Особенности хаджа.

Лекция 1. Традиции мусульманского паломничества.

Тема 4. Религиозный туризм в мусульманстве.

 

План:

1. Особенности хаджа.

2. Практическая организация мусульманского паломничества.

 

Литература:

 

Основная литература:

 

История международного и отечественного туризма. Москва; ВШТГ, НОУ "ЛУЧ", 1999.

Криндаг А.Д. География религиозных объединений РФ// Изв. АН СССР. Сер. Географ. М., 1996, №2

Сафронов С.Г. Географические аспекты изучения религиозной сферы в России. М., 1998

Тардже Д. Мир паломничества. М., 1998.

Христов Т.Т Религиозный туризм М.2003., 260 С.

 

Дополнительная литература.

 

Абузяров Р.А., Туаева З.И., «Истоки. Ислам: вероучение, мораль, культура» Уфа, 1996.

Биржаков М.Б., Аширова Д.Ш. Паломничество в мусульманстве. «Туристские Фирмы», справочник, вып. 28. — СПб.: Невский фонд, 2002. С. 94-109.

Биржаков М.Б., Надиров А.Н. Глоссарий терминов международного туризма. Часть IX. Туризм и религии. Раздел 3. Ислам. «Туристские Фирмы», справочник, вып. 28. — СПб.: Невский Фонд, 2002. С. 147-182.

Даринский А.В. Туристские районы РФ и ближнего зарубежья. СПб 1994

Ислам в странах Ближнего и Среднего Востока., М., 1982.

Ислам. Краткий справочник., Наука, М. 1983.

Ким Г.Ф., «Ислам. Идеология, право, политика и экономика»., М., Наука, 1985.

Малерб М. Религии человечества. -М.-СПб., 1997.

Соколова М.В. История туризма. М., 2002.

Соловьев В., «Мухаммад, его жизнь и религиозное учение»., СПб., 1902.

 

Религиозный туризм мусульман имеет ярко выраженную паломническую составляющую. Согласно канонам ислама в число моральных принципов мусульманина положены пять основ (столпов), в которые входит обязательное паломничество в Мекку. Для каждого мусульманина необходимо хотя бы раз в жизни совершить паломничество (хадж) в священные города – Мекку и Медину, находящиеся в Саудовской Аравии. Посещения других мест, где могут находиться могилы мусульманских святых или знаменитые мечети паломничеством не считаются. В суннитском исламе подчеркивается, что человек приезжает не поклониться этому месту, но поклониться Аллаху в этом месте. Иначе возникнет идолопоклонство. В шиитском исламе велико почитание мощей имамов.

Еще одна характерная черта – резкий всплеск числа паломников-мусульман именно во время хаджа, который бывает раз в году, причем с меняющимися в зависимости от лунного календаря датами. Мекку и Мединуразрешается посещать только мусульманам, что ограничивает экскурсионную составляющую, экскурсанты- представители других религий не могут посетить главные святыни ислама. Правда, если раньше попытка проникнуть в Мекку могла караться смертью, в наши дни все ограничивается штрафом и высылкой из страны.

Из какой бы страны не прибыл паломник, все должны соблюдать определенные правила. Согласно традициям, хадж может совершить только тот, кто достиг совершеннолетия, обладает крепким здоровьем, находится в ясном уме и имеет достаточно средств на путешествие и содержание семьи, остающейся дома. Хадж нельзя совершать на деньги других. Кроме того, религия предписывает верующим в этот период отказываться от большинства благ цивилизации: во время хаджа каждый из них голодает, совершает намаз и воздерживается от любых социальных обязанностей. Паломники облачаются в особые одеяния, а единственная разрешенная обувь - открытые сандалии. Но помимо религиозных требований к паломникам, есть и административные:

- Во-первых, власти Саудовской Аравии запрещают въезд в страну тем, у кого в загранпаспорте есть израильская виза.

- Во-вторых, каждому, кто намерен совершить хадж, необходимо иметь с собой международные справки о наличии прививок против дифтерии и менингита.

- Женщины моложе 45 лет обязательно должны сопровождаться мужчинами из числа ближайших родственников и иметь при себе свидетельство о браке.

- Кроме того, у всех, кто приехал совершить хадж, еще в аэропорту забирают паспорт, и возвращают его только перед отлетом на родину.

