Русская философия как особый стиль философствования.

Естественно-научный и религиозно-философский космизм.

Философия Н.А. Бердяева.

Философия всеединства В.С. Соловьева.

Русская философия как особый стиль философствования.

Лекция.

«Русская философия»

2. Русское евразийство: философия или деология?

Философская мысль основана не только на всеобщих рационально-теоретических процедурах, но и на этнокультурных традициях. Если существует британский эмпиризм, американский прагматизм, французский материализм, то правомерно обсуждать проблему русской философской традиции, имеющей и другие названия — «русская философия», «способ русского философствования», «русское философское мышление». Учитывая многообразие направлений, а также социально-исторические корреляты развития философии в России, можно говорить о сущности русской философии как специфической национальной традиции мысли, заданной картиной мира, моральными нормами и верованиями, имеющими фундаментальный характер"; для поддержания этнической идентичности.

«Русскость» философской мысли проявляется не в ее изоляции и автономности, а в способности через призму национальной ментальности пропустить образы античной, средневековой, просветительской, материалистической традиции. Этапы развития русской философии по своей сути являются, во-первых, историей становления самобытного мировидения и во-вторых, тесно связаны с европейской философией, принятием или критикой ее основ. Этими этапами выступают:

1. XI—XVII вв. Зарождение русской философии, обусловленное связью с эллинизмом, античной диалектикой платонизма, византийским христианством и восточной патристикой. Основные проблемы здесь — соотношение веры и разума, здравого смысла и интуиции, философии и теологии, идеала аскетического и мирского. Это время возникновения доктрины старца Филофея «Москва — Третий Рим» и поиска культурной идентичности.

2. XVIII в. Философская мысль дифференцируется на антропологию, гносеологию, социальные взгляды, развиваются, идеи просветительского гуманизма (Г. С. Сковорода, Н. И. Новиков, А. Н. Радищев, М. В. Ломоносов, В. Н. Татищев, А. Д. Кантемир). Это эпоха становления русской метафизики с характерным для нее интересом к проблеме Бога, человеческой души.

3. XIX в. Философская культура приобретает выраженный общественный акцент: большой резонанс получает спор западников и славянофилов об исторической судьбе России; развиваются материалистические взгляды (Н. Г. Чернышевский, д. И. Писарев); распространяется народническая идеология (М- А. Бакунин, П. Л. Лавров, Н. К. Михайловский). Существенный вклад в философию вносит В. С. Соловьев, труды которого легли в основание русской религиозно-философской мысли.

4. XX столетие обогатило отечественную философскую традицию творчеством Н. А. Бердяева, Л. Н. Толстого, С. Н. Булгакова, П. А. Флоренского, Н. О. Лосского, С. Л. Франка. Наряду с классикой русской религиозной философии утверждается и развивается марксизм (Г. В. Плеханов, В. И. Ленин). Октябрьская революция становится прологом к гегемонии диалектико -материалистической философии и ее превращению в государственно-идеологическую доктрину. Это период развития секулярной, научно ориентированной мысли. Постсоветский этап в развитии философской мысли находится в состоянии становления и характеризуется активным поиском новых парадигм и расширением проблемного круга.

Отечественные мыслители выделяют ряд особенностей исторического развития русской философии, таких как связь с православной теологией и литературой, антропологическая ориентация, космизм мысли, постоянное внимание к проблемам смысла истории. Эти особенности концентрируются в следующих концептуальных признаках русской философской классики. Онтологизм проявляет себя в придании бытийного статуса гносеологическим и этическим понятиям (онтология «Добра» В. С. Соловьева, «Непостижимого» С. Л. Франка) в противоположность западной философии; в утверждении реальности как динамического единства Бога, человека и космоса, в мессианской роли человека в деле спасения мира. Метафизичность тесно связана с онтологизмом и выражается в характерном рассуждении о связи мира тварного с миром нетварным, о Боге, о человеческой душе. Отсутствие схоластики как этапа в развитии русской культуры предопределило интуитивизм и связанный с ним гносеологический реализм русской философии, заключающийся в признании высщей формой познания интуицию как опыт непосредственного, живого чувства реальности. Интуиция стоит выше рационального, интеллектуального познания (отсюда критика западного рационализма); она синтетична по своей сути, ее предмет —целостность мира во всей его сложности и трагичности. Признак антропологизма указывает на то, что в центре философских суждений неизменно оказывается человек, его творческое начало и нравственные силы. По этой причине русские философы уделяли исключительное внимание соборным качествам человека его духу и жизни. Историософичность раскрывается в поиске глубинных духовно-культурных и религиозных архетипов истории, ее софийности (Вл. С. Соловьев, С. Н. Булгаков, П. Флоренский); обсуждение истории направлено на выявление смысла истории. Система ценностей русской философии на разных этапах ее развития в целом сохраняла антиутилитарный, антисциентистский, нравственно-гуманистический характер.

