Антропология как система наук о человеке.
Философская антропология
Лекция 1
1.1 Антропология, ее предмет и место в системе наук. Задачи антропологии.
Современные антропологические концепции. Особенности современного антропологизма. Антропный принцип.
1.2. Основные разделы антропологии. Морфология. Антропогенез. Расоведение. Структура антропологии.
1.3. Философская антропология. Античные традиции философского анализа человека. Средневековая христианская концепция человека. Эпоха Возрождения и гуманизма XV – XVIIвв. Немецкая классическая философия о человеке.
1.4. Философско-биологическая антропология. Гипотезы о происхождении человека.
1.5. Развитие антропологического знания в России. Антропология и современность.
Наука не учит «истине». Наука представляет собой лишь один из способов приближения к ней. Целью науки является наиболее полное описание предмета (объекта или явления) при помощи рассмотрения разнообразных научных фактов и выдвижения научных суждений (гипотез, теорий, концепций). Научное знание – всегда лишь познанная часть истины. Само познание сводится к структурированию, выделению из большого числа разнородных и разрозненных данных наиболее существенных из них, к постоянному их переосмыслению на новом качественном уровне. Это бесконечный, но поступательный процесс.
3 основных составляющих системы научного знания:
1. научные факты – необходимый объем фактического материала;
2. научная логика – логика и принципы построения теории в антропологии;
3. терминология – язык и категориальный аппарат, при помощи которого наиболее удобно производить корректное описание изучаемых явлений.
Антропология(от греч. «антропос» - человек и «логос» - знание, наука) – наука всесторонне изучающая человека. Антропология представляет собой область научного знания предметом исследования которой является человек. В таком понимании термин несет свое наиболее широкое понимание. Вспомнив об антропоцентричности большинства сфер знания, можно говорить, что антропологией , в широком смысле , является любая современная наука, т.к. большинство из них, обращено к теме человека.
Первое использование данного термина восходит к античности. Аристотель (384-322 гг. до н.э.) первым употребил термин для обозначения области знания, изучающей преимущественно духовную сторону человеческой природы. С этим значением термин просуществовал тысячелетия. Сохранилось оно до сих пор, например в религиозном знании (теологии), в философии, во многих гуманитарных науках (например, искусствоведении) а отчасти и в психологии.
В 1501 г. Увидела свет книга М. Хундта «Антропология о достоинстве, природе и свойствах человека и об элементах, частях и членах человеческого тела». Здесь впервые термин антропология был применен в связи с описанием исключительно физического(биологического) строения человека.
В 1533г. Книга Г. Каппела «Антропология, или рассуждения о человеческой природе», здесь впервые термин «антропология» сопровождается данными об индивидуальных вариациях строения тела человека, его индивидуальной изменчивости.
Именно с этого момента в науке устанавливается двоякое понимание антропологии – как науки о человеческой душе, с одной стороны, и науки о человеческом теле, его строении и многообразии – с другой.
Французские просветители XVIII в. понимали под антропологией всю совокупность знаний о человеке. Антропология представлялась универсальной наукой о человеке, систематизирующей знания об его естественной истории, материальной и духовной культуре, психологии, языке и физической организации.
Немецкие философы XVIII и начала XIX вв. включали в это понятие главным образом вопросы
психического мира человека – антропология в их понимании почти тождественна психологии
Во второй половине XIXв., под влиянием развития идей эволюционизма, под антропологией стали понимать область естествознания, занимающуюся изучением природы человека в первую очередь методами биологии и сравнительной анатомии.
Антропология стала биологической наукой о строении человеческого тела (сравнительная анатомия и морфология человека), о многообразии его форм (расоведение), а также о происхождении и эволюции человека (антропогенез).
В сегодняшнее время содержание термина антропология вновь существенно расширяется. И в настоящие дни антропология превратилась в сложноструктурированную систему наук, изучающих человека в его целостности, т.е. изучающих его биологическую, социальную, общественно-историческую, духовную сущности Антропология, по сути есть самопознание человека, самопостижение человеком самого себя как субъекта бытия. Антропология является основой человековедения.
Человековедение– совокупность всех знаний о человеке в рамках данного конкретно-исторического состояния культуры.
Антропология включает следующие основные разделы:
антропогенез (эволюционная антропология);
морфология человека (конституционная антропология);
этническая антропология;
культурная антропология;
социальная антропология;
философская, социально-философская антропология;
политическая антропология;
экономическая антропология;
педагогическая антропология;
психологическая антропология;
теологическая антропология.
Антропогенез,или эволюционная антропология – учение о происхождении человека, о возникновении и развитии человека как общественного существа.
Морфология человека, или конституционная физическая антропология – учение о вариациях человеческого тела, морфологических типах людей, об изменчивости физического типа человека.
