ПЕРСОНАЛИИ

 

Аксаков Константин Сергеевич (1817–1860) – русский публицист, историк, филолог. Сын русского писателя С.Т. Аксакова. Окончил филологический факультет Московского университета, как филолог создал собственное учение о языке. Сначала был участником кружка Станкевича (западники), в 40-х гг. перешел на позиции славянофильства, идеализировал общину, автор концепции «земли и государства». Его исторические труды посвящены истории славян. Основные работы: «О древнем быте у славян и вообще у русских», «Теория государства у славянофилов».

Аристотель (384 г до н.э. – 322 г. до н.э.) – древнегреческий философ. Родился в г. Стагире во Фракии. Он написал 28 книг: «Метафизика», «Категории», «Политика», «Поэтика» и др.

Аристотель первым ввел в философию следующие слова: «категория» в качестве термина; «акциденция» (впервые встречается в «Метафизике»), означающий «случайное, несущественное, преходящее»; «энтелехия» (переход «возможности совершенства в совершенность», переход потенциального в актуальное).

Бакунин Михаил Александрович (1814–1876) – человек неуемного темперамента и решительных действий. Он участвовал в западноевропейских революциях 1848–1849 и 1871 гг., дважды был приговорен к смертной казни, отбывал длительное заключение в Петропавловской крепости, был сослан в Сибирь и снова оказывался на воле, возвышая свой голос против деспотизма и насилия царской власти. Теория анархизма изложена им в двух главных сочинениях: «Федерализм, социализм, антитеологизм» (1867) и «Государственность и анархия» (1873).

Бергсон Анри (18591941) – величайший французский мыслитель, лауреат Нобелевской премии. Яркость и образность языка, глубокие его интуиции во многом предопределили развитие философии XX века. Основные работы: «Творческая эволюция», «Материя и память», «Два источника религии и морали».

Бердяев Николай Александрович (1874–1948) – русский философ, человек огромного литературного и философского таланта, мыслитель свободы и вечный обличитель всяческих форм насилия над человеком. Основные работы Н. Бердяева, оставившего большое философское наследие, – «Смысл творчества», «Философия свободы», «Смысл истории», «О назначении человека», «О рабстве и свободе человека».

Бодрийяр Жан (р. 1929) – французский философ, социолог, культуролог, преподает социологию в Парижском университете. Самый яркий и самый доступный для понимания представитель постмодернистской философии. Широко известно введенное им понятие «симулякр», характеризующее нашу современную культуру в целом, когда дефицит природы и культуры заменяется фетишем, сном, воображаемой реальностью, когда современный человек не живет, не любит, не творит, а только симулирует все это. Основные работы: «Система вещей», «Символический обмен и смерть», «Симулякры и симуляция», «Америка».

Бруно Джордано (1548–1600) – итальянский философ-пантеист и поэт. Был обвинен в ереси и сожжен инквизицией в Риме. Выдвинул концепцию о бесконечности и бесчисленном множестве миров во Вселенной.

Бубер Мартин (1878–1965) – еврейский философ. В его творчестве соединились опыт религиозной жизни и современное философское мышление. Основная тема его произведений – человек в его взаимоотношениях с Богом и миром. Бубер – прекрасный писатель, и его серьезные философские работы читаются, как художественные произведения. Главные труды: «Я и Ты», «Два образа веры», «Проблема человека».

Бэкон Фрэнсис (1561–1626) – английский философ, родоначальник английского материализма. В трактате «Новый органон» (1620) провозгласил целью науки увеличение власти человека над природой, предложил реформу научного метода – обращение к опыту и обработка его методом индукции.

Гартман Николай (1882–1950) – немецкий философ, основоположник новой (или критической) онтологии. Родился в Риге. Его напряженная духовная жизнь поддерживалась верой в то, что дух сильнее всего. Основные работы: «Эстетика», «Построение реального мира», «Философия природы», «Этика» и т. д.

