ДИАЛЕКТИКА

Лекция 15

 

План:

1. Общее понятие диалектики и развития.

2. Принципы диалектики.

3. Категории и законы диалектики.

 

I.Слово «диалектика» впервые применил Сократ, подразумевая вскрытие внутренних противоречий речи в споре. Создателем диалектики Аристотель назвал Зенона с его апоритическими парадоксами. Однако Гераклит тоже постулировал непрерывный процесс движения, лежащий в основе всего сущего. А еще ранее путь всеобщего развития по законам диалектики встречается у даосов.

Далее на протяжении всей истории философской мысли диалектические идеи находили своих сторонников. Так, в эпоху Возрождения и Нового времени, несмотря на господство метафизики, идеи диалектики развивались у Н.Кузанского (совпадение минимума и максимума), Р.Декарта (дуализм мышления и бытия) и проч.

Из сказанного видно, что научному пониманию диалектики предшествовала долгая история, и само понятие «диалектика» возникло в ходе переработки и даже преодоления первоначального смысла термина. Первую развернутую систему диалектики создал Гегель в «Науке логики». Но основным недостатком его диалектического метода являлся идеализм (все является проявлением божественной субстанции – абсолютной идеи).

Научное понимание диалектики было создано К.Марксом и Ф.Энгельсом. Они отбросили идеалистическое содержание философии Гегеля и поставили диалектику на материалистическую основу, определив её как философский метод объяснения и описания наиболее общих законов развития природы, общества и человеческого сознания. Из этого определения видно:

1) одной из важных задач материалистической диалектики является изучение общей картины мира; 2) материалистическая диалектика – это глубокое, свободное от односторонностей учение о развитии.

Нацеленность на развитие служит критерием диалектики. Важное значение имеет исходное определение самого понятия развитие.

Развитие не ест развитие «вообще», «всего», «всей материи». Развитие связано только с конкретными материальными или духовными системами: отдельный организм, Солнечная система, общество, теория и т.п. Вне конкретных систем нет никакого развития. О развитии материи, конечно, можно говорить, если подразумевать под этим бесконечное множество развивающихся конкретных систем.

Любая система имеет свое относительное начало – возникновение. Однако момент возникновения, хотя и связан с развитием, он все же не есть еще развитием. Поэтому возникновение должно быть исключено из развития. Почему? Потому что возникновение представляет собой взаимодействие элементов, рождающих новую структуру, полагающее начало развитию. Возникновение связано с прехождением и вместе с ним дает становление. Как отмечал Гегель, становление представляет собой среднее состояние между ничто и бытием, вернее единство бытия и ничто. Становление – это отсутствие качества (наличного бытия) и в то же время существование и формирование (количественное) предпосылок именно данного, а не какого-то другого качества. Наличное бытие системы есть уже определенное качество, впоследствии изменяемое, но сохраняемое на всем протяжении ее существования. Именно здесь и происходит развитие. (Напр., посаженое зерно).

Итак, Что такое развитие? Развитие есть такое изменение состояний, которое происходит при условии сохранения их основы, т.е. некоего исходного состояния (количественного), порождающего новые состояния.

Теперь рассмотрим, какие могут быть простые и вместе с тем фундаментальные признаки развития.

1. Качественный характер изменений. Развитие есть высшая форма движения. Развитие неотрывно от движения, изменения. Но изменение обязательно должно быть качественным, поэтому в определении развития необходимо фиксировать признак «качественного изменения». В этом плане

2. Необратимость. Развитие есть связь качественных преобразований системы. Для этой связи характерна прежде всего необратимость. Развитие – в основном необратимый процесс. «В основном», потому что абсолютной обратимости, как и чистой необратимости нет, поэтому моменты обратимости все же есть. Необратимость изменений понимается как возникновение качественно новых возможностей, не существовавших раньше.

3. Направленность. Развитие аккумулирует связь последующего с предыдущем. Поэтому развитие соотносится с направленными преобразованиями.

Направленность развития разновекторно. Оно может протекать как прогресс и как регресс. Прогресс – это тип (направление) развития сложных систем, для которого характерен переход от низшего к высшему, от простого к сложному, от менее совершенного к более совершенному в отличие от регресса как движения вспять, назад (от более высоких и совершенных форм к низшим и менее совершенным).

