Романтизм как литературное направление. Особенности русского романтизма.

Беседа» и «Арзамас» как отражение литературной борьбы 1810-х г.

«Беседа любителей русского слова» - общество существовало с 1811 до 1815. это –литературные архаисты. Общество оценивалось негативно. «Беседа» была «интересно» организована – общество было иерархическим (4 разряда). Заседания проходили в поместье Державина на Фонтанке в Санкт-Петербурге, где проходили чтения произведений членов общества. Одни из членов беседы – адмирал Шишков, драматург князь Шаховской, литератор граф Хвостов.

«Арзамас». 1815 – 1817 (1818). Появление кружка было связано с Блудовым, Дашковым, Жуковским. Они попали на пьесу Шаховского «Урок кокеткам, или Липецкие воды». Они увидели в жалком герое тип Жуковского и объявили войну Шаховскому и всей «Беседе». Арзамас – небольшой нижегородский городок. «Арзамас» - общество безвестных людей. Город Арзамас славился гусями, и на эмблемах общества тоже были изображения гусей. В конце заседаний кружка всегда ели жареного гуся. «Арзамас» - это апокалипсический подход против мерзости. Арзамасцы объявили всех членов «Беседы» покойниками. На заседаниях арзамасцы читали речи, а Жуковский оформлял их в протоколы. Сами арзамасцы называли себя ветхими, а друг другу давали очень странные прозвища: Жуковский – Светлана, Батюшков – Ахилл, Вяземский – Асмодей (бес, искушающий громобоя в балладе Жуковского), В.П.Пушкин (дядя Пушкина, староста Арзамаса) – староста, вот я вас, ватрушка, вот я вас опять. В основном прозвища давались по балладам Жуковского.

Значение Арзамаса:

- в Арзамасе рождается новый тип личности – свободной личности

- вклад Арзамаса в историю русского языка – раскрепощение языка, освобождение от стереотипов («арзамасская галиматья»)

- в Арзамасе складываются новые литературные формы, жанры (малая юмористика – «Певец в беседе любителей русского слова», «Тень Фонвизина», «Дом сумасшедших», «Городок»)

- формирование особой дружеской атмосферы, литературная учёба (стихотворные послания критиковались друг другом)

- споры о путях литературного развития, споры о перспективах лит-го развития (дискуссии о балладе, об идиллии, о гекзаметре, спор о поэме)

- арзамасцы активно участвовали в работе «об истории российского государства» Карамзина

- арзамасское братство переживает формы общества, но продолжает общение.

 

Периодизация:

1 этап – 1800-1810-е годы – период предромантизма. Здесь – эклектичность, эклектичное смешение различных тенденций.

2этап – 1820-1830-е годы – период романтизма (Жуковский, декабристы, поэты пушкинского круга).

3 этап – 1830-1840-е годы – завершение романтизма. Реалистические тенденции. Начало синтетических явлений в творчестве Гоголя.

На формирование европейского романтизма повлияла великая французская революция (1789-1794). В основе – идеология эпохи просвещения (Руссо, Вольтер, Дидро – энциклопедисты). Идея просветителей – человек свободен естественно, от природы. Эта идея обернулась своей противоположностью. Романтизм – это противоположность идеи разума, просвещения. Романтизм декларирует противопоставление действительности и мечты (конфликт идеального и реального). Всё выразилось в концепции личности, сверхценной идее человеческой свободы. Личность идеализируется и абсолютизируется. Свободная личность – Наполеон, в творчестве – Байрон – они оба – две культовые фигуры времени. Стремление к бесконечному – грань концепции романтизма. Это стремление обусловливало различные поведенческие тексты. Это разные опыты ухода от действительности. Типы уходов: в религию, в католический мистицизм, в условные архаические пространства своей культуры, в природу, в искусство, в историю и т.д.

Культивируются типы героев: странник, узник, беглец, пленник, пират, цыгане, «шильонский узник» («Шильон» - поэма Байрона в переводе Жуковского).

Эмоциональное проявление: романтизм тяготел к страстям, в отличие от разума классицизма, от чувства сентиментализма. Романтик – человек, живущий страстями, человек страстного склада (Шекспир). Отношение к миру: идея преображения природы и природы человека (трансформация).

Любимый герой – герой-творец, художник, герой искусства. Это герой немного сумасшедший, психоделического сознания, человек вне нормы. Человек-творец, гений, музыкант.

Ведущий мотив в романтизме – мотив томления. Главное качество – романтическая ирония, кот-я возникает на фоне представлений об относительности, подвижности. Романтическая ирония стала расшатывать представления о мире.

Особенности русского романтизма. Это часть европейского романтизма. В России не было резкого перехода, разрыва с просвещением. В России – просветительский романтизм (кот-й мягче). Идеи гуманности, разумного мироустройства – спасительные идеи для русской лит-ры. Западно-европейский романтизм повлиял на русский в четырёх направлениях:

1)Оссианизм (Оссиан – кельтский бард, кот-й по легенде жил в 3м веке н.э.). учёный-мистификатор, Дж.Макферсон, в 1765 опубликовал «Сочинения Оссиана, сына Финнгала». Оссианизм придаёт тональность меланхолии (наслаждение грустью), северного колорита. Возникает интерес к национальным культурам.

2)Возникает интерес к историческому роману – Вальтер Скотт – главный исторический романтик. Интерес к национальной истории, меняющийся на интерес к истории «домашним образом» (человек в истории).

3)Байронизм. Байрон – сторонник абсолютной свободы сильной личности, сверхчеловека, противостоящего миру, и находящегося в постоянном скитании. Герой – демонический, богоборческий, с превосходством над толпой.

4)Влияние немецкого романтизма в его основных типологических школах (йенский и гейдельбергский романтизм). Философ Фихте и братья Шлегели – йенский романтизм – учение о двоемирие, натурфилософии, стремлении к бесконечности. Гейдельбергский романтизм – немецкие поэты, романтизм средних веков. Это уход в средние века, идеал – в прошлом.

Быт и бытие русского романтизма. Это эпоха расцвета литературных кружков, обществ – обсуждение эстетических вопросов. Расцвет издательского дела, огромное кол-во журналов. Рождение нового эстетического и художественного сознания. Формирование нового литературного языка. Причина – петровские реформы. Необходимо было приблизить русский язык к европейскому. Появляется понятие билингвизма. Реформы начал Карамзин. Основные общества – «Беседа» и «Арзамас».

Своё: Развивалось издательское дело, журналистика.Возникали общественно-литературные объединения (кружки, салоны, литературные общества), время активных полемик и споров (о гекзаметре, о балладах).

Рождение в спорах нового русского литературного языка. Возникала литературная борьба между староверами и карамзимистами. Староверы (Шишков) – за консервирование национального русского языка, возвращение к церковнославянским основам, против проникновения новых терминов из иностранной культуры. Карамзимисты (Карамзин) – за контакты с Европой + сохранение истории России, за новый слог (не просто усвоение новых терминов, а р.я. становится языком философии…), с новым языком – новая поэзия. Победили карамзимисты.