Гегель Георг Вильгельм Фридрих (1770–1831) – один из самых крупных немецких философов. Гегель – последний философ, попытавшийся все знания, все науки, существовавшие в его эпоху, обобщить в собственной философии. Он построил грандиозную философскую систему, которая включала в себя логику, этику, эстетику, философию природы, философию духа, философию истории, философию права, философию религии, историю философии. Гегель оказал очень большое влияние на всю последующую философскую мысль.

Гоббс Томас (1588–1679) – английский философ, создатель первой законченной системы механистического материализма. Основные сочинения – «Левиафан» (1651), «О теле» (1655), «О человеке» (1658).

Гуссерль Эдмунд (1859–1938) – немецкий философ, основатель феноменологии. Центральная идея Гуссерля – трансцендентальная редукция, когда мы последовательно отказываемся ото всех утверждений о мире и о нашем теле, психологии, о способах восприятия и получаем в результате «чистое сознание», или «трансцендентальное эго», которое и лежит в основе мира – оно его конструирует, делает понятным, осмысленным. Основные труды: «Логические исследования», «Опыт и суждение», «Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология», «Философия как строгая наука».

Данилевский Николай Яковлевич (1822–1885) – русский публицист, социальный мыслитель, культуролог, идеолог панславизма. Магистр ботаники Петербургского университета (1849). За научно-административную деятельность награждался золотой медалью Русского географического общества. Директор Никитского ботанического сада (1879). Известность приобрел благодаря работе «Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому» (1869), в которой развивал понятие социального организма и цивилизации как «культурно-исторического типа».

Декарт Рене (1596–1650) – французский философ, математик, физик. Создал аналитическую геометрию, открыл законы преломления света в оптике, ввел понятие количества движения в механике, понятие рефлекторной дуги в физиологии и т. д. Основные философские произведения: «Рассуждения о методе», «Метафизические размышления», «Правила для руководства ума».

Делез Жиль (1925–1995) – французский философ, оказавший существенное влияние на формирование философии постструктурализма. В разработке своих взглядов он опирался на маргинальную философскую традицию (стоицизм, спинозизм), на опыт художественного и литературного авангарда. Основные работы: «Логика смысла», «Ризома», «Что такое философия», «Ницше».

Деррида Жак (р. 1930) – французский философ, теоретик культуры, один из интеллектуальных лидеров современной французской философии, основатель деконструктивизма, ставшего вариантом постструктурализма. Основные труды: «Грамматология», «Диссеминация», «Психе. Изобретение Другого», «Письмо и различие».

Дильтей Вильгельм (1833–1911) – немецкий философ и историк культуры. В свое время Дильтей не был по достоинству оценен из-за старомодной терминологии его книг и архаического языка. Сейчас он считается одним из выдающихся мыслителей, оказавших огромное влияние на философию XX века. Основные труды: «Введение в науки о духе», «История юного Гегеля», «Описательная психология», «Построение реального мира в науках о духе» и многие другие.

Жильсон Этьен (1884–1978) – французский религиозный философ, ведущий представитель неотомизма, автор работ по истории философии, эстетике, философии культуры, академик. С его точки зрения, человек слишком озабочен проблемами познания, забывая о том, что призван воплотить в своем культурном творчестве лики божественного бытия – Истину, Красоту и Благо в их единстве.

Кампанелла Томмазо (1568–1639) – итальянский философ, поэт, политический деятель. Боролся против испанского владычества, был схвачен, 27 лет провел в тюрьмах. В сочинении «Город Солнца» описал идеальную общину, в которой нет частной собственности и семьи, труд обязателен для всех, государство занимается воспитанием детей, развитием науки и просвещением.

Кант Иммануил (1724–1804) – родился и всю жизнь прожил в городе Кенигсберге. Кант – автор трех знаменитых «Критик»: «Критики чистого разума», «Критики практического разума», «Критики способности суждения».

