ФИЛОСОФИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
Вопросы:
1. Возникновение религиозной философии в средневековой Европе.
2. Основные проблемы религиозной философии средневековья.
3. Специфические черты и главные направления схоластики.
1. Возникновение религиозной философии в средневековой Европе. Христианство в IV веке становится государственной религией Римской империи, а позднее – варварских королевств, возникших на территории западной Европы. С его победой связана полная переориентация духовных ценностей культуры того времени, утверждение нового мировоззрения. Для христианина Платон и Аристотель не могли более оставаться высшими авторитетами. Высшей духовной инстанцией стало Священное Писание, которое для христианина было единственным источником истины.
Основным религиозно-философским направлением переходной эпохи (II-V в.в.) была патристика, или учение отцов церкви. В патристике новая христианская культура почти сразу же получила внутренне цельное и полное выражение. Первостепенной проблемой для патристики с самого начала стало выяснение отношения христианства к языческой культурной, в частности, философской традиции. В учениях отцов церкви (Тертуллиан, Климент Александрийский, Ориген, Августин и др.) культурное наследие античности было использовано для объяснения и утверждения новых, христианских ценностей и идеалов.
Виднейшим представителем патристики, внесшим решающий вклад в дело становления новой, религиозной философии, был Аврелий Августин (354-430 г. г.). В его трудах («Исповедь», «Град Божий») были разработаны основные начала христианской религиозной философии. Опираясь на принципы ортодоксального христианства, он создал целостную, завершенную теоцентрическую картину мироздания. С точки зрения Августина Бог – исходное и единственное начало философии. В теоцентрической картине мира в единстве находятся три традиционные области философствования: онтология, гносеология и этика.
В онтологическом аспекте Бог заключает в себе все формы бытия, будучи сам первым (совершенным) образцом действительности. Он творит вещи и время из ничего. Под ничто Августин понимает неопределенную (не имеющую вида и формы) первоматерию, оставаясь в пределах античной космогонии.
В гносеологическом аспекте Бог (Христос) есть Логос и Истина, основной источник знания и помощник человека в деле познания мира. Путь познания для Августина есть восхождение разума, ведомого верой, к Богу. Первая ступень познания – чувственное восприятие сотворенных (конечных) вещей. На второй ступени результаты чувственного восприятия превращаются в знание, подвергаясь воздействию разума, его рефлексии. Высшая ступень познания – мистическое прикосновение разума к Божественной истине, делающее мир для человека прозрачным и зримым. В гносеологии Августина Бог занимает место античного Логоса-солнца. Испускаемый им свет – предшествующая разуму вера – обусловливает возможность истинного знания как приближения к Абсолютному.
Предметом социальной этики Августина являются град земной (мирское, языческое государство) и град Божий (незримое сообщество праведных людей, Истинная Церковь будущего), а также взаимоотношение двух градов. Различая вслед за Платоном реальное и идеальное общество, он уходит от циклических представлений об истории, понимая ее как восхождение человека и общества к моральному идеалу, как необходимость нравственного самоусовершенствования человека. Божественная опека над историей, помощь Бога человеку – благодать, посылаемая избранным, обращающая их разум к истинному порядку мировых ценностей и внушающая любовь к этому высшему порядку. История есть процесс, в котором осуществляется Божественное предопределение, но оно осуществляется через свободную волю человека творить добро.
Разрабатывая первоосновы христианской философии в рамках теоцентрической картины мира, Августин положил начало традиции, согласно которой философия не может существовать вне теологии. Назначение философии определялось формулой: философия – служанка богословия.
Этим самым была завершена мировоззренческая революция, сущность которой заключалась в переориентации мышления: место «космоса» и «логоса» античной философии занимают Бог и вера как исходные понятия новой философии.
2. Основные проблемы религиозной философии средневековья.Суть христианского философствования заключаласьв том, чтобы объяснить мир и место в нем человека с точки зрения истины Писания. Соответственно, онтологический вопрос о происхождении мира и человека (Бог, мир и человек) и гносеологический вопрос о возможностях человеческого познания (соотношение веры и разума) составляют основные темы средневековой религиозной философии. Эти темы очерчивают предмет философских размышлений и ожесточенных дискуссий на той ступени средневековой философии, которая получила название схоластики.