Этническая социальная антропология, или расоведение – учение о возникновении рас, наций, их распределении по планете, изменении физического облика людей в результате культурно-исторического прогресса, появлении национально-физиологических и психологических различий народов.
Культурная антропология – учение о человеке как творце и части культуры, изучает процессы формирования человеческой культуры, этнокультурные системы, детерминирующие сущность и поведение человека. Культурная антропология изучает этнологию народов, их обычаев, обрядов, родственных связей, языка. Нравственности и религии. Предметом культурно-психологической антропологии являются связи между внутренним миром человека и этнокультурными переменными на уровне этнической общности.
Социальная антропология – область знания, изучающая те феномены внутреннего духовного мира человека, которые позволяют ему реализовывать себя как субъекта – творца своей социальной реальности. Социальная антропология изучает особенности социальной организации народов мира, а также сложную структуру внутреннего духовного мира человека, связи внутреннего духовного мира человека с внешним миром объективных социальных отношений. Предметом социальной антропологии является человек как потенциальный и реальный субъект общества, несущий личную ответственность, как за акт творения, так и за его социальные результаты.
Философская антропология – учение о человеке, наука о сущности человека, об основных направлениях и законах его биологического, психического, духовно-исторического и социального развития, а также их сущностных возможностях и реалиях. Т.е. философская антропология осуществляет сущностно - философский анализ человека, философское познание человека. Она исходит из предельно широкого ареала человеческого существования: это может быть космос, природа, Бог.
Социально-философская антропология – рассматривает общественную природу человека. Его существование в пределах общества, во взаимосвязи с обществом. Социально-философская антропология изучает, как человек создает общество, способ и средство своего существования и деятельности, как человеческая сущность преломляется в обществе, как общество воздействует на человека, способствуя развитию и формированию его сущности.
Политическая антропология – наука, изучающая человека как «политическое животное», действующее во всех политических организмах, взятых во всем их культурном, историческом и географическом разнообразии. Предметом политической антропологии является специфика политического управления в различных архаичных обществах, частично или полностью изолированных от мировых социально-экономических связей, а также политическую культуру тех традиционных обществ, которые втянуты в международную систему отношений.
Педагогическая антропология – изучает законы развития и формирования целостной сущности человека в онтогенезе, под влиянием родителей, педагогов, общества, СМИ, самовоспитания и самосовершенствования всего жизненного пути.
Психологическая антропология – изучает человеческое поведение в психической и психосоматической перспективе, как в нормальных субъектах, так и в субъектах с нарушениями психического равновесия. К этой области принадлежит психоанализ, парапсихология.
Теологическая антропология – рассматривает сущность человека с религиозно-божественных позиций: что Бог открыл людям о сущности человека , что изложено в классической теологии о первородном грехе, о его возвышении и его оправдании перед Богом.
Таким образом, любой раздел антропологии направлен на раскрытие определенного среза целостности человека. В Европе под антропологией понимается прежде всего физическая антропология , а культурными и социальными аспектами занимается этнология. В Англии антропологией называют социальную антропологию, физические аспекты составляют предмет палеонтологии и генетики, а культурные – археологии и истории. В США под антропологией понимают, прежде всего, культурную антропологию, которая включает в себя некоторые темы палеонтологии и генетики человека.
Задачи антропологии:
Курс Антропологии дает:
1. Теоретические и методологические возможности расширения характеристик (физических, генетических, этнических и.т.п.) следующих объектов: отдельных индивидов, семьи, группы, общности. Биологическая сущность выражается в физической организации человека, ее изменчивости во времени и пространстве, начиная с антропометрических характеристик и заканчивая расово-антропологическими его типами. Человек может реализоваться как существо социальное с определенным типом культуры благодаря особенностям своей биологии. Знание специфики формирования и развития человеческих популяций дает необходимые представления биологических возможностей человека как вида. Учета индивидуальных различий и сходства.
2. Человек представляется во всем многообразии его социальных, культурных, семейных связях. Социокультурная природа человека раскрывается через понимание процессов стратификации общества, исследовании типических (нетипических) моделей развития общества и человека, особенностей формирования социальных институтов. Человек в социоантропологическом измерении представляется как продукт культуры и одновременно как ее создатель; рассматривается духовная сущность человека с присущими ему чувствами свободы, гуманизма, ответственности; регламентация его социального поведения с помощью социального контроля.
1.3. Философская антропология.
Античные традиции философского анализа человека. Средневековая христианская концепция человека. Эпоха Возрождения и гуманизма XV – XVII вв. Немецкая классическая философия о человеке. Философско-биологическая антропология. Гипотезы о происхождении человека. Развитие антропологического знания в России. Антропология и современность.
Философская антропология, или философия человека, направлена на то, чтобы понять и объяснить сущность человека, раскрыть, каков он и для чего существует.