Энгельс о диалектическом методе.
Проблема пространства - времени
Трактовка проблемы материи и движения
выдвигает принцип соотношения материи и движения. Повторяет знаменитую фразу Гольбаха о том, что движение есть способ бытия материи. Энгельс принимает эту форму и разъясняет это утверждение:
а) нет движения без материи - это материалистический монизм
б) нет материи без движения - неразрывность движения с самой материей, она обладает самодвижением.
Энгельс ставит вопрос о сущности пространства и времени. И выдвигает известное определение: пространство и время - формы существования материи. Раскрывает противоречивость понятия бесконечности. Одно из проявлений противоречивости - бесконечная материя слагается из конечных фрагментов. Соотношение конечного и бесконечного неоднозначно, диалектика отношений противоположностей.
Трактовка Энгельсом понятия истины.
Выдвигает тезис о диалектике абсолютной и относительной истины: каждый человек мыслит неуверенно. И не достигает истины, а лишь неадекватной оценки. Но всем человечеством реальность познается. На каждом историческом этапе развития познания достигается лишь относительная истина. Вместе с тем, ни разум, ни природа не содержат ничего, что делает истину непостижимой. То есть процесс бесконечен. Таково решение проблемы соотношения абсолютной и относительной истины.
Энгельс рассматривает основные законы диалектики: единства и борьбы противоположностей, перехода количественных изменений в качественные, отрицания отрицания - и делает вывод: диалектика есть наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.
1873-1882 гг.«Диалектика природы». Эта работа осталась незавершенной в связи со смертью Маркса. Рукопись состоит из 10 статей. Опубликована после смерти - в 1925 г. в СССР (на русском и немецком языках), после рецензии Эйнштейна.
Осмысливая достижения современного естествознания с позиций материализма и диалектики, Энгельс набрасывает картину взаимоотношений философиии естествознания с античности до настоящего времени. Выделяет 3 периода:
1) античный. Греки диалектически подходили к природе, все явления рассматривали в развитии и связи. Но не доходят до изучения частностей. Вывод Энгельса - по этой причине картина не является убедительной
2) забывается принцип всеобщей связи, объекты рассматриваются как изолированные, в результате господствует метафизический метод
3) современность: диалектика применяется при изучении мира на основе достигнутых знаний.
Энгельс считает, что законы приложимы к изучению общества. Он уделяет большую роль активности человека при взаимоотношениях с природой.
Формы движения: механическая, физическая, химическая, биологическая, социальная (включает в себя духовную жизнь, сознание). Механическая форма движения является всеобщей. Остальные - ступени развития природы. Основания градации:
1) наличие определенного материального носителя у определенной формы движения (кроме механической - она всеобща). У биологической - белковые тела.
2) наличие специфических законов, которым подчиняется та или иная форма движения.