Киреевский Иван Васильевич (1806–1856) родился в семье помещика-дворянина, умер от холеры в Санкт-Петербурге. Детство провел в родной усадьбе Долбино Тульской губернии. Получил хорошее домашнее образование (под руководством поэта-романтика В.А. Жуковского) и своего отчима А.А. Елагина. В десятилетнем возрасте был хорошо знаком с произведениями великих русских писателей, знал французский, латинский, греческий языки. Путешествуя по Германии, посетил лекции Гегеля, беседовал с ним, а также слушал лекции Шеллинга. Вернувшись в Россию, начал издавать журнал «Европеец», который вскоре был запрещен. Последние годы жил в деревне и работал над «Курсом философии», очень часто посещал Оптину пустынь – монастырь в Калужской губернии, знаменитый своими старцами, поддерживая близкие отношения с отцом Макарием.

Коперник Николай (1473–1543) – польский астроном, создатель гелиоцентрической системы мира. Свое учение изложил в труде «Об обращении небесных сфер» (1543), запрещенном Католической церковью с 1616 по 1828 г.

Кропоткин Петр Алексеевич (1842–1921) – потомок Рюриковичей и гетмана Сулимы, идеолог анархизма, демократ, ученый-географ, социолог, путешественник. Окончил Пажеский корпус, учился на математическом факультете Петербургского университета. В 1873 г. написал программный документ анархистов, был арестован, бежал за границу. За принадлежность к Интернационалу был осужден во Франции на пять лет. Затем поселился в Англии, активно занимался наукой и публицистикой. В 90-х гг. отошел от революционной деятельности. Вернулся в Россию после свержения самодержавия, выступал против марксизма и диктатуры пролетариата.

Куайн Уиллард (1908–1997) – американский философ, логик. Был профессором Гарвардского университета. Выдвинул теорию «онтологической относительности», согласно которой наше знание об объектах, описываемых на языке одной теории, можно рассматривать лишь на языке другой теории, которая, в свою очередь, должна рассматриваться в отношении к языку следующей теории – и так до бесконечности. То есть онтологическая проблематика замыкается на проблему переводимости языков. Философия и должна заниматься проблемами научного языка. Главные труды: «Слово и объект», «Теория и вещь», «Время моей жизни».

Кун Томас Семюэль (1922 – 1995) – американский историк науки и философ. Его главная работа – «Структура научных революций», где он писал о том, что развитие наук не сводится к постепенному накоплению истин, обретаемых в «чистом» опыте. Цель ученого – не истина, а решение концептуальных головоломок. Важнейшей категорией является «парадигма» (господствующие образцы решения научных проблем), она утвердилась и широко применяется в различных областях современной культуры.

Кьеркегор Серен (Киркегор, Киркегаард) (1813–1855) – датский философ. Окончил теологический факультет, потом учился в Германии, слушал лекции Шеллинга. За четыре года (с 1843 по 1846) написал основные произведения: «Или-или», «Страх и трепет», «Философские крохи» и др. Всего за 13 лет им написано 28 томов сочинений, из них 14 – его дневники. Кьеркегор – предтеча такого направления современной философии, как экзистенциализм.

Лейбниц Готфрид Вильгельм (1646–1716) – немецкий философ-идеалист, математик, физик, языковед. Один из создателей дифференциального исчисления. Развивал идеи о множественности индивидуальных субстанций, составляющих Вселенную, о наличии у них мышления. Монады замкнуты в себе, но гармонируют друг с другом, ибо так мир создал Бог – это наилучший из возможных миров («Теодицея», 1710). В этом смысле каждая монада имеет представление обо всем мире, занимая в нем определенное место. Основной труд – «Монадология» (1714).

Ленин Владимир Ильич (Ульянов) (1870–1924) – теоретик марксизма, организатор международного коммунистического движения, создатель Советского государства. Родился в Симбирске, после окончания гимназии поступает в Казанский университет на юридический факультет. Из-за участия в студенческих волнениях был арестован и лишен права поступления в университет. В 1891 г. сдает экзамены экстерном за курс юридического факультета в Петербургском университете. В 1893 г. становится признанным руководителем марксистов. 1900–1905-е – годы первой эмиграции, в которой он создал газету «Искра», сыгравшую решающую роль в создании марксистской партии в России (1903). В ноябре 1905 г. приезжает в Петербург и возглавляет действия партии в период первой русской революции. После поражения революции уезжает в Женеву в январе 1908 г. и возвращается в Петроград сразу после Февральской революции в апреле 1917 г. Встав во главе партии большевиков, провозгласил курс на социалистическую революцию, выдвинув идею республики Советов как формы нового пролетарского государства. Он организует вооруженное восстание рабочих, завершившееся падением Временного буржуазного правительства Керенского. По инициативе Ленина, возглавившего Совет народных комиссаров, были приняты первые декреты о мире и о земле, созданы основные органы Советского государства как государства трудящихся. В историю вошел как теоретик и практик социалистической революции. Наиболее значительные работы по теории и практике социализма: «Государство и революция», «Империализм как высшая стадия капитализма», главное философское произведение – «Материализм и эмпириокритицизм».