Согласно сказанному, теперь дадим исходное определение понятию развитие. Развитие – это направленные, необратимые качественные изменения системы, результатом которых является переход на более высокую или более низшую ступень организации.

Источником развития является самодвижение, саморазвитие материи, всего существующего. Внутренняя причина самодвижения заключена во взаимодействии противоположных сторон, сил, тенденций. (Скажем, равновесие красных и белых телец в организме человека означает здоровье. Нарушение этого равновесия ведет к заболеванию – лейкоцитозу. Рак крови означает катастрофическое уменьшение в составе крови человека красных кровяных телец).

 

II.Диалектика имеет свои принципы.

1. Принцип всеобщей связи. Все предметы, объекты, процессы, окружающие нас находятся в самых разнообразных связях, отношениях. Все связано со всем. Любой предмет – часть бесконечной цепи (например, элементарные частицы – атомы - молекулы - тела. Взаимодействие тел находит выражение в законе всемирного тяготения. Следовательно, Земля связана с Солнцем и др. планетами, организмы связаны с окружающей средой, из которой они получают питательные вещества). Связь носит универсальный характер. Принцип связи отражает организованность, системность мира, зависимость между явлениями, регулирует взаимообусловленность их существования и развития. Всеобщая связь – это целостность окружающего мира, его внутреннее единство, взаимосвязанность, взаимозависимость всех его компонентов -–предметов, явлений, процессов.

Моментом всеобщей взаимосвязи предметов и явлений является отношение – одна из форм взаимосвязи.

Тип связи отражает уровень организации системы. Так, в неорганическом мире проявляет себя связь притяжение – отталкивание, в обществе симпатия – антипатия.

Виды связей бывают:

- внешние и внутренние (наиболее распространенный вид). Внутр. – действие двигателя, мотора самолета. Внешн. – по отношению к самолету – сопротивление воздуха, давление, облака, направление ветра, сила земного притяжения;

- непосредственные и опосредованные. Непосредств. – влияние t˚ воздуха, воды на человека. Опосред. – влияние состояния планет Солнечной системы на человека;

- генетические и функциональные. Генетич. – природная красота девушки. Функц. – искусственно созданный облик (косметика, одежда, прическа);

- пространственные и временные. Простр. – география. Времен. - история;

- случайные и закономерные.

2. Принцип системности. Системность означает, что многочисленные связи в окружающем мире существуют не хаотично, а упорядоченно, и организованно. Данные связи образуют целостную систему, в которой они располагаются в иерархическом порядке. Благодаря этому окружающий мир имеет внутреннюю целесообразность. Система – это совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство.

В понимании того, что такое система, решающую роль играет значение слова «элемент». Критериальное свойство элемента – его необходимое, непосредственное участие в создании системы: без него, т.е. без какого-либо элемента, система не существует. Элемент есть неотъемлемый компонент системы при данном способе ее рассмотрения. Например, в человеческом организме как системе отдельные клетки, молекулы и атомы не будут выступать его элементами; ими оказываются нервная (под)система в целом, кровеносная (под)система, пищеварительная (пол)система. Внутриклеточные образования могут быть подсистемами клеток, но не организма. По отношению к системе «организм» они – компонент его содержания, но не элемент, не подсистема.

Весь материальный мир имеет внутреннюю расчлененность на элементы Совокупность устойчивых отношений и связей между элементами называется структурой. Структура – строение и внутренняя форма организации системы, выступающая как единство устойчивых взаимосвязей между ее элементами, а также законов данных взаимосвязей. Структура прежде всего – это закономерные связи элементов.

Чем определяется качество системы – структурой или элементами? Философы школы структурно-функционального анализа (Т.Парсонс) утверждают, что качество системы зависит от связей внутри системы (структуры). Вне поля их зрения остались субстратные элементы. Например, возьмем клеящую основу и какой-либо предмет. Связь между ними будет зависеть от качества клея и от массы предмета. Поэтому как бы значительна не была роль структуры в обусловливании природы системы, первенствующее значение принадлежит все-таки элементам. Элементы определяют сам характер связи внутри системы. Например, отношения в социальной группе зависят от психологического типа, характеров ее членов.