Для мусульман истинный центр паломничества находится в Мекке, в память о последнем путешествии пророка Мухаммеда из Медины в Мекку в марте 632 года. Он родился и жил в Мекке - древнем центре торговли и религиозном центре аравийских племен, и заповедал всем мусульманам совершать паломничество к этому городу. Сегодняшняя Мекка - это современный город с населением более миллиона человек, где вся жизнь связана с обслуживанием паломников. За последние 20 лет Саудовская Аравия вложила более 20 миллиардов долларов в инфраструктуру города: в водоснабжение, строительство и благоустройство дорог, мечетей, туннелей и боен для жертвоприношений.

Мусульманин, совершивший паломничество хадж (хаджж) hajj в Мекку, становится на другую, более высокую, ступень общественной иерархии и всеобщего уважения, причем состоятельные люди в силу немощности или иных уважительных причин могут послать в хадж слугу или поверенного. Паломничество в Мекку будет считаться хаджем, если оно закончилось в праздник Курбан-байрам, и человек совершил все необходимые ритуалы в течение десяти дней. Паломничество менее продолжительное по срокам и закончившееся в другой день будет называться умрой. Во время хаджа мусульманин должен выполнить четыре условия:

1. Облачиться в белое одеяние – ихрам,

2. Совершить обход вокруг Каабы (таваф),

3. Совершить Предстояние в долине Арафат (вукуф),

4. Вновь совершить обход вокруг Каабы после возвращения из долины Арафат.

При въезде в Мекку человек принимает ограничения (ихрам). Паломнику необходимо надеть белые одежды. Мужчины оборачивают вокруг тела два куска белой ткани. Первый используется для прикрытия чресел и ног до колен, второй – просто накидывается на левое плечо. Женщины должны одеваться в простые, просторные, длинные одеяния и покрыть голову платком, чтобы неприкрытыми остались только лицо, руки и ступни. Смысл ихрама заключается во всеобщем очищении, равенстве, единоустремленности и самопожертвовании. Все люди, независимо от их сословной принадлежности, уровня благосостояния и властных полномочий одеваются в одинаковые одежды (без швов) и предстают пред Богом совершенно равными. Место, где паломникам следует облачиться в ихрам (микат) находится примерно в четырех км от Каабы. В наши дни многие паломники облачаются в ихрам заранее. В будущем ихрам будет использован ими как погребальный саван.

Раньше самолеты с паломниками, направлявшимися в Мекку, делали промежуточную посадку в Джидде, связаннном регулярными рейсами почти с 70 городами мира, чтобы люди смогли переодеться в специальных комнатах в аэропорту. Сейчас это можно сделать прямо в самолете, тем более, что мужчины сидят в одной его части, а женщины – в другой.

Итак хадж начался в тот момент, когда люди вошли в ихрам. Во время проведения паломничества специальная полиция отслеживает соблюдение организационных моментов, следит за порядком проведения мероприятий. Необходимо предотвратить возможное возникновение давок и т.д. Следует иметь в виду, что законодательство Саудовской Аравии строгое. Полиция также наблюдает за порядком проведения ритуала.

Находясь в ихраме, мусульманин должен отбросить гордыню, нечестивые помыслы, обуздать различные желания. Мужчинам и женщинам не рекомендуется носить украшений, последним разрешено иметь на себе лишь обручальные кольца. Нельзя пользоваться парфюмерией и ароматным мылом. В знак смирения мужчины не должны носить головных уборов, им разрешены лишь зонтики от солнца. От женщин требуется не скрывать своего лица для утверждения атмосферы взаимного доверия и чистоты.

Чтобы быть непритязательными паломники обязаны быть босяком или в очень легкой обуви. Они не должны стричь ногти и волосы, ломать ветки деревьев, рвать траву и причинять вред животным. Тем самым они подчеркивают свое милосердие и любовь к животным. Исключение составляют блохи, клопы, змеи и скорпионы. Мусульмане также должны стараться держать свой ум в покое, не допуская раздражения, ссор друг с другом, обид. Проявления похоти, игривости, супружеской ласки считаются недопустимыми в состоянии ихрама. Если паломник во время хаджа вступил в интимные отношения, то хадж теряет религиозную значимость и считается недействительным. Во время хаджа нельзя свататься и вступать в брак.

Хадж в Мекке проходит следующим образом. К 7 числу месяца зуль-хиджа (с февраля по март) мусульмане прибывают в Мекку. По приезде в Мекку мусульмане начинают провозглашать молитву Талбийя. Паломники, таким образом, сообщают Аллаху о своем прибытии в Мекку.