Перспективы развития русской философии и ее теоретическое будущее видятся современным отечественным мыслителям как путь гармонизации духовного наследия с новейшими парадигмами философского мышления. Возврат к человеку (реантропологизация), реабилитация философии истории, тенденция к интегративности, к синтезу философии с различными отраслями духовной культуры общества, сохранение как аналитических, так и метафизических ориентиров — вот, пожалуй, самый значительный результат становления русской философии.

 

2. Русское евразийство: философия и идеология?

Евразийство представляет собой идейно-философское течение, возникшее в 20-е годы в русской эмиграции. Вождями евразийского движения были Н. С. Трубецкой (1890—1938), П. Н. Савицкий, (1895-1968), Г Ф. Флоровский (1893-1979), П. П. Сувчинский (1892-1985).

Основная задача, решаемая русскими евразийцами, заключается в обосновании концепции «третьего пути» развития России как Евроазиатского континента, особого культурно-географического мира. В евразийском наследии сочетаются и философские, и идеологические элементы, что неизбежно ставит проблему философского статуса евразийской доктрины. Вне контекста русской философии евразийская доктрина не существует, но она может проявляться и как внефилософский проект. Об этом говорят и сами работы евразийцев, посвященные истории, географии, этнографии.

Идеологически евразийство представляет собой проект возрождения России—Евразии. Этому проекту свойствен утопизм (счастливое обустройство земли русской); критицизм (в основном по отношению к марксизму, «славянофильскому большенству»), антизападничество (что объединяет его со славянофильской доктриной), основанное на ощущении катастрофы Запада, его неизбежной гибели.

Ведущая идея евразийцев — характеристика российской, культуры и государственности как туранско-азиатской, возникающей в результате трудного слияния народов «степи» с народами «леса». По этой причине «особый путь» России уже не связывается со славянством (как у славянофилов), а подчиняется новой парадигме — интегральной Евразии, и сторико- культурному синтезу Юга (Византия), Востока («Исход к Востоку») и Запада. Таким образом, евразийское пространство — это и территориальное и духовно-культурное объединение; субъектом исторического процесса здесь парадоксальным образом оказывается территория. Духовное единство новой евразийской общности осуществляется ценностями православия (при этом остается «за скобками» — а захотят ли азиатские народы следовать православию?). «Туран-азиатский» тезис был подвергнут решительной критике И. А. Ильиным, назвавшим его политизированным «чингис-хамством» и упрощенческим «географическим материализмом». Для другого русского мыслителя — Ф. А. Степуна — «азиатский вектор» тождествен антиевропеизму, взращенному славянофилами (для самого Степуна Россия — это специфическая Восточная Европа, а не Азия).

Евразийское направление не было однородным, несмотря на общие задачи проекта. Например, Г Ф. Флоровский вместо евразийских понятий теософии и геоистории, вводит принципы духовного творчества, эсхатологичности и всечеловечности. Будучи самым «неевразийским» евразийцем, он стоит на точке зрения христоцентричности истории (а не геоцентричности), критикует евразийцев за благодушное отношение к большевизму и за их нечуткость к трагедии Запада, за религиозный релятивизм.

Метафизическим ядром евразийской доктрины является идея синтеза идеологии с религией, выраженная в признании сверхприродного Существа (Абсолюта), обеспечивающего порождение Мира, его нормативные и целевые границы. Абсолютное начало (архэ) выступает как социальный императив, авторитарная духовная власть, диктующая «соборное» осуществление истины на Земле. Эта «правящая идея» (отличающаяся от божественного Провидения на небесах) предопределяет переход от родоплеменной общности к евразийскому единству стран и наций. «Верующая философия» (Вл. Н. Ильин) и есть прообраз евразийской Метафизики, ориентированной на библейскую модель абсолютного начала и всеобщего смысла национального бытия. Тем самым Метафизика становится главным аргументом в новой идеологической доктрине, рационально-теоретическое подчиняется ценностно-практическому. Традиционный онтологический и гносеологический опыт вытесняется из философии на том основании, что новая доктрина России ориентирована не на истину, а на национально-историческое делание. Характерная черта этого делания — идейно-патриотическое единомыслие в понимании веду, шей исторической роли России в мире.

Итак, евразийство выступает одновременно в двух противоречивых ипостасях — метафизической и идеологической. Философия, тем самым лишается в евразийской доктрине самостоятельности, поскольку нет ничего более несовместимого чем метафизика и идеология.