ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ И НОВОГО ВРЕМЕНИ

Лекция 5

План:

Ч.1: Возрождение:

1. Основные проблемы философии эпохи Возрождения.

2. Возрождение «античного наследия» в трудах гуманистов: Ф.Петрарка.

3. Пико делла Мирандола и доктрина достоинства человека.

4. Возрожденческий неоплатонизм: Н.Кузанский.

5. Натурфилософские и социально-политические концепции Ренессанса.

 

I.В конце ХШ - начале XIV вв. в Западной Европе начинается интереснейший и ярчайший процесс, связанный с изменениями во всех сферах жизни человека – в области философской мысли, в литературе, в области художественного творчества, в научном и религиозном аспектах, в социально-политических представлениях. Этот процесс оказался настолько значительным, что позднее был признан отдельной эпохой в истории западноевропейских народов – Эпохой Ренессанса.

Термин «Ренессанс» (в пер. с фр. – «возрождение») появился в XIXв. Смысл употребления данного термина в том, что в XIV – XVI вв. происходит возрождение интереса к античной культуре в целом (философии, религиозно-мистическим учениям, литературе и изобразительному искусству), в которой начинают видеть образец для современности.

В эпоху Возрождения вырабатываетсяновый стиль мышления, имевший антисхоластический характер. Официальной философиейв эту эпоху оставалась схоластика, но значительные достижения в области естествознания привели к тому, что философия перестала играть роль служанки богословия и перспектива ее развития приобрела антисхоластическую направленность.

Идеалом знания становится не религиозное, а светское знание.

Но эпоха Возрождения – это переворот, в первую очередь в системе ценностей, в ином отношении к проблеме человека.Высшей ценностью провозглашается человек. Философия Возрождения устремлена к человеку, а не к Богу, что было характерно для средневековой культуры, где христианские теологи считали человека греховным существом. В эпоху Возрождения человек теперь считается прекрасным и возвышенным. Таковыми были не только его душа, но и плоть. Наиболее ярко внимание к человеческому телу проявилось в искусстве Л. де Винчи, Микеланджело, Рафаэля, Тициана и др. – возрождение интереса к красоте человеческого тела, опора на античные идеалы и пропорции человеческого тела.

Таким образом, на смену христианскому теоцентризму приходит возрожденческий антропоцентризм, когда человек, проблемы личности становятся центром и целью всякого познания, мышления в целом. Символом Эпохи Возрождения можно считать слова, почерпнутые из античных произведений, – Чудо великое есть человек.

Такой взгляд на человека обусловил важнейшую черту культуры Ренессанса – развитие индивидуализма в сфере мировоззрения и всестороннее проявление индивидуальности в общественной жизни. Гуманисты эпохи Возрождения говорили: предоставив свободу воли человеку, Бог предопределил ему высшее назначение «стать своим собственным скульптором и творцом» устремиться к безграничному совершенствованию своей природы.

Поэтому мыслители Ренессанса пропагандировали идею всестороннего развития человека – физического и духовного. В формировании духовной природы человеческой личности не должна участвовать религия. Считалось, что духовный мир человека развивают и совершенствуют такие отрасли знания как литература, философия, история, риторика. Именно эти дисциплины стали теоретической базой ренессансной культуры и в XIVв. стали называться гуманитарными дисциплинами, а их преподавателей – гуманистами (от итал. «человечность»). Термин «гуманизм» употреблялся еще в I в. до н.э. Цицероном. Для него гуманизм – это воспитание и образование человека, способствующее его возвышению. В общем смысле гуманизм – это стремление к человечности, к созданию условий для максимального развития способностей человеческой личности, также условий для достойной человека жизни.

Гуманисты вырабатывают новый подход к пониманию человека, в котором огромную роль играет понятие деятельности. Ценность человеческой личности для них определяется не происхождением или социальной принадлежностью, а личными заслугами и плодотворностью ее деятельности.

Прославляя мощь человека и его величие, мыслители Возрождения неизбежно приходили к сближению человека с Богом. Однако гуманисты не были ни еретиками, ни атеистами. Наоборот, в подавляющем большинстве они оставались верующими. Возникло лишь новое понимание проблемы Бога. На смену теоцентризму приходит пантеизм. Пантеизм (бог везде) – это философское учение, которое признает слияние Бога с природой, когда Бог воспринимается не как всемогущая личность, а как некая сверхъестественная, существующая во всех природных объектах сила. По сути дела, природа обожествлялась, божественная сила как бы разливалась в природе, в том числе и в человеке.

Подобное отношение к идее бога сказалось и на отношении к церкви. Многие гуманисты критически относились к церкви, считая, что официальная римско-католическая церковь неправильно трактует понятие Бога и, следовательно, ведет всех верующих людей по ложному пути. Поэтому для Эпохи возрождения характерны антиклерикальные настроения. Антиклерикализм – это критика церкви.

Схоластическая философия, по мнению гуманистов, использует неверные методы в разрешении религиозных проблем. Поэтому гуманисты возводят в абсолют принципы и методы познания античной философии. Важнейшими средствами познания Бога гуманисты считали магию и теургию (мистику). Поэтому возрождение интереса к античной культуре сопровождалось и возвращением интереса к античным религиозно-мистическим учениям. В XIVв. на латинский язык переводятся и становятся крайне популярными сочинения древних теургов – Гермеса Трисмегиста, Зороастра, Орфея.

Приоритет социально-культурных ценностей в Эпоху Возрождения выглядел так: