ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА

 

План:

1. Сущность общественного сознания.

2. Эстетическая форма общественного сознания.

3. Религиозная форма общественного сознания.

 

I.После рассмотрения темы «Общество», думается, логично теперь рассмотреть духовный мир общества. Духовная жизнь общества является подсистемой общества.

Определенные идеи, рожденные в голове того или иного человека, начинают жить в общественном сознании, если будет духовно запрошена мыслящими людьми. Общественное сознание – это духовная культура общества, совокупность человеческого разума. Ведь сущность сознания в том и состоит, что оно может осмыслить общественное бытие только при условии одновременного активно-творческого преобразования его. Общественное сознание – это воззрения людей в их совокупности на явления природы и социальную реальность, выраженных в созданных обществом естественном или искусственном языке, творениях духовной культуры, социальных нормах и взглядах социальных групп, народа и человечества в целом.

Совокупность общественных представлений, идей, теорий, чувств, нравов, традиций и т.п., другими словами, того, что составляет содержание общественного сознания и образуют духовную реальность, выступает как составная часть общественного бытия. Т.обр., общественное сознание есть часть общественного бытия. При этом нельзя забывать, что общественное бытие и общественное сознание – относительно самостоятельные явления.

Чем отличается духовная жизнь от общественного сознания? До недавнего времени понятия «духовная жизнь общества» и «общественное сознание» отождествлялись в философской мысли. Духовная жизнь – это форма, способ жизнедеятельности людей, их реального бытия. Духовная жизнь – деятельность по производству, потреблению, передаче духовных ценностей.

Общественное сознание есть лишь сердцевина духовной жизни. Общественное сознание есть совокупность теорий, гипотез, настроений, эмоций, чувств общества на определенном этапе его развития (советская молодежь 70-х гг., казахстанское общество периода становления независимости). Общественное сознание обладает сложной структурой и различными уровнями.

Структурными элементами являются различные его формы: политическое, правовое, нравственное, религиозное, эстетическое, научное, философское. Как видим, форма общественного сознания – это определенный вид деятельности человека. Каждая форма имеет свою специфику: направление внимания на определенные стороны и связи действительности, особые функции, предмет, метод, содержание, внутренние закономерности развития. Различны и формы, в которых выражается мысль (научные законы, философские категории, нравственные нормы, правовые постулаты, религиозные заповеди, художественные образы). Поэтому каждая форма общественного сознания относительно самостоятельна и независима. Но независимость не значит отсутствие взаимодействия. Например, взаимодействие политики и литературы породило целое направление художественного развития – социалистический реализм; философии и религии – русскую религиозную философию; религии и искусства - иконы, псалмы; наука и искусство – фотография, кино, телевидение, литературный жанр фантастики; искусство и право – детектив. Поэтому, формы общественного сознания имеют ряд общих черт.

1. Они развиваются под воздействием исторической действительности, общественного бытия.

2. Имеют относительную самостоятельность. Относительная их самостоятельность объясняется их ролью творческого наследия, традиций, технических навыков и приемов (в искусстве), мыслительного материала, накопленного в предшествующие эпохи (в философии), фактического материал (в науке).

3. Осмысляют реальность, оказывают на нее обратное воздействие.

Носителями общественного бытия являются индивиды, социальные группы, общество в целом. Почему индивиды? Потому индивидуальное сознание формируется только в обществе, а следовательно фиксирует в себе все общественное сознание.

Уровни: обыденно-практический (житейское) и теоретическое (научные формы). Такого рода разделение имеет место во всех формах общественного сознания.

«Обыденный» вовсе не значит «обывательский» или «неполноценный». В «обыденном» зафиксирован жизненный уровень общественного сознания, который, безусловно, имеет свои «+ +» и «- -». Обыденное сознание обладает полнотой и цельностью жизнеощущения. Например, некоторые люди не знакомы с какими-либо теоретическими системами, с философией, не интересуются политикой, и при этом не испытывают серьезных психологических неудобств, т.к. их обыденное сознание внутренне гармонично. Но если Вы даже высококвалифицированный специалист в своей области и при этом не обладаете обыденным воззрением на мир, то Вы неизбежно будете испытывать дискомфорт.

Обыденное сознание ближе к непосредственной действительности, к потоку жизни. Но именно и этого опыта, т.е. из обыденного сознания свое содержание черпают философия, искусство, частные науки. Т.обр., обыденное сознание есть первичная форма понимания обществом социального и природного мира.

 

II.Эстетическое сознание – это феномен духовной культуры. Эстетика – это философская наука о сущности общечеловеческих ценностей, их рождении, восприятии, оценки и освоении, о наиболее общих принципах эстетического освоения мира в процессе любой деятельности человека, и прежде всего в искусстве, о природе эстетического и его многообразии в действительности и в искусстве, о сущности и законах бытия, функционировании и развитии искусства.