Типы систем:

- суммативные. В данном типе системы элементы обладают значительной автономностью по отношению друг к другу и к самой системе; связи между ними внешние, несущественные, преимущественно случайные; качество системы практически равно сумме качеств (или свойств) ее составных компонентов, взятых изолированно друг от друга. Штабель досок. Их системность выражена слабо и блика к 0.

- целостные. В данном типе системы четко выражена элементность состава, зависимость генезиса и существования системы от каждого элемента и, наоборот, зависимость элементов от системы, от ее общих свойств. В результате взаимодействия элементов внутренние связи таких систем оказываются намного прочнее и стабильнее внешних. Например, свойства Н2О и свойства отдельно взятых атомов Н и О.

3. Принцип причинности.Есть старая философская максима: «Ничто не может возникнуть из ничего или превратиться в ничто». Причинность – наличие таких генетических связей, где одна порождает другую. Причина – это взаимодействие тел или элементов, вызывающее соответствующие изменения во взаимодействующих телах, элементах, сторонах или порождающее новое явление. В процессах причинения происходит перенос вещества, энергии и информации. Процесс причинения имеет определенную направленность во времени от того, что есть, к тому, что возникает, появляется. Процесс причинения необратим. Причина порождает следствие. Следствие – результат взаимодействия.

Факт регулярного предшествования оного события другому во времени (весна – лето, ночь – день) не дает еще основания считать первое событие причиной, а второе – следствием. Последовательность во времени является необходимым, но недостаточным условием для существования причинного отношения.

Предметы, явления, процессы окружающего мира чем-то обусловлены, т.е. имеют либо внешнюю, либо внутреннюю причину. Появление нового качества всегда имеет причину. Например, разработка и выпуск нового вида антибиотика означает, что старый вид не отвечает потребностям медицины лечить пациентов с вирусными заболеваниями.

Отношения причины и следствия имеют закономерный характер. Существует закон причинности: равные причины всегда порождают равные следствия.

Причинность всеобща. Отыскать «первопричину» затруднительно. Только философы религиозного направления, богословы, идеалисты некоторых толков видят первопричину в Боге.

Связи причины и следствия в целом именуются причинно-следственными.

Виды цепей причинения.

1.Однолинейные. …А→ В→ С…

В них одно и то же явление выступает и причиной, и следствием, причиной в одном отношении и следствием в другом.

2.Двулинейные с обратной связью. С повышением температуры внутри

┌<───── обратное действие <──────┐ холодильника срабатывает

Причина → Воздействие на систему → Результат терморегулятор,

включающий

холодильную установку, которая приводит t˚ к нужной величине.

3.Разветвляющиеся.С С Разброс попаданий в мишень при

А) …А→ В —→ D D —→ В → А стрельбе из мелкокалиберной

Е Е винтовки.

↑ ↑ ↑ Итак, причинные связи образуют причинные цепи;

В1 → С1 → D1 цепи причинения могут формировать причинные

сети;

↑ ↑ ↑ причинные сети могут образовывать причинные

Б) → А→ В → С → комплексы, которые, в свою очередь, могут выступать

↓ ↓ ↓ в качестве одной причины на новом структурном уровне

В2 → С2 → D2 организации материи. Существует бесконечная

↓ ↓ ↓ иерархия причинных отношений.

 

4. Принцип историзма.Историзм подразумевает два аспекта окружающего мира: вечность, неуничтожимость истории, мира и его существование и развитие во времени, которое длится всегда.

III.Все, что знает человек об окружающем его мире и о себе самом, он знает в форме понятий и категорий. Понятие – одна из форм отражения мира на ступени познания, связанная с применением языка, форма (способ) обобщения предметов и явлений (дом, огурец, книга).

Основные понятия, отражающие наиболее общие существенные свойства и качества, стороны и отношения какой-либо области действительности и познания, называются категориями. Каждая наука обладает набором специфических категорий. В механике – масса, сила, энергия, поле, потенциал. В биологии – жизнь, клетка, наследственность, рефлекс. В категориях любой науки выражается, концентрируется ее основное содержание, это – узловые моменты познания мира.

