Лекция 5. ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ Х1Х-ХХ ВЕКА

 

1. Иррационализм как философское направление.

2. «Философия жизни».

3. Экзистенциализм.

4. Прагматизм.

5. Герменевтика.

6. Религиозная философия ХХ ст.

 

1. Иррационализм как философское направление.

1.1. Начиная с середины ХУШ в. в европейской философии доминирующее роль играет рационалистическое направление. Установки и ориентации рационализма продолжают оказывать влияние на развитие философского процесса вплоть до наших дней. Однако с середины Х1Х в. в западноевропейской философии на передний план выступают иррационалистические концепции.

1.2. Безусловно, иррационализм существовал и ранее, начиная с античной философии (пифагореизм, платонизм, стоицизм). Значительные импульсы он получил в христианской философии средневековья. Тем не менее именно с середины прошлого века иррационализм сформировался в самостоятельное философское направление, а на протяжении ХХ в. оказывал определяющее влияние на историко-философский процесс.

1.3. Утверждение иррационализма происходит по мере разочарования в тех идеалах, которыми оперировал философский рационализм. К середине прошлого века люди убедились в том, что прогресс науки и техники сам по себе не ведет к реализации вековых идей человечества. Люди перестали видеть в мировом историческом процессе проявление и осуществление высшего разума. Утратила притягательность идея приоритета социально-исторической активности человека. В культуре все более утверждается мысль о беспочвенности всех упований человека на то, что объективное движение мирового процесса гарантирует осуществление собственно человеческих целей, а познание закономерностей этого процесса даст человеку надежную ориентацию в действительности. Неверие в конструктивно-созидательные силы человека, исторический и социальный пессимизм, скептицизм - это то, что способствовало развитию иррационализма как философского направления современной западноевропейской философии.

1.4. Всё это привело к переосмыслению рационалистической концепции отношения человека к окружающей действительности, изменение представления о смысле, цели и назначения человеческой деятельности и познания. Рационализм - это прежде всего приоритет целесообразных форм человеческой активности. Иррационализм же связывает духовное со спонтанными, бессознательными импульсами, эмоционально-волевыми и нравственно-практическими структурами поведения. Все формы рационального, целесообразного отношения к миру объявляются в иррационализме производными от первоначальной, досознательной основы. В зависимости от того, какое конкретное начало объявляется сущностной характеристикой субъекта, возникают различные школы иррационализма: «философия воли» Шопенгауэра, «философия жизни» Ницше, Бергсона, экзистенциализм Хайдеггера, Сартра.

1.5. Иррационализм выступает прежде всего против установки рационализма, что природа и все сферы общественной жизни рациональны и познаваемы, и познание может дать ориентиры для человеческой деятельности. Иррационализм отрицает упорядоченное, законообразное устройства мира: основание бытия неразумно. Бытие иррационально, потому что бессмысленно, дисгармонично, абсурдно.

1.6. С отрицанием законообразности и причинной обусловленности в иррационализме тесно связано отрицание как познавательной, так и преобразовательной активности субъекта. Иррационализм решает проблему субъекта безотносительно к его познанию и деятельности и поэтому видит основную задачу философии не познании законов объективного мира, а в определении форм и норм построения субъективного мира личности. Познавательному и преобразовательному отношению к миру, выраженному в различных системах рационализма, иррационализм противопоставляет нравственно-практическое. Главное, согласно иррационализму, выработать эмоционально-нравственные установки, которые должны служить человеку в межличностных ситуациях. На смену субъект-объектным отношениям, характерным для рационализма, иррационализм выдвигает субъект-субъектные отношения. Человек рассматривает, главным образом, как субъект общения (коммуникации).

1.7. В философской теории иррационализм противопоставляет гносеологическому подходу рационализма аксиологический. Активность субъекта проявляется не в познавательной и преобразовательной деятельности, а в нравственно-оценочной. Отсюда снимается проблема объективности познания и заменяется проблемой оценивания мира с точки зрения условий бытия в нем личности. Человека отличает от животного не разум, не способность к понятийному мышлению, а прежде всего способность к нравственной оценке. Человек выступает мерилом всего бытия, а гносеологический подход уступает место аксиологическому, в основе которого лежат установки антропологизма.