Нужна ли эстетика людям, не занимающимся профессионально творчеством как художники, писатели, поэты, музыканты? Эстетика нужна простым людям как публике, воспринимающей искусство – как читателям, зрителям, слушателям. Можно, конечно, читать книгу, как чичиковский Петрушка, получая удовольствие от самого процесса складывания букв в слова, можно увлекаться занимательностью сюжета. Но только теоретически развитому сознанию подвластно увидеть в произведении красоту изложения, образной мысли художника.

Эстетика проявляется через эстетическую деятельность. Эстетическая деятельность – это деятельность человека в ее общечеловеческой значимости, хотя общечеловеческое не исчерпывается эстетическим. Эстетическая деятельность имеет многообразие форм. Она в себя следующие:

- художественно-практическую (карнавал, свадебный или погребальный обряд, этикетное поведение);

- художественно-творческую (создание произведений искусства);

- дизайн;

- художественно-рецептивную (восприятие произведения);

- рецепционно-эстетическую (восприятие красоты реального пейзажа);

- духовно-культурную (выработка личного вкуса и идеалов, вынесение вкусовых суждений и оценок);

- теоретическую (выработка эстетических концепций и взглядов).

Эстетическая деятельность богата терминологическим аппаратом.

Эстетическое восприятие – духовно-культурное присвоение личностью общечеловечески значимого в реальном мире.

Эстетическое впечатление – память об эстетических представлениях, их оценка и закрепление в сознании.

Эстетический вкус – система эстетических предпочтений и ориентаций, основанная на культуре личности и на творческой переработке эстетических впечатлений.

Эстетический идеал – представление о высшей гармонии и совершенстве в действительности и в культуре, которое становится целью, критерием и вектором деятельности человека. Идеал формируется путем отбора лучших эстетических ориентаций, продиктованных эстетическими вкусами. Явление оценивается путем его сопоставления с идеалом.

Эстетическая концепция – теоретически осмысленный опыт эстетической деятельности людей.

Эстетические взгляды – система эстетических концепций, господствующая в данном обществе и определяющая эстетическую и художественную практику людей, ценностные аспекты их материальной и духовной деятельности.

Художественная культура общества – совокупность художественного творчества, его продуктов (произведения искусства), учреждений, готовящих кадры художественной интеллигенции (вузы, училища, студии) и обеспечивающих социальное функционирование искусства (музеи, библиотеки, кинотеатры, театры, концертные залы).

Эстетическое наслаждение получаемо от искусства. Чем отличается искусство от эстетики? Ведь они оба сосредотачивают свое внимание на общечеловеческом? Искусство – это духовно-практическое восприятие мира, а эстетика – это теоретическое восприятие мира, и скорее, самого искусства.

Искусство принято считать одной из древнейших форм жизнедеятельности человека. Но что мы понимаем под искусством? В широком смысле под «искусством» понимается всякая творческая созидательная деятельность человека, и в этом смысле производство и даже религия являются формами «искусства». Именно в этом смысле древние греки употребляют слово «poiesis» (искусство), означающее «знание», «творение», «сознание». В узком смысле под «искусством» понимаются процессы и результаты художественного творчества в его различных формах (живопись, музыка, поэзия и т.д.). Именно этот смысл является основным в современном мире.

Отражая окружающий мир, искусство помогает людям познавать его.

Важнейшая особенность искусства состоит в том, что оно в отличие от науки отражает действительность не в понятиях, а в конкретной, чувственно воспринимаемой форме – в форме художественных образов. При этом чем ярче, ощутимее выступают черты художественного образа, тем притягательнее этот образ.

Искусство возникло еще на заре человеческого общества. Но, зависело ли оно от каких-либо социально-политических условий? Согласно марксистской концепции, искусство как форма общественного сознания, зависит от экономики. В свое время сторонники марксизма писали, искусство – это часть надстройки, и оно служит базису, на основе которого развивается. Отчасти, такая теория объясняет многое в искусстве. Например, в советское время все искусство было направлено на отражение и изображение социалистического образа жизни. Однако эта же концепция заставляет теоретика проделывать мыслительные фигуры высшего пилотажа, чтобы ответить на вопросы: почему античное искусство, родившееся на примитивной экономической основе, да еще и в обществе, где господствовало рабовладение, стало недосягаемой классикой? Почему сегодня экономически неблагополучные нации не дают художественные шедевры? Как в одну и ту же эпоху, в одной стране с одинаковой экономикой появляются самые различные, а порой противостоящие друг другу художественные явления (идеализм Н.Бердяева, Вл.Соловьева одновременно существовал с материализмом Герцена и Белинского)?

 

III.Изучением религии занимается богословие, история, социология, философия. История религии исследует процесс возникновения и развития религиозного сознания, сравнивает и классифицирует различные религии с целью найти общие принципы из становления. Социология религии изучает место религии в обществе. Философия анализирует прежде всего сущность религии, определяет ее место в системе мировоззрения, выявляет ее психологические и социальные аспекты, ее онтологический и познавательный смысл, высвечивает соотношение знания и веры, анализирует проблемы отношения человека и Бога, нравственный смысл религии и ее роль в жизни общества, в развитии духовности как человека, так и человечества.

Люди всегда пытались ответить на вопрос: что такое религия?