В Мекке построена одна из самых больших мечетей мира — мечеть Аль-Хараамбейт-Уллах, в которой находится святилище Кааба- главная святыня ислама. Сюда собирается ежегодно на первые десять дней месяца зуль-хиджра на совершение ритуалов до 2 млн паломников. Харам занимает площадь в 309 тысяч квадратных метров и представляет собой величественное здание с девятью минаретами, облицованное сиреневым мрамором. Мечеть Харам вмещает одновременно до 700 тыс. чел. В центре ее находится святилище Кааба. Кааба сложена из серо-зеленых гранитных блоков и имеет форму куба, длиной 15 м. В основе положен квадрат, одна диагональ которого направлена с севера на юг, а другая с запада на восток. Дверь в святилище сделана из чистого золота и весит 286 кг. В юго-восточном углу Каабы на высоте около метра укреплен черный камень, и многие полагают, что это метеорит. К нему паломники стремятся прикоснуться и поцеловать его, когда они обходят Каабу семь раз против часовой стрелки. Камень установлен в специальной нише и помещен в серебряное обрамление. Святилище Кааба покрыто черным шелковым покрывалом – кисвой. Большую часть года святилище скрыто под кисвой. По завершении хаджа покрывало снимают, разрезают на кусочки и продают паломникам в качестве сувенира. В мечети Харам находится и священный источник Зам-зам, вокруг которого и возникла Мекка. Однако, несмотря на атмосферу древности, внутри здание мечети оборудовано на самом современном уровне: там действуют 7 эскалаторов, а воздух в помещениях освежается кондиционерами.

Главное действие в кульминации паломничества — совершение обхождения Каабы в направлении против часовой стрелки и прикосновение к черному камню. Если паломнику удалось приблизиться к Черному камню, он сможет поцеловать его. В ином случае он (она) вздымает руки в приветственном жесте. Когда во время обхода Каабы паломники прикасаются руками к Черному камню, рядом с этим камнем стоит человек, следящий за тем, чтобы не было случаев проявления идолопоклонства, если человек, например, станет страстно целовать этот камень. Ведь он пришел поклониться Аллаху, а вовсе не этому камню. Да и обход должен продолжаться, ведь за этим человеком идут тысячи паломников.

Далее следует са’й – ритуальный бег между холмами Сафа и Марва, совершаемый семь раз. Паломники посещают святой источник Зам-зам. Они пьют воду, наполняют ею свои бутылочки, а также пропитывают свое одеяние – ихрам. Совершив таваф и са’й, мусульманин считается совершившим малое паломничество – умру. После этого мужчины обривают наголо голову или просто подстригают волосы. Женщины отстригают прядь волос. После этого паломникам разрешается переодеться в обычную одежду.

На восьмой день зуль-хиджи паломники совершают полное омовение, вновь одевают ихрам и следуют к долине Мина, 10 км от Каабы (ныне практически в черте города Мекка).

Затем они направляются к горе Арафат, находящейся в 24 км к востоку от Мекки, где в полдень 9 числа начинается Предстояние пред Богом на Горе Милости. Предстояние совершается между полуднем и наступлением сумерек. Это поистине наиважнейшая часть паломничества. Паломники должны стоять с непокрытой головой (только мужчины) под лучами жаркого солнца, непрерывно размышляя о Боге и моля Его о милости. Это время великой мистической и эмоциональной силы; всеми паломниками овладевает невероятное чувство освобождения, полного погружения в благотворный, очистительный поток любви. Воистину незабываемое зрелище представляет собой миллион паломников, совершающих молитвы Зухр и Аср, особенно впечатляющи мгновения, когда все они одновременно простираются ниц и воцаряется совершеннейшее безмолвие в знак смирения перед Аллахом». Все события хаджа после Предстояния известны как Отпущение. На закате паломники возвращаются в долину Муздалифа (между долинами Арафат и Мина). Здесь они собирают камешки.

10 числа паломники направляются в долину Мина, где бросают семь камешков, подобранных ранее в столб, символизирующий дьявола (Иблиса). Этот обряд был установлен в память об искушении Ибрахима и его семейства. Мусульмане мысленно посвящают себя Аллаху и обещают Ему приложить все возможные усилия в деле изгнания бесов из своей жизни. Пострадавших во время этого ритуала почти не бывает. Также полиция наблюдает за чрезмерно неистовыми паломниками. Далее следует жертвоприношение животных - барана, козы или молодого верблюда. Проводятся трехдневные празднества (праздник Ид аль-Адха) в память о готовности Ибрахима принести в жертву собственного сына.

