Идеализм

Материализм

Своеобразие ответов на обе части основного вопроса философии и даст нам все многообразие течений, подходов и школ в философии на протяжении всей ее истории.

Философы , которые началом мира (первопричиной) считали природу или материю, вечно существующую называются материалисты. Те же, кто полагает, что Дух, Духовная субстанция (названия различаются) существовал прежде природы, материи и породил ее. Кто разделяет так или иначе идею Сотворения нашего Мирасоставляют лагерьидеалистов. Безусловно, нашлись философы считающие оба начала равноправными и существующими вечно. Их назвали дуалистами (дуа на латыни - два).

В свою очередь, каждое из течений прошло долгую историю развития и подразделяется на несколько форм или этапов. Нам это поможет в следующий раз, в теме История философии. Представим в виде схемы.

1 историческая форма Стихийный или наивный материализм древних философов.

(некоторые восточные и древнегреческие мыслители).

2 Метафизический материализм философии Нового времени (16-18в.в.)

3.Революционный материализм демократов сер.19в. (Л.Фейербах, Н.Чернышевский и др.)

4. Диалектический материализм (философия марксизма)

В зависимости от того, кто конкретно имеется в виду под духовным началом, и кто является субъектом: индивид (его сознание) или Дух, Мировая Воля или Мировой Разум, Абсолютная идея, Объективный Дух, Космическая духовная энергия или Бог,) Отсюда идеализм делится на

Объективный идеализм - Духовное начало - надмировое, человек лишь часть Творения, выполняющее его Волю или служащее конкретным целям. Объективный идеализм абсолютизирует Активность Сознания, но отрывает абстрактное мышление от его носителя - Индивидуального и Общественного сознания и выносит за пределы нашей Вселенной.

Субъективный идеализм – таким началом считает Индивидуальный Дух или сознание «Мое Я творит мир» - Фихте (философия Нового времени Беркли, Юм, И.Кант, Фихте, Ницше и др.).Они абсолютизируют Интуицию и Волю -практический разум индивида, доходя в своих крайних концепциях до солипсизма (отрицание существования других людей кроме моего Я)

И материалисты и идеалисты, в рамках Онтологии или учении о Бытии мира (1 часть основного вопроса философии) также делятся на Диалектиков и метафизиков. Это разделение связано не только с разным объяснением устройства мира и его развития, но и с методами познания, мышления и действия, то есть с методологической функцией философии.

Метафизикакак термин в философии имеет два значения. Первое значение мы разбирали в первом вопросе ,когда говорили о месте философии в системе наук. Метафизика-то, что после «физики», сверх физики- то есть постижение основ , причин и законов объединяющих законы физики и других наук.

Метафизика как философский метод постижения[1] акцентируется на взаимосвязи, единстве, внутренней целостности предметов и явлений и в тоже время их качественном различии, обособлении один от другого. Метафизики признают лишь циклическое развитие, эволюционные изменения, не видят общей основы противоположных явлений. На таком методе основано вся формальная логика (Аристотель и Декарт). Либо белое либо черное. Либо хорошо, либо плохо. Из пункта А можно попасть в пункт Б только одним способом. Метафизика обосновывает преемственность и стабильность бытия, служит основой консервативному мышлению, но не может объяснить как появляется новое.

Диалектика - наоборот считает, что все вещи и явления внутренне противоречивы и именно противоречия и борьба противоположностей является источником развития мира, порождение нового из старого. Совершенно противоположные процессы внутренне и внешне связаны и взаимопорождают друг друга. Мир многолик, качественно разнороден, но един и постоянно развивается. Диалектический метод познания требует рассматривать любой объект в его внутренней противоречивости и в его развитии (чем он был, чем есть и чем будет). Поэтому диалектический метод связывают с революционной идеологией. Различают диалектику древних (Индия, Китай, Греция) ,идеалистическую диалектику Гегеля (разработавшего диалектическую логику), субъективную диалектику Канта и Фихте и материалистическую диалектику К.Маркса и его последователей и субъективную диалектику современных философов (Адорно, Маркузе и др.)

В зависимости от решения второй части основного вопроса философии, все философы подразделяются на тех, кто считает ,что мир в принципе познаваем(в той или иной мере) и таких большинство, но есть также скептики и агностиков. (гносис- познание, предлог «а»- частица «не»,отрицание познания).

1. Античный скептицизм представлен в учениях греческих софистиков (ученики Сократа) и римских киников(циников) (Агриппа). С точки зрения скептиков ,человек никогда не может проникнуть в суть вещей. «Мне кажется этот предмет белый» Тезис Протагора: «Человек-мера всех вещей, Существующих, что они существуют, а не существующих, то что они не существуют…»,- трактуется ими как невозможность познать вещи какие они есть сами по себе, вне наших представлений и восприятия их. Они сформулировали ряд софизмов или парадоксов («Лысый», «Куча», «Я лжец» и т.д.) Зенон, Пиррон, Карнеад.

2. Среди агностиков различают полный агностицизм Беркли, Фихте и Юма, которые дискредитируют человеческие знания, опираясь на неоспоримый факт, что все наши знания о мире есть содержание нашего индивидуального Сознания и стыдливый агностицизм И.Канта с его теорией о феноменах (явлениях), которые есть результаты взаимодействия индивидуального сознания с миром = «вещью в себе», трансцендентальной (непознаваемой) сущности (ноуменах). Агностицизм отражает сложности процесса познания, противоречивый и неполный его характер. Более подробно в теме Познание.

Диалектика и метафизика, также как идеализм и материализм есть одновременно формы мировоззрения и методы познания мира. Эти течения абсолютизируют ту или иную сторону действительности, делают акцент или отдают преимущество тому или другому началу. Для формирования собственного мировоззрения Вам будет необходимо знакомиться в каждой теме с аргументами той или другой стороны и самому решать, кто из них прав. На мой взгляд, все философские учения (включая и агностицизм) содержат долю Истины (большую или меньшую) и отражают реальную картину бытия, его многообразия. Несовместимость взглядов связана лишь с тем простым фактом ,что сам мир сложен и противоречив и столь же сложным является его постижение и понимание.