Первым философом Средневековья является Иоанн Скот Эриугена (ок. 810-ок. 877 г.г.), создавший целостную объективно-идеалистическую философскую систему. Исходя из теоцентрической картины мира, разработанной патристикой и, в первую очередь, Августином, Эриугена дает неоплатоническое истолкование христианского догмата о творении мира Богом. Это творение есть эманация Божественной природы, ее нисхождение от Бога как высшей реальности, абсолютного единства и общности к множественности, единичности и небытию. Мир состоит из четырех уровней, ступеней эманации: 1) природа творящая, но не творимая, или Бог-отец как высшее бытие, не познаваемое и не определяемое никакими категориями; 2) природа творящая и творимая, или Бог-сын как «логос», совокупность идей в Божественном уме; 3) природа не творящая и творимая – мир реальных предметов; 4) природа не творящая и не творимая, или Бог как конечная цель мирового процесса, тождественная с его началом. В системе мира Эриугены Бог образует начало, середину и конец мирового процесса, по существу сливается с природой, сотворенным им миром. В этом пункте философия Эриугены расходилась с христианским монотеистическим мировоззрением, безоговорочно противопоставляющим Бога и природу, Творца и тварь.
Решая вопрос о соотношении веры (откровения) и разума (знания), Эриугена утверждал, что между религией и истинной философией не может быть никакого противоречия, потому что авторитет исходит из правдивого разума, но правдивый разум исходит не из авторитета, а из себя самого. Обосновывая изначальное, принципиальное тождество разума и веры, указывая, что не авторитет, а разум составляет ее основание, он понимал под разумом «логос» – Христа как совокупность идей в Божественном уме. И здесь Эриугена остается в границах теоцентрической картины мира и основоположений гносеологии Августина.
Если Эриугена – первый философ Средневековья, то Фома Аквинский, «ангелический доктор» – центральная фигура средневековой религиозной философии (1225 или1226–1274 г.г.). Его крупнейшие произведения – «Сумма против язычников» и «Сумма теологии». С 1879 года философия святого Фомы объявлена католической церковью единственно истинной философией. Для понимания особенностей его философии, необходимо учесть, что Фома отказывается от неоплатонизма, бывшего классической основой предшествующей философии, и переходит к аристотелизму. Второе обстоятельство, повлиявшее на духовный контекст времени и на проблематику томистской философии, - возникновение концепции двойственной истины. Согласно ей, вера и разум составляют две различные, но равноправные сферы человеческого познания, дающие возможность обретения истины. Это положение, с одной стороны, допускала определенную степень свободы философии по отношению к теологии, а, с другой, подрывала фундаментальную роль теоцентрической картины мира по отношению к философии.
Заново решая проблему соотношения веры и разума, Фома разграничивает в составе вероучения вопросы, которые можно и должно освещать с помощью разума, и вопросы, доступные только откровению. Все, что может быть доказано с помощью разума, находится в полном соответствии с христианским вероучением, и в откровении нет ничего, что противоречило бы разуму. Главной задачей разума он считает доказательство бытия Бога. Сам принцип такого доказательства Фома заимствует у Аристотеля, используя аргумент неподвижного перводвигателя: все, что движется, должно иметь источник вовне, в ином. Другие аргументы, доказывающие бытие Бога, суть: Бог как первая причина; Бог как конечный источник всякой необходимости; Бог как абсолютное совершенство, являющееся источником всех других видов совершенства; Бог как носитель целесообразности в мироздании и источник конечных целей.
Учение Фомы о Боге, помимо доказательства его бытия, включает в себя и другие вопросы. Он противопоставляет Бога как чистую активность и первоматерию как чистую пассивность, выводя отсюда вечность и нетленность Бога. Бог есть собственная сущность и не имеет причины вне себя, он неделим на составные части, подобно природным телам. Все эти определения Бога являются негативными: природа Бога становится известной нам через отрицательные высказывания, через его противопоставление природе, познаваемой с помощью разума. Этим обосновывается и необходимость разумного познания наряду с откровением и конечная ограниченность возможностей разума в познании Бога.
В учении о мире Фома использует аристотелевское понятие субстанции, выделяя три рода субстанций: Бог, бестелесные, духовные субстанции (ангелы и души), и телесные. Сущность Бога включает в себя дух, интеллект и волю. Сущность бестелесных субстанций – чистая, то есть пустая, не заполненная материей форма. Сущность телесных субстанций – материальность. Бестелесные и телесные субстанции получают свое существование от Бога в акте творения. Творение вещей осуществляется согласно формам, содержащихся в Божественном уме (интеллекте), из ничего. Бог управляет созданным им миром в качестве провидения.
Провидение нельзя истолковывать как непосредственное руководство со стороны Бога каждым поступком каждого существа. Наделив телесные субстанции, человека, в первую очередь, существованием, он делает атрибутом этого существования свободную волю и возможность выбора между добром и злом. Человеческая воля направляется разумом, законом и божественным управлением (провидением), но непосредственная ответственность за содеянное возлагается на самого человека. Так решается Фомой проблема теодицеи и причин происхождения зла в мире.
