Мораль и ее происхождение.

 

Мораль является одной из наиболее ранних форм общественного сознания и регуляторов человеческого поведения.

??? Мораль – это совокупность норм и принципов поведения человека по отношению к обществу (междисциплинарный словарь по педагогике). Особенность состоит в том, что мораль имеет безличностную форму («ничья»), в то же время выполнение моральных норм – внутренняя потребность человека, контролируемая обществом. Относительно происхождения морали существуют 2 точки зрения:

1. Мораль обусловлена необходимостью нравственной регламентации совместной деятельности людей как необходимого условия ее осуществления и сохранения стабильности социума (В.Г. Иванов, А.Ф. Шишкин).

2. Мораль как форма регулирования поведения индивида в сообществе себе подобных существовала до общественного разделения труда, когда человек вел стадный образ жизни, и служила необходимым условием выживания (М. Ефросимов).

Вторая т. зрения предпочтительнее и подтверждена историческими данными. Современной истории известно, что изначально предок современного человека был стадным существом и что первобытная орда вела кочевой образ жизни, постоянно передвигаясь с места на место в поисках пищи; причем основными способами ее добывания были собирательство и коллективная охота. Будучи физически относительно беззащитным, человек объективно нуждался в кооперировании своих усилий с другими людьми для успешной охоты или защиты от хищников. В те времена предок человека был жесток, а общество первобытных людей было обществом, где выживали сильнейшие. Многочисленные работы, посвященные предыстории человечества, говорят о том, что убийства детей (видимо, используемых в качестве пищи в голодные периоды) и отказ в помощи престарелым, больным и раненым членам орды были тогда в порядке вещей, повседневной практикой, поскольку для находящейся в постоянном движении орды медленно передвигающиеся в силу разных причин члены — не просто обуза, а угроза безопасности для всех, а значит и для каждого. Задержка в пути, передвижение со скоростью самых слабых и медлительных могли вызвать гибель всей орды от голода или в результате нападения таких же диких людей или животных. Поэтому Л. Крживинский называет первобытное общество-орду — «обществом без стариков» и «обществом сильных людей», имея в виду, что люди слабые погибали довольно быстро, не получая помощи и поддержки со стороны своих соплеменников. Происходил действующий в животном мире и распространявшийся в этот период истории на дикого человека естественный отбор, в результате которого выживали наиболее молодые, ловкие и сильные.Вместе с тем, исходя из того, что предок человека жил не в одиночку, мы можем сделать вывод, что и в этот начальный период истории человечества должны были существовать определенные регуляторы поведения индивида в сообществе себе подобных. Безусловно, полуживотное состояние человека делало неизбежным преобладание биологического начала над социальным, и именно этим обстоятельством определялась необходимость координировать действия внутри племени и жестко регламентировать поведение его членов. Правила и нормы жизни подразумевали безоговорочное подчинение слабых сильному, абсолютную власть вожака, решение всех спорных вопросов с позиции силы. Вместе с тем необходимость выживания диктовала утверждение и других норм: взаимопомощи при обороне и нападении, т.е. в экстремальных условиях, миролюбии внутри общины, пресечение немотивированных убийств и др.

Таким образом, уже в примитивном обществе должна была существовать система общих и универсальных норм и запретов, которые гарантировали бы безопасность существования, невозможность самоуничтожения человеческого сообщества «изнутри», а также соответствующая система санкций для нарушителей норм. У человека, более слабого, чем другие животные, не было выбора, не было альтернативы коллективному образу жизни. При отсутствии свободы воли трудно говорить о моральности или аморальности поведения, хотя некоторые виды поддержки и взаимопомощи в орде на инстинктивном уровне имели место как прообраз будущих моральных отношений. Но понятия «добро», «зло», «благо», в то время ничем не отличались от биологических ощущений (тепло, сытно, опасно).