1.8. При решении же гносеологическим проблем решающее значение в иррационализме придается субъективно-психологическим, подсознательным факторам человеческого познания. Традиционные понятия гносеологии заменяются принципиально иными, отражающими субъективные переживания личности: страх, отчаяние, тоска, забота, любовь, причастность и т.д.

1.9. Рационализм всегда стремился уложить все знания в строго определенные логические формы, а то, что не укладывалось, отбросить как незнание. Иррационализму не присуща отрицательна реакция на рационалистические методы философствования (понятийность, доказательность и т.д.), но он акцентирует внимание как раз на «иррациональных остатках», объявляя их подлинным знанием, требующим иных, нерациональных форм выражения (образов, символов, аллегорий, метафор и т.д.).

Метафизика воли Шопенгауэра. Шопенгауэр Артур (1788-1860) - нем. философ. Мир, взятый как «вещь в себе», предстает как слепая, безосновная «воля к жизни», которая дробится в бесконечном множестве объективаций. Каждой объективации свойственно стремление к абсолютному господству, что выражается в непрекращающейся «войне всех против всех». Высшая ступень в ряду объективаций воли - человек, существо, наделенное познанием. Каждый познающий индивид сознает себя всей волей к жизни, все прочие индивиды существуют в его представлении как нечто зависящее от его существа, что служит источником беспредельного эгоизма человека. Социальная организация (государство) не уничтожает эгоизма, будучи лишь системой сбалансированных частных воль. Преодоление эгоистических импульсов осуществляется в сфере искусства и морали. Искусство - создание гения, основывающееся на способности «незаинтересованного созерцания». Счастье иллюзорно, а страдание неотвратимо, это вытекает из самой «воле к жизни» с ее бессмысленностью и вечной неудовлетворенностью, Шопенгауэр, в противовес Лейбницу, называл существующий мир «наихудшим из возможных», а свое учение - пессимизмом. Подлинным основанием морали Ш считал чувство сострадания, благодаря которому обманчивая видимость индивидуальности растворяется в сознании единства всего сущего. Философия Ш не пользовалась популярностью при его жизни, но с конце 19 в. стала источником философии жизни и концепций глубинной психологии (учение о бессознательном).

Кьеркегор Сёрен (1813-1855) - датский теолог, философ, писатель. Изучал философию и телогию в Копенгагенском университете. Вел замкнутую жизнь одинокого мыслителя, публиковался под псевдонимами. Философские воззрения сложились под влиянием антирационалистической реакции на гегелевскую философию. Особое значение придавал сократической иронии. Критиковал Гегеля за «объективизм», т.е. за стремление понять индивида в исторически конкретной системе объективного духа. Эту точку зрения К отвергал как отдающую личность во власть «анонимного» господства истории и тем самым лишающую ее самостоятельности и свободы. Противопоставлял гегелевской субъективную (экзистенциальную) диалектику, которую понимал как средство сохранить отношение личности к богу. Выдвинул концепцию «экзистенциальной» (личностной) истины. Истина, по К, результат столкновения противоположных «жизненных позиций». Такой подход дает возможность увидеть «полифонию» истины, реконструировать личностно неповторимые черты ее многозначной структуры. Резко критиковал Реформацию за то, что она, отменив средневековый аскетизм, «облегчила жизнь». Стиль философствования К стал образцом для иррационалистической западной философской мысли.

2. «Философия жизни» и ее разновидности.

· Философия жизни - иррационалистическое философское течение конца 19 - начала 20 вв., выдвигавшее в качестве исходного понятия «жизнь» как некую интуитивно постигаемую целостную реальность, не тождественную ни духу, ни материи. Понятие «жизнь» многовариантно и по-разному трактуется в разных в различных вариантах ФЖ. Один из вариантов: живое (естественное) противопоставляется механически сконструированному, искусственному. Для этого варианта характерны склонность к культу силы, попытки свести любую идею к «витальным влечениям», «инстинктам», «воле» индивида или общ группы, прагматическая трактовка нравственности и познания (добро и истина - то, что усиливает первичное жизненное начало, зло и ложь - то, что его ослабляет).

· Для ФЖ характерно отталкивание от механистического естествознания, протест против переноса методов естествознания в сферу культуры, попытка разработать спец методы познания духа. (герменевтика, концепция понимающей психологии). Противопоставление культуры и цивилизации.