В социально-политическом учении Фома отходит от проблемы отношения церкви и государства, стоявшей в центре августинианской теологии. Его больше занимают отношения свободной личности с общественными институтами и государственной властью. Как и Аристотель, он полагает, что человек по своей природе является существом, живущим в сообществе, поскольку средства коммуникации (речь, знаки и символы, обмен) играют огромную роль в человеческой жизни. Он определяет человека как социальное и политическое животное. Семья и гражданская община обеспечивают поддержку индивида для счастливой жизни. Установка на общее благо есть та цель, которая соединяет общность людей в народ. Рождаясь в равенстве и свободе, человек подчиняется установлениям государства, но согласие человека подчиняться государственной власти должно иметь обратной стороной стремление государства к общему благу. Идеальная форма правления, с его точки зрения, должна быть комбинацией политии (самоуправления граждан), аристократии (правление знатных, «лучших») и монархии.
Философия Фомы Аквинского не сразу было принято церковными кругами и ученым сообществом. В нем видели опасного новатора. Через полвека после смерти ему присвоили титул ангелического доктора, канонизировали, а в ХVI веке провозгласили Учителем церкви. Томизм стал философской основой католического мировоззрения. Он сохраняет свое значение и в наше время, оставаясь предметом для размышлений и дискуссий среди философов различных направлений – неотомизма, персонализма, позитивизма, экзистенциализма.
3. Специфические черты и главные направления схоластики. Тип философствования, сложившийся в Средневековье, обладает спецификой, отличающей ее от иных типов философии – античного и новоевропейского. Основные особенности средневековой философии таковы:
1) традиционализм и ретроспективность, то есть обращенность в прошлое. Чем древнее, тем подлиннее, чем подлиннее, тем истиннее – такова максима средневекового сознания. Самое древнее – это Библия, и она есть единственный в своем роде полный свод всевозможных истин (Ориген), сообщенных человеку Божественной благодатью на все времена. Библия стала отправным источником и мерой оценки любых философских систем. В ней содержались идеи, коренным образом отличающие христианство от языческого мировоззрения. Прежде всего, это идея единого Бога, находящегося в трансцендентном (запредельном) мире. Отсюда с необходимостью вытекало положение о единой сущности мира, ставшее ключевым для новоевропейской науки и философии;
2) экзегетика как искусство правильного толкования и разъяснения положений Священного Писания. Критерием истинности теории стало ее соответствие букве и духу Библии. В средневековье выстроилась сложная иерархия авторитетов, где первое место заняли тексты синоптических Евангелий, затем тексты апостольских посланий, библейских пророков, учителей и отцов церкви. Текст стал началом и концом любой философской теории, он анализируется семантически (слова и значения), концептуально (содержание, идеи), спекулятивно (текст как основа для собственных рассуждений);
3) самоотчуждение личности мыслителя. В эту эпоху распространен иконографический метод философского творчества, при котором мыслитель рассматривает себя не в качестве автора, но лишь мыслящего орудия Божественного ума. Задача философа – передать современникам и потомкам образ истины таким, каким он дается в первообразе, не привнося ничего от себя и максимально исключая свою субъективность из творческого процесса. Для достижения истины он должен добиться полной идентификации своего мышления с воспроизводимым архетипом. Это самоотчуждение личности нашло свое отражение в невиданном ранее культе авторитета и в анонимном характере средневековой культуры;
4) склонность к назидательности и учительству, морализаторство. Это было связано с общей установкой на ценность обучения и воспитания с точки зрения продвижения к спасению, к Богу. Распространенная форма философского трактата – диалог авторитетного учителя и ищущего знаний ученика. Высшее достоинство философа – эрудиция, которая имела тенденцию к универсальности и энциклопедичности, подкрепляемой виртуозным знанием Священного Писания и правил формальной логики Аристотеля для построения и обоснования выводов.
Учительский, профессорский характер средневековой философии проявился более всего в том, что в ней на протяжении столетий разрабатывались проблемы объяснения и почти вовсе не затрагивались проблемы творчества, открытия нового. Эта философия в буквальном смысле была «схоластикой», то есть школьной философией, диалогом учителя (философа) и ученика (читателя, слушателя). Эрудиция и педагогическое мастерство учителя и прилежание и восприимчивость ученика позволяли передавать давно сформировавшиеся типы умозрения, мыслительные навыки и приемы и сложившийся круг идей почти неизменными из поколения в поколение через века. Отсюда необычайная для других эпох консервативность и монолитность средневековой философской культуры, которая, конечно, претерпевала изменения, но они совершались крайне медленно.
