КОНЦА ХIХ – НАЧАЛА ХХ ВЕКОВ

ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Лекция 10

 

План:

1. Общая характеристика западноевропейской философии кон. ХIХ – нач. ХХ вв.

2. «Философия жизни»: А.Шопенгауэр и Ф.Ницше.

Конец XIX и ХХ в. – эпоха неклассической философии. Главное отличие в развитии философской мысли этого периода – плюрализм(огромное многообразие) мнений, философских школ и течений. Более отчетливое выражение принимает разработка философской проблематики по двум основополагающим направлениям – материализма и идеализма. С одной стороны, достижения естествознания (физика, химия, биология) активно используются в построении философски концепций. С другой – несмотря на успехи в науке, философия не может устраниться от религиозной тематики: в одном случае религия выступает объектом философского анализа, в другом – составляет основу, фундамент самого философствования.

Вся философия к. XIX и всего ХХ века идет по пути углубления основополагающих представлений о бытии, проникновения в сложнейшее строение материи. Однако весь окружающий мир стал рассматриваться как неразумный, дисгармоничный, абсурдный, недоступный мыслящей субстанции. А посему он является родственным человеку. Поэтому должно произойти переосмысление вечных представлений (в основном, рационалистичеких) о природе и человеческом существовании. В результате:

1) главным объявляется «человеческое содержание». Гносеологическому подходу рационализма противопоставляется аксиологический. Человека отличает о животного не разум, не способность к понятийному мышлению, а, прежде всего, способность к нравственной оценке. Кроме этого, человек рассматривается, главным образом, как субъект общения (коммуникации). На смену рационалистическим субъектно-объектным отношениям приходят субъектно-субъектные отношения иррационализма; 2) на передний план выступают иррационалистические настроения. Иррационализм – это учение, настаивающее на ограниченности познавательных возможностей разума и признающее основным родом познания интуицию, чувства, инстинкт.

Тот факт, что иррационализм приходит на смену рационализму, связан с конкретными социально-политическими, экономическими условиями (1-я мировая война, экономический кризис 20-30-х гг., 2-я мировая война, гитлеровская оккупация), сопутствовавшими культурной жизни на рубеже веков. Кризисные ситуации разочаровали людей в тех идеалах, которыми оперировал философский рационализм. Все деструктивные проявления – продукт холодного человеческого разума.

Поэтому рамках антропологизма в зависимости от того, какое конкретное начало объявляется сущностной характеристикой субъекта, формируются такие течения как философская антропология, «философия жизни», экзистенциализм, психоанализ, неотомизм, персонализм.