В заключение праздника мужчины вновь обривают голову или подстригают волосы. Женщины отстригают небольшую часть волос. Паломники, таким образом, выходят из состояния ихрама. По возвращении в Мекку они совершают прощальный таваф, после которого паломничество считается завершенным. Паломник - мужчина, совершивший хадж, называется хаджи, женщина - паломник - хаджа.

Минимальная стоимость авиаперелета в Саудовскую Аравию с проживанием, визой и страховкой составляет 1400 долларов. Хадж в Саудовской Аравии приносит исламскому государству 4 млрд USD дохода, при затратах на организацию около 1 млрд. Австралия — мировой поставщик баранины. Она должна вырастить миллионы баранов, а затем заморозить мясо и транспортировать его на многие тысячи километров в Европу. На Курбан-байрам, трехдневное жертвоприношение, которым завершается хадж, местные бедуины пригоняют более 1 млн баранов, а также верблюдов. Экономия на экспорте сомнения не вызывает, причем это действо совершается с поразительной регулярностью многие века.

Вторым по значению для мусульманского паломничества является город Медина. Медина расположена в 300 км от Мекки — и это расстояние в настоящее время преодолевается паломниками либо на самолете, либо на автомобиле. В Медине, втором священном для мусульман городе, ислам приобрел характер самостоятельной религии. Здесь были заложены основы исламского государства, первой столицей которого Медина и стала. Главная мечеть в Медине меньше, чем мечеть в Мекке. В ней похоронен пророк Мухаммед. Считается, что каждый, кто совершает хадж в Мекку, должен посетить и Медину (желательно до Мекки), поскольку пророк Мухаммад завещал каждому паломнику посетить его могилу. Рядом находится кладбище аль-Баки, на котором похоронены многие члены семьи и сподвижники Пророка (его дочь Фатима, внук Хасан и халиф Осман). В Медине паломники поднимаются на гору Джабал ал-Нур, чтобы посетить пещеру, где пророку было ниспослано первое его видение, на гору Джабал ат-Таур, где он скрывался от отрядов жителей Мекки. Паломники посещают места знаменитых сражений и мечети. Мечеть ат-Таква построена во время первого вступления Мухаммеда в Медину. Ее интересная особенность – в ней два михраба, один из них обращен в сторону Иерусалима. В Медине есть мечеть, где выгорожено место глинобитной хижины, в которой жил пророк Мухаммад.

Иерусалим. Важной исламской святыней в Иерусалиме является восьмиугольная мечеть халифа Омара («Купол скалы»). Она находится на горе Мориа, на месте бывшего храма царя Соломона. Это место священно для христиан, иудеев и мусульман, поскольку именно здесь Авраам собирался принести в жертву своего сына Исаака. А для мусульман она важна также. Это святое место, куда был принесен пророк Мухаммад во время своего легендарного ночного путешествия из Мекки в иные отдаленные мечети и на небеса. Мечеть халифа Омара является третьей по значимости в мусульманском мире после мечетей в Мекке и Медине. В центре мечети за двойной оградой – деревянной и чугунной черная скала – вершина горы Мориа. Внутри мечети есть реликвии культа — след ног Мухаммеда, в одной из колонн хранятся волосы из бороды пророка. Посетители по традиции обходят священную скалу семь раз. Храмовая гора — предмет ожесточенного многовекового Религиозного спора иудеев и мусульман.

Паломническими центрами шиитов являются Эн-Наджаф (Ирак), где находится могила халифа Али, Кербела (Ирак), место гибели и могилы имама Хусейна, младшего сына халифа Али, Мешхед (Иран) (гробница имама Али ар-Ризы). Резиденции наиболее уважаемых муджтахидов (религиозных авторитетов, имеющих право высказывать самостоятельное суждение по религиозным и правовым вопросам) находятся в городах Кум (Иран) и Самарра (Ирак).

В мире есть ряд выдающихся мечетей, интересных во многих отношениях. Это: Голубая мечеть в Стамбуле (Турция), мечети Ибн-Тулуна и Султана Хасана в Каире (Египет), мечеть Омейядов в Дамаске (Сирия), Золотая мечеть в Багдаде (Ирак), мечеть Кувват Уль-Ислам и минарет Кутб Минар в Дели (Индия) и другие.

В основах ислама заложена определенная терпимость к другим конфессиям: в исламской стране немусульманин может жить и работать вполне легитимно, но обязан платить налог. Таким образом, теоретически, есть только три состояния: быть правоверным, не быть правоверным и платить налог, быть убитым. Есть территории, где немусульманин не может находиться в любом случае, например гг. Мекка и Медина.