Философия Ф.Ницше

На основе иррационализма в XIX-XX вв. развиваются

Постопизитивизм

В центре внимания – наука и ее развитие

 

Проблемы:

- Как возникает новая теория?

- Как она добивается признания?

- Каковы критерии сравнения научных теорий?

Наука развивается не линейно, а скачкообразно: через научные революции происходит смена одной научной картины мира на другую.

Задача постпозитивистов – Отделение научного знания от метафизического, ненаучного.

 

Фальсификация – опровержение гипотезы или теории в результате экспериментальной или теоретической проверки (противоположно верификации).

1) философия жизни

2) фрейдизм

3) экзистационализм

Иррационализм – направление философии, противоположное рационализму, в котором ограничивается, принижается или отрицается решающая роль разума в познании, структуре личности, поведении людей.

 

На место разума ставиться бессознательное, инстинкты, воля, интуиция и др.

 

«Философия жизни»

На первое место ставиться человек как существо страдающее:

А.Шопенгауер (1788-1860), Ф.Ницше (1844-1900).

 

Философия А.Шопенгауэра.

 

«Всякое удовольствие и счастье имеют отрицательный характер,

а страдание по своей природе положительно»

 

Последователь Канта.

 

Основная движущая сила в мире – ВОЛЯ («вещь-в-себе») – это абсолютное начало, основа всего сущего, идеальная сила способная определять все предметы, явления и процессы в мире.

 

«Человек – это канат

между животным и сверхчеловеком

– канат над пропастью»

 

Основа философии – воля (от Шопенгауэра) – понимается как «воля к власти» - это космическое начало, основа и движущая сила всего.

«Власть» - это, в первую очередь, власть над собой.

«Сверхчеловек» - цель человека, высший тип сильного человека, который стоит выше морали – «по ту сторону добра и зла».

 

Критика христианства Ницше.

«Бог умер».

Христианство борется против «сверхчеловека», поддерживает слабых и больных (сострадание).

«Христианин – домашнее, стадное, больное животное, опасно отклонившееся от инстинктов жизни».

 

Фрейдизм – учение З.Фрейда о бессознательном

 

 

Структура человеческой психики:

 

ОНО – бессознательное

Я - сознание – посредник между ОНО и Сверх-Я

Сверх-Я – общественные нормы, правила, запреты, законы – мораль, культура.

 

Инстинкты –

1) Инстинкт жизни (Эрос)

2) Инстинкт смерти (Тонадос)

 

Сознание человека с одной стороны испытывает давление со стороны инстинктов или бессознательного, а с другой давление сверх-я, т.е. норм морали, правил поведений, запретов.

В результате у человека формируются нервозы а также всевозможные заболевания.

С помощью психоанализа возможно лечение практически всех психологических и физических заболеваний.

 

Экзистенциализм – от лат. «существование».

 

 

Направление философии 20-70х годов XX века, главным предметом изучения которого стал человеком, его существование в мире

 

«Я никогда не могу сказать, что я есть»

К. Ясперс

Темы экзистенциализма:

1)Существование человека

2)Утрата и обретение смысла жизни

3)Проблема выбора

4) Одиночество и заброшенность

5) Отчуждение человека (общество, государство стали для человека абсолютно чужими, реальностью, которая подавляет личность)

 

Представители:

Финляндия: С.Кьеркегор (1813-1855

Германия: М.Хайдеггер (1889-1976), К.Яспер(1883-1969)

Франция: Г.Марсель (1889-1973), Ж.-П.Сартр (1905-1980), А.Камю (1913-1960)

Россия: Л.Шестов (1866-1938), И.Бердяев

 

2 направления экзистенциализма

1) Религиозное – К.Ясперс, Г.Марсель, Л.Шестов (1866-1938), И.Бердяев

2) Атеистическое - М.Хайдеггер, Ж.-П.Сартр

 

 

Основные идеи экзистенциализма

1) Предмет философии – бытие

2) Бытие понимается как человеческое существование (экзистенция)

3) Постижение экзистенции невозможно разумом, а только иррационально (переживание)

4) Подлинное бытие – переживание- возможно в момент глубоких потрясений (страх, ужас, отчаяние, скука, тоска, перед смертью)

 

Будущее экзистенциализма

1) сегодня экзистенциализма очень популярен в Европе, Америке, России

2) Проблемы, поднятые экзистенциализмом (смысл жизни, поиск себя, свобода и др.), становятся основными для сегодняшней философии и философии будущего.