Леонтьев Константин Николаевич (1831–1891) – русский философ. Основное философское произведение – «Византизм и славянство».

Лютер Мартин (1483–1546) – деятель Реформации в Германии, начало которой положило его выступление в Виттенберге с 95 тезисами против индульгенций. Перевел на немецкий язык Библию, утвердив нормы немецкого литературного языка.

Макиавелли Никколо (1469–1527) – итальянский политический мыслитель, писатель. Считал, что преодолеть политическую раздробленность Италии способна лишь сильная государственная власть, использующая любые средства для достижения свои целей. Отсюда термин – «макиавеллизм» для определения политики, пренебрегающей нормами морали.

Манхейм Карл (1893–1947) – немецко-английский философ и социолог, основоположник социологии знания. Разработал свою собственную философско-социологическую методологию – социологию познания, или социологию мышления, с помощью которой исследовал происхождение того или иного стиля мышления, сущность идеологии и утопического сознания. Труды: «Социология и утопия», «Диагноз нашего времени», «Человек и общество в век реконструкции».

Маркс Карл (1818–1883) родился в Трире (прирейнская Пруссия) в зажиточной семье, закончил университет сначала в Бонне, затем в Берлине, получил юридическое образование, но больше внимания уделял истории и философии. После закрытия оппозиционной «Рейнской газеты», редактором которой он был, переезжает в Париж, где занимается теоретической работой и выступает как революционер, беспощадно критикующий существующий политико-экономический строй. В 1845 г. выслан из Парижа по настоянию прусского правительства. В 1864 г. основал в Лондоне I Интернационал («Международное товарищество рабочих»). Умер в эмиграции. Созданное им учение о диалектическом и историческом материализме, прибавочной стоимости и накоплении капитала, социализме и классовой борьбе пролетариата названо его именем – марксизм. Основной труд – «Капитал» – остался незаконченным.

Мерло-Понти Морис (1908–1961) – французский философ, крупнейший представитель феноменологии. Основные направления научных интересов – обоснование уникального отношения мира и человека, природа языка, история как порождение человеческой деятельности. Попытался преодолеть классический трансцендентализм: не человек и его сознание формируют окружающий мир, а все создается в некоем первичном контакте человека и мира, в восприятии, где первичное значение имеет человеческое тело, этот «проводник бытия в мир», «якорь, закрепляющий человека в мире», – феномен, который никогда прежде не исследовала философия. Образцом первичного контакта является искусство, деятельность художника. Основное произведение, принесшее ему мировую известность, – «Феноменология восприятия». Другие труды – «Знаки», «Око и дух».

Мирандола Джованни Пико делла (1463–1494) – итальянский гуманист, оригинальный философ, смело выступивший против догматизма, схоластики и теологии, страстный защитник прав разума, творческого мышления, свободного от преклонения перед авторитетами.

Мор Томас (1478–1535) – английский гуманист, государственный деятель и писатель. В диалоге «Утопия» (1516) Мор изобразил общество, где нет частной собственности; труд – обязанность всех, распределение происходит по потребности.

Мюнцер Томас (1490–1525) – вождь и идеолог крестьянско-плебейских масс в Реформации и Крестьянской войне 1524–1526 гг. в Германии. В религиозной форме проповедовал идеи-передачи власти народу и установления общества без частной собственности и эксплуатации. Его отряд был разгромлен, а сам он был пленен и казнен.

