Развитие нравственного регулирования отношений между людьми в религиозных заповедях и светских кодексах.

По мнению историков, относительная гуманизация и морализация отношений в обществе произошла после освоения человеком огня. Стал возможным оседлый образ жизни, появилась защита от животных, возможность делать запасы, боле удачна охота, создание орудий труда, снизилась заболеваемость и смертность, поэтому племя становилось более жизнеспособным. О том, что человеческая жизнь, сам человек в этот период уже становится наивысшей ценностью, пусть и не вполне осознаваемой объективно, косвенно говорит такой факт: самой великой и ценной жертвой духам (предков или природных предметов и явлений), культы которых в этот период уже существовали, считалась жертва человеческая, приносимая в особо ответственных, важных и значимых случаях, тогда как в повседневности можнобыло ограничиться принесением в жертву злаков, продуктов питания, животных, различных изделий. Причем на роль жертвы в самых различных человеческих сообществах, живших в различных уголках земного шара, выбирались наиболее молодые, сильные и красивые члены племени — самое ценное и лучшее, чем располагало племя.

Разделение труда привело к тому, что полезными для общества стали старики и дети (как хранители огня, как члены общины, обеспечивающие преемственность социального опыта в виде ЗУНов, традиций, обычаев, в том числе, морального характера). Это способствовало формированию представлений о важности взаимопомощи не только среди сильнейших членов племени, но и заботы о слабых, их содержании и поддержки. Фактически, это был урок «о пользе чужой жизни для удобства собственной». Относительная стабильность положения рода и моральные традиции привели к тому, что появились первые формы социальной помощи «чужаку» (прообраз благотворительности – кров и хлеб путнику, пришедшему с миром).

Однако в значительной степени нравственное регулирование отношений между людьми развивалось с появлением семьи и собственности. –??? –какспособ преодоления противоречия между личностью и обществом, между интересами собственников и сообщества в целом.

Первые наиболее общие и объективные с точки зрения потребностей совместного проживания и деятельности моральные принципы и нормы получили дельнейшее закрепление в религиозных заповедях, а потом и в светских законах.

Ветхий Завет.Требование делать добро, наказание за грехи и преступления (убийство Каином брата); стыдно быть жестоким, равнодушным, эгоистичным; запрещены самосуд, кровная месть, племенная вражда, которые могли стать массовыми и привести к уничтожению рода.

Исход. Пророк Моисей получает от Бога 10 заповедей, которые составляют основу совместного существования людей (цитата из Библии). Требование оказания помощи нуждающимся, но только «своим», с иноверцами следует поступать иначе: давать в долг, грабить, превращать в рабов и др. Национальный характер моральных норм.

Православие, как ветвь христианства, является наднациональной религией и не разделяет людей ни по каким признакам, кроме веры. Проповедует братские отношения, заботу друг о друге, миролюбие и др. Один из главных принципов: «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон». В той или иной формулировке данный принцип встречается у всех народов, что говорит об универсальности и всеобщности нравственного закона. Этика христианства впоследствии становится идеологической основой русского государства (князь Владимир в 10 веке поручает церкви заботу о нуждающихся и определяет для этого средства – 1/10 доля от прибыли). Православная доктрина помощи ближнему основана на идее спасения души, обретения Царства Божия, а не необходимости выживания, что изменяет ее сущность. Человек стал главной ценностью в христианском учении о добре и зле.

«Поучение В. Мономаха» (1099 г.) –целостная система этических воззрений на поведение в обществе, семье. Идеи:

– проявлять заботу о нищих, слабых, сиротах, вдовах;

– защищать слабых от притеснения сильных;

– восстанавливать социальную справедливость;

– быть вежливым, приветливым ласковым;

– почтительно обращаться с иноземцами;

– быть верным данному слову и др.

(цитаты)

«Домострой» (16 век).Продолжается отстаивание основных моральных принципов и норм, изложенных ранее в православии и светских поучениях. Требование соблюдать все заповеди, подавать милостыню, уважать других и самого себя.

«Юности честное зерцало» (18 век).Правила этики и этикета, относящиеся к любой категории лиц. Важным считается «оказание почтения всякому человеку вообще», проявление нравственных качеств, выполнение долга, терпимость, прощение слабости и др.

 

(цитаты)