К ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИЮ УРОКА

ОБЩИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПРИ АНАЛИЗЕ УРОКА

ЧАСТЫЕ ОШИБКИ, ДОПУСКАЕМЫЕ

1. Нет ясных, четких требований к эффективному уроку и как следствие нет ясного понимания, какой урок считать эффективным.

2. Часто анализ урока сводится к анализу деятельности учителя, а деятельность учащихся не анализируется.

3. Не обращается внимание на психологический климат на уроке, на воспитательный аспект урока.

4. Не акцентируется внимание на роли данного урока в общей системе уроков.

5. Часто при анализе урока не соотносятся такие его признаки, как уровень эвристичности, технологичности, устойчивости полученных учителем результатов.

 

Как подготовиться учителю к уроку (эвристическое предписание)?

1. Изучите, систематизируйте, насколько это возможно, содержание учебного материала будущего урока.

2. Определите наиболее приемлемый тип урока.

3. Конкретизируйте цели и целостные ориентации для учителя и учащихся на уроке.

4. Продумайте логику, основные этапы урока и адекватные им методы обучения и воспитания.

5. Отберите необходимый дидактический материал (задачи, упражнения, карточки-задания), аудио-, видео-, компьютерные и другие средства обучения.

6. Продумайте, отберите наиболее эффективные приемы, методы обучения и воспитания, обратив особое внимание на дифференциацию, индивидуализацию обучения, стимулирование интереса, творческой активности учащихся.

7. Осуществите самоконтроль и дополнительно скорректируйте план урока с точки зрения педагогических принципов: системности, целостности, оптимизации, гуманизации и гуманитаризации образования.

8. Напишите план-сценарий будущего урока.

 

Как поддерживать интерес и внимание учащихся на уроке (эвристическое предписание)?

1. Созданием проблемных ситуаций.

2. Изменением (ускорением или замедлением) темпов учебной деятельности учащихся.

3. Постановкой неожиданных, интересных для учащихся вопросов.

4. Применением ТСО, наглядных пособий.

5. Активным чередованием фронтальных и групповых форм обучения.

6. Использованием шутки, юмора, занимательного учебного материала.

7. Созданием ситуации успеха.

8. Активным включением в содержание урока игровых ситуаций.

9. Постановкой заданий, выполнение которых осуществляется на соревновательной основе.

10. Вовлечением учащихся в активный доверительный диалог.

Игры, тренинг и творчество

О целесообразности использования игр известно давно, однако, их дидактические возможности раскрыты и используются недостаточно.

Игра с равным успехом вовлекает и первоклассника и выпускника средней школы, но как вписать игру в контекст обучения и увязать с конкретным содержанием учебного материала? Где та грань, за которой игра из эффективной формы обучения превращается в чисто досуговое развлечение?

Вероятно игра более древнее изобретение человека, чем урок, но многие дидактические законы, принципы, правила игры до сего времени не вскрыты и не используются, как бы хотелось учителю. В связи с этим, учителю необходимо глубоко осмыслить и понять теорию игры, чтобы практически и эффективно разрабатывать и применять ее современную технологию.

Игре, как особой форме взаимодействия человека с миром посвятили свои научные труды ПЛАТОН, АРИСТОТЕЛЬ, КАНТ, ГЕГЕЛЬ и другие великие философы и мыслители.

В педагогической литературе встречаются различные взгляды и подходы к обоснованию сущности дидактических возможностей игр. Одни ученые относят игры к методам обучения, другие характеризуют их как средства обучения, третьи полагают, что игра – это одна из форм организации обучения.

Педагогическая (дидактическая) игра – это такая форма организации обучения, воспитания и развития личности, которая осуществляется педагогом на основе целенаправленной деятельности учащихся и изначально мотивирована на успех. Осуществляется по специально разработанному сценарию и правилам, максимально опирается на самоорганизацию учащихся. Воссоздаёт или моделирует опыт человеческой деятельности или общения (В. И. Андреев)

По целевой ориентации выделяют:

· дидактические

· воспитывающие и

· контролирующие игры.

Игровая форма обучения имеет множество неиспользованных резервных возможностей и для творчества учителя и для активизации творческой деятельности учащихся.

Спектр педагогических и дидактических возможностей игровых форм обучения позволяет:

- активизировать и интенсифицировать процесс обучения;

- воссоздать межличностные отношения процедуры принятия коллективных решений учащихся в ситуациях, моделирующих реальные условия общественной жизни либо профессиональной деятельности;

- варьировать проблемность, трудность, сложность учебного материала, включенного в ситуацию игровой деятельности;

- гибко сочетать разнообразные приемы и методы обучения и учения;

- моделировать практически любой вид профессиональной деятельности.

Деловая игра, как форма обучения, имеет следующие признаки:

1. Наличие проблемы или серии задач, требующих решения.

2. Моделирование педагогически управляемой деятельности учащихся, направленной на разрешение проблемы или серии задач.

3. Наличие игроков, наделённых ролевыми функциями.

4. Активное взаимодействие игроков по вертикали и горизонтали.

5. Много альтернативность решений поставленных проблем и задач.

6. Организация игрового взаимодействия игроков в условиях состязательности, возможности успеха

7. Сочетание элементов индивидуальной и групповой оценки результатов игры

Задание