ФИЛОСОФИЯ ФРАНЦУСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ XVIII ВЕКА

Лекция 6

 

План:

1. Общая характеристика философии Французского просвещения.

2. Деизм Ф.Вольтера и Ж.-Ж.Руссо.

3. Атеистически - материалистическая философия Д.Дидро и П.Гольбаха.

4. Общие выводы.

 

I. В XVIII в. на смену эпохи Нового времени приходит эпоха, которую называют эпохой Просвещения. Такое название философия получила в связи с тем, что ее представители разрушали устоявшиеся представления о Боге, окружающем мире и человеке, открыто пропагандировали идеи нарождающейся буржуазии и, в конечном итоге, идеологически подготовили французскую революцию 1789-1794 гг. Родиной Просвещения была Англия, затем Франция, Германия и Россия.

Одной из важнейших характеристик философии эпохи Просвещения является рационализм. Для этой эпохи характерен девиз: Все должно предстать перед судом разума! Мы уже встречались с рационалистическим учением Декарта. Только Декарт термин «рационализм» использует как логико-методологическую установку в гносеологии. С XVIII в. имеется более широкий подход к понятию рационализма. Он рассматривается как широкое идейно-теоретическое течение, выражающее взгляды, потребности, общественные настроения определенных социальных классов, слоев, групп на определенном этапе общественного развития. Для нег характерны возвеличивание человека как активного, свободного существа, исторический оптимизм, вера в безграничные возможности человека в познании и преобразовании природы. Все это происходит на фоне разложения феодальных отношений и интенсивного развития капитализма, глубоких перемен в экономической, социально-политической и духовной жизни Западной Европы.

В этот период в центре всех философских школ, систем, течений находится активно действующий субъект, способный познавать и изменять мир в соответствии со своим разумом. Разум выступает как предпосылка веры в целесообразность, смысл общественного развития, в объективный, закономерный характер общественного развития, подчиненного логической схеме.

Однако при наличии общих позиций у представителей разных философских школ и направлений в учении наблюдались и различия. Несмотря на представления философов этого периода о мире как рационалистической системы со своими природными законами, самоупорядочением и самовоспроизводством, конкретная интерпретация ими об устройстве это мира имела различные подходы. В результате выделяются два подхода:

деизм– направление в философии, сторонники которого допускали существование Бога только как первопричины всего сущего, однако отвергали его какое-либо последующее влияние на окружающий мир, человека, ход истории. Сторонники деизма отвергали идею личного Бога; не соглашались с пантеизмом; Представители: М.Ф.А.Вольтер, Ш.Монтескье, Ж.-Ж.Руссо, Э.Б.де Кондильяк;

атеистическо - материалистическое направление.Сторонники данного течения отвергали саму идею существования Бога в любых формах, объясняли происхождение мира и человека с материалистических и естественнонаучных позиций, в вопросах познания отдавали предпочтение эмпиризму. Представители: Мелье, Ламетри, Д.Дидро, Гельвеций, П.Гольбах.

 

II. Мари Франсуа (Аруэ – наст.фамилия)Вольтер(1694-1778) – знаменитейший писатель и мыслитель. Вместе со своими соратниками страстно содействовал идеологической подготовке социального взрыва. Он требовал свободы мысли и свободы слова, выступал за гуманное отношение к простому народу и уважение его прав. Вел переписку с рядом «просвещенных» монархов (в числе которых была императрица России Екатерина II) и давал практические рекомендации по обустройству государства.

Все сочинения Вольтера были острыми, как лезвие бритвы и колкими, поэтому его называли дьяволом во плоти.

Он страстно выступал против клерикализма, особенно католицизма (в отношении религии ему принадлежит известное высказывание: «Раздавите гадину!». Однако в своей острой борьбе против церкви и религии Вольтер все же не дошел до последовательного атеизма. Он остановился на деистических позициях. Бог не творит мир из ничего. Бог является лишь связующим началом всего сущего, перводвигателем окружающего мира и законодателем природы. Однако никакая теория и практика не сможет достоверно доказать ни наличие Бога, ни его отсутствие.

Вольтер видел необходимость признания существования Бога с морально-эстетической точки зрения для того, чтобы поддерживать порядок в обществе, держать людей (под угрозой Божьего наказания) в повиновении и жестких рамках нравственности.

Учителями Вольтера в области философии были Локк, Ньютон и Бэкон, соответственно отложившие отпечаток на характер его мировоззрения. В отношении познания он выступал за совмещение эмпиризм и рационализма, отдавая предпочтение первому. «О, философ! – провозглашает Вольтер, - физические опыты, добросовестно проверенные, искусства, ремесла – вот истинная философия».