Николай Кузанский (1401–1464) – философ, ученый, церковно-политический деятель. Развил учение об абсолюте как совпадении противоположностей. Автор математических трактатов, один из предшественников теории строения Вселенной.

Ницше Фридрих (1844–1900) – немецкий философ. Написал большое количество философских произведений. Основные работы: «Рождение трагедии из духа музыки», «Так говорил Заратустра», «Веселая наука», «Воля к власти», «Сумерки идолов».

Ортега-и-Гассет Хосе (1883–1955) – испанский философ, публицист. Создал свое учение «рациовитализм» как учение о «жизненном» или «историческом разуме». Широкую известность получили его произведения «Дегуманизация искусства», «Восстание масс», в которых рассматриваются проблемы кризиса культуры, появление массовой культуры и массового человека. Другие работы: «Человек и люди», «Что такое философия?».

Паскаль Блез (1623–1662) – французский религиозный философ, писатель, математик, физик. После весьма плодотворной деятельности в области точных наук (любой школьник знает вклад Паскаля в физику и математику) он разочаровался в них и обратился к философии, к проблеме человека. Первым предложил нетрадиционные, нерационалистические формы познания человека, первый отличил «мысль сердца» от «мысли рассудка». Его учение о человеке оказало большое влияние на мыслителей XIX века, в частности на Ф.М. Достоевского.

Пифагор (576 г. до н.э. – 496 г. до н.э.) – древнегреческий философ из г. Регия (Южная Италия). Пифагор – это не имя, а прозвище за то, что он высказывал истину так же постоянно, как Дельфийский оракул: Пифагор – значит «убеждающий речью». Был учеником Анаксимандра и Ферекида. Пифагор был первым, кто назвал свои рассуждения о смысле жизни философией (любомудрие), сформулировал теорему, носящую его имя. Из произведений Пифагора нам известны: «О природе», «О государстве», «О воспитании», «О душе», О мире», «Священное слово». Пифагору приписывается учение о метемпсихозе, т. е. о переселении душ из одного живого тела в другое.

Плеханов Георгий Валентинович (1856–1918) – деятель русского и международного социалистического и рабочего движения, философ-марксист, один из основателей Российской социал-демократической партии. Родился в селе Гудаловка Тамбовской губернии в мелкопоместной дворянской семье. В 1874 г. поступил в петербургский Горный институт, из которого ушел в 1876 г. С 1875 г. – участник народнического движения. С 1880-го по 1917 г. жил в эмиграции, участвовал в создании ленинской газеты «Искра», был редактором марксистского журнала «Заря». В 1917 г. после Февральской революции вернулся в Россию. Отрицательно встретил Октябрьскую революцию, но поддержать контрреволюцию отказался. Умер в санатории близ Петрограда от туберкулеза, похоронен в Петербурге.

Розанов Василий Васильевич (1856–1919) – русский философ, писатель, богослов, литературный критик, человек огромной эрудиции. Основные произведения: «В мире неясного и нерешенного», «Опавшие листья», «Люди лунного света», «Апокалипсис нашего времени».

Соловьев Владимир Сергеевич (1853–1900) – сын известного русского историка С.М. Соловьева, автора «Истории России с древнейших времен» в 29 томах. Как и многие другие русские религиозные философы, в юности пережил увлечение материалистической философией, но потом пересмотрел свои убеждения и обратился к религии. Автор многих крупных философских трудов. Кроме того, ему принадлежит множество статей по философским и религиозным вопросам, а также ряд поэтических сборников.

Спиноза Бенедикт (1632–1677) – нидерландский философ-материалист, пантеист Приверженец материалистического монизма – учения о единой субстанции, сторонами или атрибутами которой являются протяженность и мышление. Основной труд – «Этика» (1677).

Тиллих Пауль (1886–1965) – немецко-американский христианский мыслитель, теолог, философ культуры. В своем учении попытался соединить христианство в его протестантском варианте и философию экзистенциализма. Главная проблема творчества Тиллиха – христианство и культура: место христианства в современной культуре и духовном опыте человека, судьба европейской культуры и европейского человечества в свете евангельской Благой вести. Труды: «Систематическая теология», «Мужество быть», «Теология культуры».