Но человечество выработало такие понятия, которые имеют еще более широкое значение, чем категории специальных наук. Эти понятия употребляются во всех без исключения областях знания, поскольку отражают и фиксируют наиболее общие и наиболее существенные черты объективной действительности и познания. Это – философские категории, универсальные понятия.

Наиболее глубокую попытку исследовать категории и их природу предпринял Аристотель. Он насчитал 10 категорий, которые он определил так: «Сущностью является, коротко говоря, например человек, лошадь. Количество – это, например, в два локтя, в три локтя. Качество – например, сведущее в грамматике, белое. Отношение – например, двойное, половинное, большое. Время – например, вчера, в прошлом году. Место – на площади, в Ликее. Положение – например, лежит, сидит. Обладание – например, обут, вооружен. Действие – например, режет, жжет. Страдание – например, его режут, жгут». Природу категорий Аристотель понимал материалистически: не категории, не понятия порождают бытие, а наоборот, бытие находит свое выражение в категориях.

Объективно-идеалистической позиции в учении о категориях придерживался Платон. Он рассматривал понятия как известно существующие где-то в мире идей.

Субъективно-идеалистическая трактовка сущности категорий наиболее ярко представлена у Канта. Категории являются изначальными формами чувственности и рассудка. Кант выделил 4 группы категорий по 4 в каждой.

В настоящее время выделены следующие парные категории диалектики:

- сущность и явление;

- форма и содержание;

- причина и следствие;

- единичное, особенное, всеобщее;

- возможность и действительность;

- необходимость и случайность.

Взаимоотношения парных категорий диалектики есть своеобразный «строительный материал» диалектики.

Все категории диалектики образуют систему, в которой они не просто произвольно расположены одна подле другой, а выводятся одна из другой согласно объективным законам реальности и законам познания от простого к сложному, от явления к сущности, от внешнего к внутреннему.

В характеристике категорий философии необходимо выделить следующие основные моменты:

1) объективное, предметное содержание категорий (категории – определения бытия, формы отражения всеобщих свойств бытия);

2) категория как итог познавательской и прической деятельности людей;

3) категории как опорные пункты дальнейшего познания и практического преобразования действительности (гносеологический аспект);

4) категории как средство метода познания (методологический аспект);

5) философские категории как формы мышления, как категории логики (логический аспект категорий);

6) диалектическая сущность категорий (подвижность, изменчивость, связь и переходы категорий друг в друга).

 

Существует 3 универсальных закона философии. Они характеризуют развитие. Только каждый закон освещает определенную грань развития.

1. Закон единства и борьбы противоположностейпоказывает источник развития. Он отвечает на вопрос: почему происходит развитие?

Суть закона заключается в том, что он объясняет развитие именно как самодвижение, саморазвитие.

Данный закон утверждает: всем объектам и процессам материальной и духовной сферы бытия присущи противоречивые стороны, тенденции. Они одновременно находятся в единстве и борьбе. Борьба сторон объекта может происходить потому, что противоположности находятся в единстве, отчего объекты не разрушаются. Нарушение меры (гармонии) между единством и борьбой противоположностей может давать импульсы к самодвижению, саморазвитию. Это приводит к исчезновению старого и рождению нового качества.

Для лучшего понимания содержания закона необходимо уяснить содержание категорий: тождество, различие, противоречие.

Тождество – категория выражающая равенство объекта самому себе ли нескольких объектов друг другу. Но нельзя не заметить того, что вещи, оставаясь идентичными, тождественными самим себе, в то же самое время изменяются, разрушаются (человек стареет, машина изнашивается).

Различие – категория, выражающая отношение неравенства объекта самому себе или объектов друг другу. Степень различия между вещами бывает существенной или несущественной (черный-желтый, черный-темно синий). Различия могут развиваться до противоположностей (черный-белый). Противоположность – категория, отражающая взаимоотношения таких сторон объекта или объектов друг с другом, которые коренным образом отличаются друг от друга. Процесс взаимопроникновения и взаимоотрицания противоположностей называется противоречием.

