РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Лекция 8

 

План:

1. Периодизация русской философской мысли.

2. Характерные черты русской философии.

3. Учение о непротивлении злу насилием Л.Н.Толстого.

4. Метафизика «всеединства» Вл.Соловьева.

5. Персонализм Н.Бердяева.

 

I. Зарождение русской философской мысли уходит во времена, связанные с обоснованием идеи русского православного государства.

Какие периоды можно выделить в истории русской философии?

IX - XII вв. – время предыстории философии (Иларион Киевский, Владимир Мономах, Климент Смолятич). Философские идеи реализовывались собственно в богословии, в литературе того времени – летописях, словах, молитвах, поучениях, в пословицах и поговорках, в произведениях живописи, фресках, архитектуре. Строго отработанного логического понятийного аппарата древняя русская философия еще не имела;

XIV - XVII вв. – время ее становления, возникновения теоретического мышления, появления категорий философии (Климент Смолятич, Максим Грек, Юрий Крижанич);

XVIII в. – обособление философии от религии и утверждение ее как теоретической науки (М.В,Ломоносов, А.Н.Радищев);

ХIХ в. и начало XX в. – фундаментальная разработка проблем методологии науки, социального преобразования, диалектики, классификации наук:

1-ый период - 30-40-е гг. середины ХIХ в. Российская философская мысль испытывает мощное влияние немецкой классической философии. И.В.Киреевский и А.С.Хомяков заложили основы религиозной философии и выработали ее программу. А.И.Герцен, В.ГГ.Белинский, Н.Г.Чернышевский обосновывали материалистическое познание.

2-ой период – последняя четверть ХIХ в. Эстетический подъем Ф.М.Достоевским, Л.Н.Толстым, Н.Ф.Федоровым; создание первой в истории русской мысли философской системы Вл.Соловьевым.

3-й период – конец ХIХ в. Эту эпоху принято называть русским культурным Ренессансом. Ее представляют братья С.Н. и Е.Н.Трубецкие, В.В.Розанов, Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков, П.А.Флоренский и др. Это время знаменательно изданием сборников – «Проблемы идеализма» и «Вехи».

4-й период охватывает творчество послереволюционной эмиграции, так наз. «первой волны». Некоторые ученые, в числе которых были и философы, покинули Родину во время гражданской волны, либо сразу после ее окончания. Среди них – П.Б.Струве, С.Н.Тубецкой, Д.С.Мережковский, Л.И.Шестов. В 1922 г. были изгнаны Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков, Б.П.Вышеславцев, И.А.Ильин и др. В результате все виднейшие русские философы оказались в эмиграции, где продолжали создавать крупнейшие философские произведения. Творчество именно этого поколения русских философов вывело русскую философию на мировые просторы.

В 20-е гг. формирование русского религиозно-философского идеализма как своеобразной школы мировой философской мысли достигает заключительной стадии.

 

II.Для правильного восприятия творчества русских философов важно в общем виде представить наиболее существенные признаки русской философии в целом.

1. В своих главных направлениях она развивалась как религиозная, идеалистическая, этическая, историософская.Религиозной она была потому, что в центре ее стояли идеи Православия. Русский философы исходили из мысли, что Православие выражает иное восприятие и понимание христианства, нежели католичество, а позднее протестантизм. Идеалистической – поскольку примат отдавался духовному творчеству, цель которого была направлена на выработку моральных установок, способствующих осуществлению праведной жизни. Отсюда, русская философия сосредотачивалась преимущественно на проблемах этики. И, наконец, историософия. С помощью философии стремились осмыслить истоки и движущие силы становления российского государства, осознать миссию России в мире. Разрешение данного вопроса проходило в противоборстве двух тенденций: славянофильства и западничества.

2. Славянофилы (А.С.Хомяков, Ю.Ф.Самарин) акцентировали внимание на самобытности русской культуры и связывали эту самобытность с неповторимым своеобразием русской духовной жизни. Западники(В.Г.Белинский, Н.Г.Чернышевский, А.И.Герцен) выражали стремление вписать Россию в процесс развития европейской культуры. Они считали, что поскольку Россия встала на путь развития позже других стран Европы, то она должна учиться у Запада и пройти тот же исторический путь.

