Этика помощи нуждающимся людям в работах русских философов.

Большинство российских философов были людьми верующими, поэтому они связывали свои этические понятия с православием. П.Я. Чаадаев. Идея обязательного совершения благодеяния, через которое нравственно совершенствуется сам благотворитель: «в том, что мы желаем для других, мы всегда учитываем собственное благо». Основа человеческого счастья – альтруистическое сознание и поведение: «Жить для других значит жить для себя. Вы хотите быть счастливыми? Так думайте как можно меньше о собственном благополучии, заботьтесь о чужом…». Человек, заботящийся только о себе, по мнению П.Я. Чаадаева, мертв.

Примечание: П.Я. Чаадаев не носил перстней, так как они напоминали ему рабство, «заколдованный круг, в котором тонет Россия».

 

 

Брянчанинов И. Осуждение рассеянного образа жизни. По его мнению, это не так безобидно – быть рассеянным. Такой человек чужд любви к ближнему, равнодушен, а значит и немилосерден, к тому же он легкомысленен.

 

Н.Г. Чернышевский.Идея о доброте как естественном состоянии человека: «это…предписывается рассудком, здравым смыслом. Если он полезен людям качествами своего организма, по своим душевным качествам, то он не может перестать делать пользу людям». Делать людям добро – обусловлено природой человека и закреплено историческим опытом поколений.

??? Но существует до сих пор другая точка зрения: человек рождается добрым или злым, и изменить его невозможно.

 

 

Н.К. Михайловский.Идея о человеке как высшей ценности общества. Поэтому общество обязано заботиться и служить человеку. Однако и человек призван служить обществу, совершенствуясь как личность и помогая совершенствоваться ближнему. Чем совершеннее каждый человек, тем выше общественный прогресс.

 

В.С. Соловьев.Идея: бессмертие невозможно без нравственного совершенствования личности. Человек выделился из животного мира благодаря стремлению не просто «жить по при роде», а жить как должно, сообразно совести, которая для человека играет роль закона. Трудность нравственного вопроса заключается в том, что устанавливаются лишь запреты на то, что делать не надо, и мало говорится о том, что должно. Во-вторых, исполнение нравственного закона требует от человека постоянной борьбы с самим собой, поскольку сознание долга еще не гарантирует его выполнения, а нравственности, воспринимаемой формально, явно недостаточно. В отличие от Чернышевского, В.С. Соловьев считает человека изначально греховным (в силу своей биологической, животной природы), однако обращение к Богу может помочь ему преодолеть себя. Человек может стать добрее и совершеннее, отрекаясь от собственной натуры и полагаясь на волю Божью. Это – подвиг, который личность должна совершить осознано. Вера в бога – это вера в добро, справедливость, которой не дают природа и разум.

 

 

Таким образом, этические воззрения древних славян, труды православных богословов и светских философов практически не противоречили друг другу. Для духовной этики главное – неукоснительное соблюдение заповедей как долга перед Богом и для спасения собственной души. Светские авторы поддерживают эту идею (жить для других значит жить для себя), но в их взглядах более четко прослеживается мысль о ценности человека как личности, имеющей право на счастье, свободу поступков и выполняющей долг прежде всего перед собой.