· ТОМИЗМ - философия Фомы Аквинского и его последователей, томистов. Томизм делится на старый (частично до, частично после Реформации) и новый - неотомизм, существующий с конца 19 в. и занимающий большое место в современной философии. Томизм представляет собой соединение философии Аристотеля с христ. (католич.) мировоззрением. Его представители проповедуют подчинение воли разуму, известную свободу воли и глубокую идею о наличии ступеней в строении мира и познаваемости Бога только по результатам его действий в видимом мире.

· НЕОТОМИЗМ - ядро неосхоластики уже со времени возникновения католич. движения, направленного против Реформации. Особое развитие неотомизм получает после официального возрождения церковью и папой Львом XII (энциклика «Aeterni Patris», 1879) философии Фомы Аквинского. Неотомизм является одним из наиболее значительных направлений современной философии; больше всего он распространен во Франции и Бельгии, но имеет своих представителей почти во всех др. западноевропейских странах. Неотомисты занимаются гл. о. проблемами метафизики - учение о действии и потенции: пассивная потенция выражает реальное ограничение действия; проблемами натурфилософии: материя относится к форме так же, как потенция к действию; проблемами духа, его двумя важнейшими функциями - познанием и волением; вопросами познания - осн. различие между чувственным и рациональным познанием; учением о Боге - бытие всех вещей зависит от свободной божественной воли; конечное бытие создано по образу и подобию Бога как совершенного бытия; проблемами этики - блаженство для человека достижимо только через его восхождение в конце концов к чистому и совершенному бытию.

· Представители католической философии французские философы:

· ТЕЙЯР ДЕ ШАРДЕН Пьер (1881-1955), палеонтолог и теолог. Один из первооткрывателей синантропа. Развил концепцию «христианского эволюционизма», сближающуюся с пантеизмом (Ноосфера). Оказал влияние на обновление доктрины католицизма.

· Габриель Марсель (1889-1973). Марсель раскрывает смысл понятия мудрости в условиях современной жизни человечества. Он обращается к внутреннему суду совести человека, однако современные люди раздавлены бесконечностью научно-технического прогресса, они становятся рабами промышленной и социальной инженерии. Поэтому «для сегодняшнего человека мудрость явно может быть только трагической».

· Рассматривая разные точки зрения на вопрос о мудрости в современном ее понимании, Марсель не видит смысла в отказе от мира технических средств, который предложил Ганди и его последователи.

· Гигантское развитие человечества достигает своей цели лишь через христианизацию, так как наука и техника не может наделить жизнь людей смыслом.

· Гибель индивидуальности в современном мире необратима, однако человеческое Я должно обратиться не к науке и технике, а к ближним и любимым.