3. В учении о Боге и связи Бога с миром, философы прибегали не столько к логическим умозаключениям, сколько к «живому опыту встречи с Богом». Многие философы (И.А.Ильин) в философских произведениях отразили свои личные религиозные переживания. Непосредственное постижение реальности, знания через мистику обозначалось термином «религиозная (или мистическая) интуиция». Она способна давать знание о мета-логических основаниях жизни. Следовательно, мир полностью познаваем.

4. Но мир познаваем только через целостное знание, идеал которого формируют И.В.Киреевский и А.С.Хомяков. Целостное знание – это познание мира через опыт, сочетающий в себе чувственную, интеллектуальную и мистическую интуицию. Цельная истина доступна только цельному человеку. Для своей цельности человеку необходимо измениться через преображение. Измениться – означает вырасти духовно, иначе истина (Божественная) не будет достигнута.

5. Миропонимание русских философов было направлено на познание бытия. Попытки проникнуть в глубинные тайны строения мира опирались на многовековую философскую традицию (Платон, Аристотель, Фихте, Шеллинг, Гегель и др.). П.А.Флоренский в своем учении вводит понятие единосущия, означающее строение мира по аналогии с его богословским значением (зависящим от христианской любви).

6. Одновременно на первое место ставились онтологические связи и изменения, происходящие в мире личности. Философы, отстаивая учение об органической целостности мира, причину нравственной и душевной эволюции человека усматривали в его неразрывной взаимосвязи с этим миром. Представления о связях человека с космосом получили широкое распространение под названием «русский космизм». Многие из философов (Вл.Соловьев, П.А.Флоренский, С.Н.Булгаков, Ф.Федоров) уделяли специальное внимание космологическим проблемам. В результате их христианское мировоззрение приобретало космологический характер.

7. Другое центральное понятие – соборность - совокупность единства и свободы множества лиц на основе духовной общности (совместной любви к Богу и всем абсолютным ценностям).

8. Русская философия стремилась объяснить смысл исторического процесса. Оно базируется на критическом отношении к позитивистским концепциям прогресса. По мнению русских философов, на земле невозможно осуществить идеально совершенного социального строя. Цель исторического процесса – в том, чтобы подготовить человечество к выходу из истории в мета-историю, в вечную жизнь в Царстве Божьем.

 

III. Лев Николаевич Толстой(1828-1910). В центре его духовных исканий находятся: выработка религиозного отношения к жизни, полный отказ от светской культуры, критика государства и других институтов цивилизации, в которых он видит орудия насилия над человеком. Все вокруг построено на насилии: государство подавляет народ и ведет войны против других государств, учитель – ученик, родители – дети и т.д.

Основными двумя источниками насилия в мире являются государственная власть и революционеры. Власть – это всегда насилие. Существуют суды, тюрьмы, лагеря, но от этого не становится меньше преступников. Человек, совершивший преступление, уже наказан тем, то нарушил человеческий закон. Он страдает от душевных мук. А если он не испытывает мук совести, то сажать его в тюрьму бесполезно, она только еще больше его озлобит. Люди – добрые существа. Они не убивают друг друга потому, что еще могут любить. Революционеры. Эти люди знают, как нужно устроить общество, в котором все будут счастливы, и потому готовы положить собственную жизнь и заодно миллионы чужих для осуществления своих идей. Обычно человек не знает, как сложится его жизнь через год, а революционеры знают, как устроится жизнь целого народа через десятилетия. И в ответ на государственное насилие революционеры страивают новое насилие: текут реки крови, а жизнь не становится лучше.

Таким образом, на насилие люди также отвечают насилием – угнетенные поднимаются и опять творят зло. И насилие становится вечным принципом человеческого существования.

А как разорвать замкнутый круг насилия?Этот вопрос и пытается разрешить Толстой. Поэтому важнейшей стороной мировоззрения писателя становится учение о непротивлении злу насилием.

Единственный выход избавления от насилия – не отвечать насилием на насилие. Толстой призывал не служить в армии, в полиции, в таможне.

Как ни парадоксально, государство не боится революционеров, оно знает, как с ними бороться. Оно боится тех, кто не хочет участвовать в насилии, тех, которым не нужно ни богатства, ни славы. Эти люди не хотят делать карьеру в государстве, потому что она развращает человека.