Индукцию Вольтер предпочитает дедукции, анализ – синтезу. Он выступает против врожденных идей. Врожденного знания не существует, как не существует дерева, которое выходило бы из-под земли, будучи уже увенчано листьями и плодами. Исходным пунктом познания являются ощущения.

Но что же лежит в основе мышления? Вольтер не допускал возможности естественного происхождения возникновения сознания, происходящего в силу развития самой материи. Он полагал, что способность чувствовать и мыслить присуща материи, но дарована ей богом.

Понятие «душа» – не более как отвлеченное понятие, означающее мыслительную способность человека, его ум. Ей не соответствует никакая особая субстанция и она смертна.

Кроме того, следует отметить влияние на Вольтера скептицизма Бейля и воззрений английских деистов ХVIII. Характерная черта гносеологии Вольтера – сомнение в достоверности философского познания. Скепсис Вольтера – это прежде всего выражение недоверия к официальной философии его времени. Его скептицизм направлен, главным образом, против метафизики ХVII в.

 

Жан Жак Руссо(1712-1778) – выдающийся мыслитель.

Руссо выступал против официальной религии, с одной стороны, и против материализма и атеизма – с другой. В полемике с атеистами и материалистами, Руссо выдвигал 3 главных принципа. 1) Он допускал существование некой воли, приводящей в движение Вселенную и одушевляющей природу. 2) На основании закономерности в природе он заключал о наличии «верховного разума». 3) Он утверждал, что человек одушевлен нематериальной субстанцией и свободно во всех своих поступках. Все эти утверждения сводились к признанию бытия Бога и нематериальной души.

Материя и дух (Бог) суть два извечно существующих начала. Бог – это мировая воля и мировой разум. Это божественное начало активно и обладает способностью комбинирования и изменения существующего. Материей Руссо называл все то, что замечается нами при помощи наших чувств, весь видимый мир. Материя – несотворимая и объективно существующая реальность. Но в противоположность французским материалистам ХVIII в. Руссо считал материю пассивной, мертвой и являющуюся объектом изменений. Он отрицал, что материи внутренне присуще движение, что движение является ее существенным, необходимым свойством. Материя не производит движения, а лишь получает и передает его. Естественным состоянием материи является покой. Материя не создана Богом, поэтому и не может быть ею уничтожена.

Двойственный характер носит также природа человека: он состоит из смертного тела и бессмертной души.

Теория познания Руссо сенсуалистична. Первыми орудиями познания Руссо считал чувства. Все наши знания он выводил из ощущений. Ощущения, полагал он, отличаются пассивным характером, они истинны. Суждения – активны и ведут к ошибкам. Поэтому приоритет в познании Руссо отдавал не разуму, а чувству. В этом отчетливо видно отрицательное отношение к рационализму и приверженность эмпирическому познанию. В результате, что человек не в силах до конца познать мир (в частности, сущность вещей и явлений).

Идеализм Руссо проявился в признании им нематериальности и бессмертия души, свободы воли и врожденности нравственных идей. Являлся сторонником эмпирического познания.

Руссо выступал против религии как таковой, против христианства, однако из-за боязни того, что в случае ликвидации религии упадут нравы и исчезнут моральные ограничения, предлагал создать заменитель религии – «гражданскую религию», «культ великого существа (Бога)», «культ мировой воли» и т.д.

 

III. Дени Дидро (1713-1784) – внес большой вклад в Просвещение, выдвинув идею создания «Энциклопедии наук, искусств и ремесел». «Энциклопедия» была свободна от религиозных предрассудков и содержал основы ведущих наук, искусства и знания в области производства. В ее создании принимали участие современники Дидро: Вольтер, Монтескье, Кондильяк, Гольбах и др. На создание «Энциклопедии» ушло свыше 20 лет.

Дидро критиковал религию и ее проповедников. Он подвергал сомнению содержание Библии, ее божественность и первым делает попытку объяснить ее земное происхождение. По мнению Дидро, во всех религиях «от имени бога говорили всегда люди», у которых никто никогда не видел божественных «верительных грамот».

Следующим объектом критики являются различные «чудеса», которыми изобилует Священное писание и священные книги др. религий. Дидро обращает внимание, что большинство «чудес» просто невозможно с позиций достижения естествознания.

Дидро открыто и решительно провозглашал свои материалистические убеждения. Отвергал духовное начало мироздания. Природа, телесная субстанция признается им основой, началом и источником всего существующего. Продолжая материалистическую физику Декарта, исходит из понятия единой материальной субстанции. Материя – это единственно существующая субстанция, проявлением которой являются все единичные вещи, которых бесчисленное множество. Все они взаимосвязаны. Взаимодействие бесчисленного множества разнородных частей материи приводит к движению.