Категория противоречия является центральной в данном законе. При раскрытии этого закона подчеркивается, прежде всего, существование связи и взаимодействия – единства между противоположностями. Единство (взаимосвязь и взаимопроникновение) противоположностей выражается в том, что каждая из них, в качестве своей противоположности имеет не произвольную, а свою противоположность и существует как таковая лишь потому, что существует эта ее противоположность.

Другой неотъемлемой стороной противоречия является борьба. Понятие «борьба» отражает богатый спектр качественно различных отношений взаимодействующих сторон, но имеющих общую основу: самосохранение, развитие, функционирование одной стороны за счет другой: устранение, отталкивание другой, подавление ее.

Виды борьбы: борьба, приводящая к уничтожению взаимодействующих сторон; борьба, стимулирующая взаимодействующие стороны к более интенсивному развитию; борьба, качественно видоизменяющая стороны.

2. Закон перехода количественных изменений в качественныепоказывает, как, в какой форме происходит переход от одного качества к другому.

Прежде всего дадим определения категориям качество, количество, мера.

Мир разнообразен вещами и предметами. В быту мы часто «качество» вещи определяем через хорошее или плохое. Хотя, вещи имеют что-то характерное только для них, то, что их отличает от других вещей, именно это и называется качеством в философии. Для того, чтобы найти качественную особенность предмета, необходимо знать его конкретное содержание (каков материал, каковы его свойства). В свое время качество Гегель характеризовал как тождественную с бытием внутреннюю определенность. Качество – это внешняя и внутренняя определенность, система характерных черт предметов, теряя которую предметы перестают быть тем, что они есть. Любое качество определяется через свойство. Качество и свойство – понятия близкие, но не тождественные.

Познание каждого предмета всегда начинается с познания отдельных признаков предмета: размер, цвет, вкус, запах. Поэтому свойство – это есть способность проявления качества данного предмета при взаимодействии с другими предметами. Если качество характеризует предметы и явления с общих позиций, то свойство выражает лишь ту или иную сторону, часть. Изменение отдельных свойств не ведет в известных условиях к изменению качества вещи.

Количество выражает внешнюю определенность предмета. И для количественной характеристики предмета содержание не имеет значение. Например, стол большой или маленький – он все равно стол.

С одной стороны количество не зависит от качества. С другой – они существуют в глубоком единстве. Единство количества и качества называется мерой. Все должно быть в определенных количественных границах: мерой воды является t˚ 0 -100˚. Когда количественные изменения превосходят предел меры, то мера перестает быть мерой данного предмета, происходит качественное изменение.

Сказанное выше позволяет сформулировать сущность закона взаимного перехода количественных изменений в качественные. В силу этого закона мелкие, вначале незаметные количественные изменения постепенно накапливаясь, на какой-то ступени нарушаю меру предмета и вызывают коренное, качественное изменение. Пример со стадом.

Переход количество в качество в развитии общества проявляется в переходе от эволюции к революции. Эволюция – это медленные количественные изменения. Революция приводит к коренной ломке старого качества.

3. Закон отрицания отрицанияпоказывает направленность развития. Он отвечает на вопрос: куда направлено развитие?

Процесс развития происходит переходом от одних качеств к другим, следовательно никакое развитие невозможно без отрицания.

Отрицание отрицание охватывает повторение в процессе развития, пройденного на новой, более высокой основе. Разрушение старого предмета есть ОТРИЦАНИЕ. Отрицание является необходимым моментом развития. В процессе прогрессивного развития каждая ступень, являющаяся результатом двойного отрицания – снятия или самоотрицания, является синтезом предыдущих ступеней и воспроизводит на более высокой основе характерные черты, структуру исходной ступени развития. З-н о.о.: новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все более новым. Отрицание старых форм есть причина поступательного развития.

Итак, всякое развитие происходит вследствие того, что предметы имеют внутри себя противоположности, противоречия, между которыми обеспечивается переход постепенных количественных изменений в коренные качественные, разрушение старого единства, старого предмета и возникновение нового, что, в свою очередь, является отрицанием отрицания.

 

 

Лекция 16