Творчество Иммануила Канта
НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
1. Творчество Иммануила Канта. 1
2. Система и метод философии Гегеля. 2
3. Философия Людвига Фейербаха. 3
Литература для изучения темы.. 4
Немецкая классическая философия является одним из важнейших этапов развития европейской философии по богатству и значимости содержащихся в ней идей. Хронологически этот этап начинается с работы И. Канта «О форме и принципах чувственного и умопостигаемого миров» в 1770 г. и заканчивается в 1872 г. со смертью Л. Фейербаха. Представители этой философии: Иммануил Кант (1724–1804), Иоганн Фихте (1762–1814), Фридрих Шеллинг (1775–1854), Георг Гегель (1770–1831), Людвиг Фейербах (1804–1872) — и поныне остаются признанными гениями, с идеями которых соглашались и развивали, либо отрицали и критиковали большинство философов XIX–XX веков.
Основоположником немецкого классического идеализма считается Иммануил Кант (1724–1804) — немецкий (прусский) философ, профессор Кенигсберского университета.
Всё творчество И. Канта делят на два больших периода:
1) докритический — до начала 70-х годов XVIII века;
2) критический — с начала 70-х гг. XVIII в и до 1804 г.
Своё наименование периоды получили в связи с названием вышедших во второй период трёх фундаментальных философских произведений Канта: 1) «Критика чистого разума» (1781), 2) «Критика практического разума» (1788), 3) «Критика способности суждения» (1790).
В течение докритического периода философский интерес И. Канта был направлен на проблемы естествознания и природы, в частности он разработал гипотезу происхождения Солнечной системы из первичной туманности благодаря силам вращения — небулярная теория.
В критический период Кант занимался вопросами познания, логики, этики, социальной философии.
Основные идеи Канта связаны с теорией познания, где впервые в европейской мысли в центр внимания ставит не объект и его свойства, а субъект и его познавательные возможности.
Философы Нового времени считали, что разум человека всесилен, его возможности безграничны, из законов разума выводятся все другие законы и принципы. Опираясь на разум, можно понять основы религии, свободы, принципы добра и зла, законы истории. Кант производит переворот в таком понимании роли и значения разума и рационального мышления. Он приходит к выводу об ограниченности разума практической жизнью людей и, прежде всего моралью и религией.
Кант анализирует три ступени познания:
1). В работе «Критика практического разума» Кант утверждает, что объектом познания является материальная вещь, находящаяся вне человека и его сознания. Вместе с тем органы чувств позволяют нам познать лишь внешнюю сторону предметов — «вещь для нас», а их внутренняя сущность — «вещь в себе» — остаётся недоступной познающему разуму.
2). Вторую ступень познания Кант исследует в работе «Критика способности суждения». Он проводит мысль о том, что абстрактное мышление, оперируя общими понятиями (наприм., единство, множество, причина и др.), прилагается к единичным вещам, к индивидуальной сущности предметов, следовательно, и здесь эта сущность остаётся непознаваемой, т.к. общие понятия (по мнению Канта) возникают до опыта отдельного человека (априорно), и не имеют связи с объективным миром.
3). Третью ступень познания Кант рассматривает в книге «Критика чистого разума» (эта книга произвела революцию в философии). В ней Кант анализирует высший философский разум и утверждает, что и в этом случае разум запутывается в неразрешимых противоречиях, которые исключают возможность познания сущности вещей. Эти противоречия Кант назвал «антиномиями», включающими в себя взаимоисключающие суждения, каждое из которых может быть доказано как истинное (наприм., «Бог есть» и «Бога нет»).
Таким образом, человек не в состоянии познать истинную суть вещей. Здесь Кант выступает как агностик. Агностицизм — это отрицание возможности познания сущности окружающей действительности.
Кант считает, что человек может и должен верить в то, что непостижимо разумом. Верить в Бога, свободу, красоту, добро, конечность или бесконечность мира и т.п. Разум у Канта дополнен верой.
Главная заслуга этического учения Канта — обоснование идеи самоценности личности, а также её права на свободный выбор.
Человеческая воля независима, так как определяется не внешними влияниями, а собственным выбором. Она должна руководствоваться единым нравственным законом — «категорическим императивом», суть которого в следующем:
1. Главной целью поступков человека должно быть собственное моральное совершенство и счастье других людей.
2. Поступки человека не должны нарушать свободу других людей.
Соблюдая эти правила, человек может оценить, морально или не морально он поступает.
Категорический императив Канта обосновывает ценность человеческой личности. Человек «есть цель сама по себе», поэтому он, в отличие от других сотворённых Богом вещей, не может быть используем как средство.
Социальная философия. Свободу индивида Кант считает незыблемым, почти священным принципом. Права и свободы индивида могут быть обеспечены только благодаря воле всего общества. При этом каждый его член обязан подчиняться правовым законам. Социальная свобода, в понимании Канта, есть право человека следовать законам, которые существуют для всех членов общества.
Лучшая форма организации политической власти в обществе, при которой возможно соблюдение принципа свободы, есть парламентская республика. Разделение властей — на законодательную, исполнительную и судебную — её важнейшая политико-правовая особенность. Здесь Кант принимает и развивает идеи английских и французских просветителей.