Свойствами материи являются: мертвая или живая сила, длина, ширина, глубина, непроницаемость и чувствительность.

В основе материи лежит «гетерогенная» молекула – несколько материалистически переработанная идея Лейбница. Молекула заключает в себе движение, жизнь и потенциальную чувствительность. Молекулы качественно многообразны и отличны друг от друга. Характер свойств, которыми наделены молекулы невозможно определить умозрительно. Определение их является задачей естествознания. От молекулы до человека тянется цепь существ, переходящих от состояния живого оцепения до состояния максимального расцвета разума. Такая позиция подводит Дидро вплотную к гилозоизму, к признанию всеобщей одушевленности материи. На вопрос, можно ли предположить, что камень чувствует, Дидро ответил: «Почему бы и нет? Прикоснитесь ладонью к камню, и информация о вашем прикосновении надолго останется на камне».

Специфическими особенностями жизни являются раздражимость и чувствительность. Сознание - есть свойство материи.

 

Поль Генрих Дитрих Гольбах (1723-1789) – барон, французский философ – материалист. Продолжая традиции английского сенсуализма, к определению основ философского материализма подходит более эмпирически. Все физические и духовные явления, привычки мы можем объяснить с помощью чистого механицизма. В мире ничего не совершается без причины. Всякая причина производит некоторое следствие, не может быть следствия без причины. Следствие, раз возникнув, само становится причиной, порождая новые явления. Природа – это необъятная цепь причин и следствий, беспрерывно вытекающих друг из друга. Отсюда следует отрицание случайности в природе и свободы в поведении человека.

Причиной всего является материя. Она – собственная причина, существует сама по себе. У Гольбаха мы находим попытки дать философское определение материи: «По отношению к нам материя вообще есть все то, что воздействует каким-нибудь образом на наши чувства, вызывая ощущения». Правда, никто из французских материалистов сознательно не разграничивал философское понятие материи и физические представления о ее структуре и свойствах.

Материя состоит из молекул. Подобно Дидро, Гольбах склоняется к признанию качественного разнообразия молекул.

Общее движение в природе порождает движение отдельных тел и частей тела, а последнее, в свою очередь, поддерживает движение целого. Движение и изменение в мире – это не порождение нового, не развитие в собственно смысле, а некоторый вечный круговорот – последовательное возрастание и убывание, возникновение и уничтожение, созидание и разрушение. Все совершающееся в мире подчинено принципу непрерывности. В природе нет скачков.

Так складываются закономерности мира. Нетрудно увидеть, что так называемые всеобщие закономерности мира – это абсолютизируемые законы механики твердых тел.

В главном своем сочинении «Система природы» Гольбах сводит все духовные качества к деятельности тела; это приводит к отрицанию свободы воли и идеи совершенствования. Добродетель есть деятельность, направленная на пользу людей как членов общества, она вытекает из чувства самосохранения. Счастье заключается в удовольствии.

Критикуя религию, Гольбах приводит очень веские аргументы в пользу ее земного происхождения. Например, 1) в проповедях Христа еще нет четко сформулированных и обозначенных христианских догматов и культовых правил; 2) он выражает сомнение, что Моисей действительно является автором Пятикнижия (часть из Библии), т.к. в этих книгах упоминаются города, которых не существовало в эпоху Моисея.

 

IV.Французские философы защищали принцип материальности мира в его механистической форме, хотя в воззрениях некоторых из них и содержались диалектические идеи развития организмов.

Материалистическое решение мировоззренческого вопроса об отношении сознания к материи обусловили сенсуалистическую трактовку познавательного процесса. Сенсуализм – теоретико-познавательное и психологическое направление, выводящее все познание из чувственных восприятий, изображающее все явления духовной жизни как более или менее связанные комплексы ощущений, причиной которых являются внутренние или внешние раздражения. Источником всех знаний материалисты считали ощущения, порождаемые в человеке воздействием материальных предметов на его органы чувств. Без ощущений, без чувств, считали они, ничто не доступно нашему познанию. Главным органом познаний действительности является человеческий мозг. Д.Дидро сравнивает мозг с чувствительным живым воском, способным принимать всякого рода формы, запечатлевая на себе воздействие внешних предметов. Гольбах подчеркивает, что те части тела у которых прерывается сообщение с мозгом, теряют способность чувствовать.

В целом, несмотря на некоторые нюансы, материалисты XVIII в. разделяют основные установки философии своей эпохи.