Фейербах Людвиг Андреас (1804–1872) – немецкий философ-материалист и атеист. Главное произведение – «Сущность христианства». В «Основных принципах новой философии» формулирует позицию антропологического материализма, утверждая, что главный предмет философии – человек как психофизическое существо.

Фичино Марсилио (1433–1499) – итальянский философ-неоплатоник, глава флорентийской платоновской Академии, автор трудов «Платоновская теология», «О бессмертии души», «О христианской религии», посвященных доказательству связи философии Платона с христианской теологией.

Франк Семен Людвигович (1877–1950) – родился в Москве. Франк – самый глубокий и значительный русский философ за всю историю России. Основные работы: «Душа человека», «Непостижимое», «С нами Бог», «Человек и реальность» и др. В его книгах поражает умение говорить о сложнейших проблемах философии доступным, ясным и поэтическим языком.

Фрейд Зигмунд (1856–1939) – австрийский врач-психиатр, основоположник психоанализа, согласно которому причины нарушения психики надо искать в сознании больного, в его детских переживаниях, спрятанных в подсознании. Фрейд первым сформулировал принципы работы бессознательного, описал основные человеческие комплексы и неврозы, подвел психоаналитическую базу под искусство, религию, культуру в целом. Главные труды: «Я и Оно», «Тотем и табу», «Толкование сновидений», «Психопатология обыденной жизни», «Неудовлетворенность культурой».

Флоренский Павел Александрович (1882–1937) – русский философ. Писал труды по философии, богословию, математике, электротехнике, истории живописи, истории культуры. Основные работы П. Флоренского: «Столп и утверждение истины», «Иконостас», «Культ, религия, культура». Сейчас выходит собрание его сочинений.

Фромм Эрих(1900–1980) – немецко-американский философ, культуролог, пытался развить и усовершенствовать психоанализ Фрейда, назвав свой вариант «гуманистическим психоанализом». Стремился связать психоанализ с социальной историей, показать, как неповторимый склад личности вписывается в конкретный общественный фон, который преображает человека и вырабатывает у него социальный характер. Пяти формам социализации (мазохизм, садизм, деструктивизм, конформизм и любовь) соответствует пять форм адаптации человека к обществу: рецептивный, эксплуатирующий, накопительский, рыночный и продуктивный. Произведения: «Бегство от свободы», «Иметь или быть?», «Анатомия человеческой деструктивности», «Искусство любви».

Фуко Мишель Поль (1926–1984) – французский философ, культуролог, эстетик. Один из видных идеологов постструктурализма и постмодернизма. Разработал оригинальную концепцию европейской науки и культуры, которую назвал археологией. Вся европейская культура распадается у него на несколько эпох, которые лишены единства и непрерывности. Каждая эпоха различается своим глубинным архаичным уровнем, который делает возможным познание и способ бытия того, кто познает. Этот глубинный уровень он называет «эпистема». Она представляет собой фундаментальный код культуры, определяющий формы мышления и знания. Эпистема находится в бессознательном и недоступна для тех, чье мышление она определяет. Основные труды: «Слова и вещи», «Археология-знания», «История безумия в классическую эпоху».

Хайдеггер Мартин (1889–1976) – немецкий философ. Как считают многие западные исследователи, Хайдеггер – самый оригинальный и самый глубокий мыслитель XX века. Основные произведения: «Бытие и время», «Лесные тропы», «На пути к языку», «Что есть мысль?» и др. Произведения Хайдеггера поражают поэтичной выразительностью языка, стилистической точностью образа, проникновенным анализом проблем человеческого существования. Работы Хайдеггера оказали огромное влияние на современную ему и последующую философию и литературу.