Понятие «религия» происходит из латинского языка: religio, что означает совестливое отношение, совестливость, благочестие, набожность, страх Божий, святость, почитание, культ, предмет культа; relegere – идти назад, возвращаться, снова читать, обдумывать, собирать, созерцать, бояться; religare – вязать, связывать, привязывать, сковывать.

Современное религиеведение выделяет следующие стороны содержания религии:

- религия – это специфическая форма духовной деятельности, духовность, обусловленная верой в трансцендентальное;

- религия как продукт духовной деятельности – совокупность материальных и духовных ценностей, которые существуют как в предметной форме, так и в виде актов деятельности;

- религия – важный регулятор общественных отношений, которые носят в основном опосредованный характер;

- религия выступает фактором духовного развития человека.

По нашему мнению, главная особенность религии заключается в вере в трансцендентное. Религия нацеливает людей на трансценденцию - «уход в небеса». Так, индуизм считает своим идеалом – слияние с Богом, буддизм – слияние в Нирване, христианство – обретение Царства Небесного, суфизм – растворение в Абсолюте, ислам – прихождение в рай. В религии присутствует своеобразный подход к смыслу жизни: жить на земле, чтобы заслужить Царство Небесное. Главное для любого верующего человека – отнюдь не благоустройство жизни земной. Светская жизнь и религиозная жизнь не совместимы по своей сути.

Средой, где происходит религиозная деятельность, является религиозная община. Современные западные исследователи религии, такие, как, Э.Трёльч, М.Вебер, Г.Р.Нибур, стремились разработать типологию религиозных организаций по их отношению к обществу. На основе изучения христианства ими выделены церковь, деноминация, секта, тайные общества, братства, мистерии, культ и др.

Самую простую классификацию религиозных организаций предлагают Э.Трёльч и М.Вебер. Они зафиксировали полярные типы религиозных организаций: церковь и секта.

Вебер разработал социологическое понимание церкви и секты, сопоставляя по трём группам признаков:

1) отношение к «миру», обществу и государству (церковь инклюзивна, не противопоставляет себя миру, стремится стать универсальной организацией, идет на компромисс в социальных вопросах; секта эксклюзивна, противопоставляется миру, индифферентна или враждебна к нему, замкнута);

2) критерий членства (в церкви отсутствует постоянно и строго контролируемое членство, приветствуется крещение в детском возрасте; вступление в секту основано добровольном, сознательно принимаемом решении, в ритуал крещения допускаются только взрослые);

3) организационная структура (церковь строго институционализирована, в руководстве стоит профессиональное духовенство; в сектах институт священства отсутствует, на должность принимаются лица харизматического типа).

Бесспорно, между церковью и сектой объективно существуют некоторые различия. Но на эмпирическом уровне невозможно провести четкую границу между церковью и сектой. В чистом виде по всем указанным показателям реально существующие организации практически никогда не наблюдаются. Также заметим, что исторически большинство крупных церквей первоначально были сектами.

Между организациями типа секты и типа церкви существует взаимосвязь. Так, в результате канонических разногласий некоторые верующие обычно порывают с церковью, создав впоследствии новую религиозную групп, имеющую ярко выраженный сектантский характер. Со временем, однако, изменяются условия, породившие эту группу, некоторые признаки утрачиваются. Начинается процесс постепенного формирования качеств, присущих уже не секте, а церкви, в результате чего последняя завершает свое формирование и весь процесс повторяется снова.

Однако применительно к отдельным ситуациям данная теория не находит своего применения. Некоторые секты имеют различную историческую судьбу. Например, методизм и баптизм, возникшие как сектантское выражение в процессе своего исторического развития сильно видоизменились, и не могут теперь считаться сектой, но и не могут считаться церковью, поскольку не могут претендовать на универсализм, т.е. тесную связь с широкими слоями общества. Последний тип религиозной организации Р.Нибур назвал «деноминацией». Деноминация (от лат. denominatio – наделение специальным именем) представляет собой религиозное объединение - промежуточную форму между церковью и сектой, находящуюся в стадии становления, организационного оформления.

Поэтому в современном религиеведении исследователи единодушно признали классификацию типа «секта – деноминация - церковь». В то же время, мы считаем, что данная типология не имеет завершенности. Рассматривая церковь, исходя из современного ее понимания как типа религиозного объединения, её можно классифицировать как разновидность религиозной общности, принадлежащей к определенному, в частности, или православному, или протестантскому христианскому вероисповеданию – конфессии. Конфессия (лат. confessio – признание, исповедание) – религиозное объединение, имеющее свое сложившееся вероучение, культ, организацию. В свою очередь, конфессия является частью мировой религии и склонна охватывать людей по их этническим, языковым или политическим связям. Например, православие, католицизм, протестантизм как конфессии есть части мировой религии – христианства, а сунниты, шииты, соответственно, – ислама.

Таким образом, мировая религия – это есть сформировавшееся религиозное объединение, несущее космополитический, меж- и надэтнический характер, имеющее значительное количество своих последователей на всех континентах мира.