· Теория познания ФЖ - разновидность иррационалистического интуитивизма. ФЖ подчеркивает принципиальное различие научного и философского подхода к миру.: наука стремится овладеть миром и подчинить его, философии свойственна созерцательная позиция сродни искусству. Наиболее адекватная форма познания - худ символ. Творчество - синоним жизни. Пафос судьбы, любовь к року, проповедь слияния с иррационалистической стихией жизни. Многие идеи восприняты искусством - символизм.

· «Философия жизни» выступила за реабилитацию жизни, против ее обеднения рассудочным и другими утилитарными подходами. Понятие «жизнь» призвано заменить понятие «бытие». Бытие - это статичное состояние, жизнь - движение, становление: «нет бытия, есть только становление» (Ницше). Каждый индивид ощущает себя в рамках какой-то огромной жизни, затрагивающей его и и угрожающей ему. Он чувствует себя в потоках жизни. Жизнь, как поток, неуловима рассудочными методами познания, познать ее можно на основе особых познавательных способностей: переживания и сопереживания, интуиции, веры, любви и т.д.

· Творческая эволюция А.Бергсона опиралась в своих философских выводах на естествознание. Центральное понятие философского учения Бергсона - жизненный порыв. Под его воздействием мир находится в состоянии непрерывного становления, рождает все новые и новые непредсказуемые формы. Бергсон считал, что человек довольно успешно приспособился к миру косной материи с помощью интеллекта, но интеллект совсем не создан для того, чтобы осмыслить эволюцию, непрерывность изменения. «Жизненный порыв» можно постичь только с помощью интуиции. Интуиция, по Бергсону, - это интеллектуальная симпатия, с помощью которой человек переносится внутрь предмета, чтобы слиться с тем, что есть в нем единственного и невыразимого.

· Создателем этической интерпретации «философии жизни» является немецкий философ Ницше. Он развивал концепцию «воли к власти» на основе «воли к жизни». «Воля к власти» - это наиболее значимый критерий любого типа поведения, любого общественного явления: все, что укрепляет сознание и желание власти - хорошо, все, что вытекает из слабости, - дурно. Например, способствует ли познание, рациональность повышению «воли к власти»? Нет, поскольку преобладание интеллекта парализует волю к власти, подменяя активность, деятельное начало рассуждениями. Общепринятая мораль также подрывает «волю к власти», проповедуя любовь к ближнему.

· Ницше считал, что «воля к власти» - основа права сильного. Именно таким правом должен руководствоваться подлинный человек во всех сферах своей жизнедеятельности. Из права сильного, «воли к власти» Ницше выводит все основания морали. Он утверждает, что мораль, определяющими понятиями которой являются понятия добра и зла, возникает как следствие чувства превосходства одних людей над другими: аристократов (лучших) над рабами (худшими). На протяжении всей истории рабы в виде духовной мести пытались навязать свою мораль господам. Христианство извращает подлинные ценности. Получается, что только несчастные, бедные, бессильные, низкие - хорошие, только им предназначено вечное блаженство. Ницше считал, что христианская мораль препятствует полному самовыражению человека и поэтому необходимо провести переоценку ценностей.

· Всем этим требованиям отвечает субъект морали господ - сверхчеловек - это центральное и наиболее спорное понятие в этике Ницше. Это понятие вместе с антисемитскими и антихристианскими идеями было заимствовано у него идеологами фашизма. Учение Ницше было объявлено чуть ли не официальным философским учением фашизма. Для этого были основания: Ницше пропагандировал двойную мораль сверхчеловека. Вместе с тем этика Ницше глубоко антибуржуазна. Ницше был категорическим противником любых форм господства массового сознания, что так ярко проявилось в фашисткой Германии. Его сверхчеловек - это гармонический человек, сочетающий в себе физическое совершенство, высокие моральные и интеллектуальные качества. Сверхчеловека еще нужно вырастить. Сверхчеловек у него занимает по сути место Бога. Бог умер, мы его убили - заявляет Ницше, и на его место должны прийти сверхчеловеки.

 

Современная философия – сложная и разветвленная система знаний, дифференцированная не только по направлениям, но и по своему предмету, это совокупность самостоятельных философских дисциплин, тесно взаимодействующих между собой (философская онтология, теория познания, логика, методология. социальная философия, философская антропология, моральная философия, этика, эстетика, философия истории, философия культуры, философия политики, философия права, философия религии, феноменология, праксеология, герменевтика, аксиология, история философии.