Хомяков Алексей Степанович (1804–1860) принадлежал классу дворян-землевладельцев. Его мать была Киреевской по происхождению и обладала сильным характером. Ей он обязан непреклонной верностью Православной церкви и верой в русский национальный дух. В ознаменование освобождения России от Наполеона в 1812 г. она на собственные средства построила церковь. Это было практическое проявление ее патриотизма. Хомяков был глубоко религиозен. Учился в Московском университете на физико-математическом отделении. В 1823-1825 гг. находился на службе в кавалерийском полку. Изучал богословие, философию, историю, языкознание, успешно занимался сельским хозяйством и племенным разведением лошадей. Обладал незаурядным инженерным талантом: изобрел ружье для стрельбы по дальним целям, паровой двигатель, на который получил патент в Лондоне.

Чаадаев Петр Яковлевич (1794–1856) – русский мыслитель, публицист, общественный деятель, по происхождению дворянин, участник войны 1812 г. Находился в оппозиции к царскому режиму. Теоретические взгляды сформировались под влиянием противоположных тенденций: просветительского рационализма и христианского монотеизма. Был сторонником декабристов. После путешествия по Европе в 1824–1825 гг. развивал философско-историческое и религиозное мировоззрение. Самое значительное произведение – «Философические письма» (1829–1831). Первое опубликованное в журнале «Телескоп» письмо (1836) имело следствием указ императора Николая I, по которому Чаадаев был объявлен сумасшедшим и взят под надзор. Считал, что для духовного и социального единства России и Европы необходим религиозный синтез католицизма и православия, а для нормализации русской действительности – нравственное воспитание и образование в соответствии с идеалами западного Просвещения.

Чернышевский Николай Гаврилович (1828–1889) родился в Саратове в семье священника, образование получил в Петербургском университете. Преподавал в саратовской гимназии, затем переехал в Петербург, где возглавил журнал «Современник». За пропаганду идей народной революции, материализма и атеизма был арестован и заточен в Петропавловскую крепость, затем приговорен к каторжным работам и бессрочному поселению в Сибири. Только в 1883 г. был переведен по ходатайству родных в Астрахань, за несколько месяцев до смерти ему разрешили жить в Саратове. Философские взгляды представлены в работах: «Антропологический принцип в философии», «Характер человеческого знания» и др. Выступил в роли идеолога нигилизма благодаря написанному в Петропавловской крепости роману «Что делать?», где впечатляюще обрисовал образы «новых людей».

Шестов Лев (1866–1938) – русский мыслитель. Задолго до Хайдеггера опубликовал ряд работ по проблемам человеческого существования, предвосхитив многие идеи философии XX века. Основные работы: «Апофеоз беспочвенности», «Власть ключей», «Афины и Иерусалим», «На весах Иова».

Шопенгауэр Артур (1788–1860) – немецкий мыслитель. В 1820 году вышло основное произведение А. Шопенгауэра, которое и по сей день считается выдающимся памятником философской мысли, – «Мир как воля и представление».

Шпенглер Освальд (1880–1936) – выдающийся немецкий философ, занимавшийся проблемами философии истории, философии культуры. В 1918 году, после окончания Первой мировой войны, вышла его книга «Закат Европы», которая сразу завоевала необыкновенную популярность. Влияние его идей на философскую и историческую мысль XX века было огромным.

Юнг Карл Густав (1875–1961) – швейцарский психиатр, ученик З. Фрейда, который пошел значительно дальше своего учителя, создав так называемую «глубинную (аналитическую) психологию», психологию коллективного бессознательного. Юнговская концепция бессознательного строится на глубоком и всестороннем анализе литературы, истории, мифологии и психопатологии. Его работы по психологии, по анализу современной культуры и места человека в ней были настоящим откровением для многих людей, которые и сейчас считают его неким духовным пророком. Кроме «Психологических типов» на русский язык переведены сборники его работ «Архетип и символ», «Феномен духа в искусстве и науке», «Либидо, его метаморфозы и символы».

Ясперс Карл (1883–1969) – знаменитый немецкий философ, сподвижник М. Хайдеггера, весьма близкий к нему по основным философским идеям. Классик европейской философии. Написал большое количество трудов, очень популярных на Западе. Особенно известна его знаменитая трехтомная «Философия». На русский язык недавно переведено несколько его работ, среди которых самая значительная – «Философская вера».