Возникновение схоластики в узком смысле слова относится к началу ХII века. Схоластика основывается на использовании диалектики, понятой как искусство рассуждения и обучения, для философского решения теологических вопросов. Центральным вопросом этого периода была проблема универсалий, общих понятий: существуют ли общие понятия в реальности, предшествуя единичным предметам, или они не имеют никакого реального содержания, существуя в лучшем случае в познающем уме.
Первое из двух основных направлений схоластики – реализм, который давал утвердительный ответ на данный вопрос. Философские истоки реализма восходят к учению Платона об идеях как первичной реальности, предшествующей вещам. Эта точка зрения укрепилась в патристике 4-5 в.в., которая находилась под влиянием неоплатонизма. Согласно Августину, идеи-прообразы находятся в уме Бога-творца, а вещи являются их несовершенными копиями. Эта концепция перешла и в схоластику раннего средневековья. Согласно ей, качеством истинности обладали не только логические суждения и высказывания, но также и вещи. Положение об онтологическом характере истины давало возможность оценивать человеческие поступки с точки зрения их соответствия канонам христианского вероучения. Видными представителями реализма были Ансельм Кентерберрийский (1033-1109 г.г.) и Пьер Абеляр (1079-1142 г.г.). Переход схоластики от неоплатонизма к аристотелизму, осуществленный Фомой Аквинским, привел к смягчению доктрины реализма. Согласно его подходу, универсалии существуют до вещей – в Божественном интеллекте, в вещах – поскольку они созданы Богом, и после вещей – в понятиях человеческого ума, открывающего идеи в созданном Богом мире.
Второе направление в схоластике, возникающее значительно позднее реализма, - номинализм, считавший, что реальным существованием обладают только единичные предметы. Общие же понятия объявлялись продуктом человеческого ума. Виднейшие представители номинализма – Роджер Бэкон (1214-1292 г.г.), Дунс Скот (1225 или 1226-1308 г.г.) и Уильям Оккам (1300-1349 г.г.). Номиналисты считали, что познаются вещи, а не формы, порожденные умом. Формы эти являются не предметом познания, а его логическим средством, при помощи которого познаются вещи. Универсалии в логике представляют собой лишь термины или понятия, утверждающие нечто о многих других терминах или понятиях менее общего характера. Номинализм выводит средневековое мышление за границы теологии, обращая его на познание окружающего мира. Он был ранним выражением опытного, эмпирического направления, ставшего предтечей классического естествознания.
Возникновение и развитие номинализма, его полемика с реализмом знаменуют завершение схоластики и средневековой философии в целом. Основными итогами религиозной философии Средних веков было:
1) глубокое усвоение культурного и философского наследия античности и его переработка в соответствии с принципами нового, христианского мировоззрения;
2) обоснование субстанциального единства мира и идеи универсальной закономерности, ставших позднее основополагающими принципами классической науки и философии Нового времени;
3) разработка диалектики рассуждения, аристотелевской логики в период схоластики, способствовавшая дисциплине мышления и возникновению точного знания;
4) обоснование в рамках номиналистической философии эмпирического подхода в философии и науке, перехода к опытному познанию;
5) открытие личности и ее свободы как фундаментального принципа бытия, ставшего идейной основой гуманизма эпохи Возрождения;
6) разработка исходных начал объективного идеализма, получивших продолжение в философии Лейбница, Шеллинга и Гегеля.
Вопросы для повторения:
Каковы исторические условия и духовные основы перехода от античной культуры к средневековой?
В чем Вы видите значение патристики для формирования религиозного мировоззрения?
Каковы основные проблемы средневековой религиозной философии?
Охарактеризуйте отличительные черты и особенности схоластики.
Раскройте содержание реализма и номинализма как двух главных направлений средневековой религиозной философии.
Каково ее значение для последующего развития философии и науки?
Литература:
1. Звиревич В. Т. Философия древнего мира и средних веков. Раздел II, гл. 3. Екатеринбург, 1996.
2. Майоров Г. Г. Формирование средневековой философии. Разделы 2 и 3. М., 1979.
3. Рассел Б. История западной философии: В 2 т.т. Т.1. Кн.2: Католическая философия. Новосибирск, 1994.
4. Философия. Учебник для высших учебных заведений. Отв. ред. В. П. Кохановский. Ростов-на-Дону. 1997. С. 47-56 (Гл.2, п.3).
5. Антология мировой философии. М., 1969. Т. 1, ч.2.
6. Мир философии: Книга для чтения: В 2 т.т.. / Сост. П.С. Гуревич. М., 1991. Т.1. С. 14-15, 193-196, 483-485, 612-615; Т. 2. С.375-377.