Но как можно не отвечать насилием на насилие? Для этого необходимо моральное самоусовершенствование. Начните с себя, - говорил он. Приучите себя любить ближних, 5какими бы плохими они не казались, изгоняйте жестокость из сердца, не поддавайтесь соблазнам мира (карьере, деньгам, славе), ибо окажетесь во власти насилия. Другого пути преобразовать мир нет.

Сколько было насмешек над учением Толстого. Но вряд ли учение может предложить что-нибудь другое, кроме морального совершенствования, воспитания, взаимного уважения и терпимости?

 

IV. Владимир Сергеевич Соловьев(1853-1900). Идеалами Соловьева была «вселенская (православная) церковь», построенная на единстве православия, католицизма и протестантизма. Такое христианское единение он называл «всеединством». При разработке этой идеи Соловьев отталкивался от славянофильской идеи соборности. Единство человеческого рода есть важная религиозная истина; это субстанциональное единство, человечество в целом, социальный организм, живые члены которого представляют различные нации. Всеединство – это единство творца и творения. Соединения божественного с человеческим произошло только в лице Иисуса Христа. А необходимо, чтобы соединение состоялось в масштабах всего человечества. Вот он - пафос философии Соловьева – борьба за духовность в человеке, за высшие идеалы личности.

Первичным условием на пути к богочеловечеству является принятие всеми вероучения христианства.

В системе всеединства человек есть посредник между Богом (Абсолютно-сущим) и человеком. Вся человеческая истории развертывается как восхождение человека к Богу, или как процесс Богочеловечества. Богочеловечество - это конечный этап истории. На этих основаниях строится идея «оправдания добра» во имя Бога и христианского единения.

Толстой и Соловьев, оба занимались проблемами христианской нравственности и поисками путей единения людей. Однако их учения в корне расходились. Толстой апеллировал к человеку и добру, а Бог для него был средством, нежели целью. Соловьев оправдывал добро Богом, Бог для него был целью.

Толстой, отвергая насилие, считал войну аморальным и противоестественным фактом. Соловьев полагал, что война может быть оправдана, если она способствует добру и грядущему единению. Соловьев оправдывал зло и пришествие Христа.

Толстой говорил о «Царстве Божьем на земле» как мира и добра для всех народов. Соловьев говорил о восхождении человека в Царство Божье.

 

IV. Николай Александрович Бердяев(1874-1948). Его духовная эволюция прошла путь от марксизма к религиозному миросозерцанию. Причиной разрыва с марксизмом послужило неприятие им идеи диктатуры и революционного насилия, несогласие с тем, что историческая истина зависит от классовой идеологии, от чьих бы то ни было интересов. В противоположность этим утверждениям он подчеркивал, что объективная истина может лишь в той или иной мере открываться человеку – в зависимости от его жизненного опыта и установок.

Он отстаивает в своих трудах первенство личности над обществом, «примат свободы над бытием».

Согласно Бердяеву, основной противоположностью является противоположность между духом и природой, а не между психическим и физическим. Природа (бытие)– это объект, вещь, необходимость, пассивность. Царство природы– материя, психическая жизнь. Дух – это субъект, жизнь, свобода, творческая деятельность. Царство духа – любовь.

Бог есть дух. Весь мир является проявлением творческой активности верховной личности – Бога. Духовное бытие человека тесно связано с божественной духовностью, т.к. личность первичнее бытия, а, следовательно, является высшей духовной ценностью. Человек, освобождаясь от природы, возрождается из падшего человека и становится личностью. Реализация личности означает восхождение от подсознательного через сознательное к сверхсознательному. Личность – не субстанция, она – творческий акт. Она является духом. Преобразование и обожествление возможны только путем восхождения к истинной свободе, предполагающей свободную любовь человека к Богу.

Бог ждет от человека свободного творчества. Творчество по своему внутреннему смыслу предполагает размышление о Боге. Развитие творчества – лучший путь сочетания свободы и любви.

 

Итак, 1. В противовес рациональным теоретическим учениям Запада для русской философии характерна гуманистическая направленность.

2. Для русской философии была характерна ориентация на проблемы личности. Именно в русской философии развиваются такие направления, как анархо-социализм (Толстой), историософия (Соловьев), персонализм (Бердяев), которые предстают в виде религиозно-нравственных концепций личности.

3. В отличие от Запада, в русской философии почти не было пессимистических философских учений, а преобладал оптимизм, основанный на вере в единство человечества и его духовно-нравственное совершенствование.