ПРОБЛЕМА СМЫСЛА ЖИЗНИ

ЧЕЛОВЕК В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ

Система человеческого знания включает в себя четыре области: естествознание, технознание, обществоведение, че­ловековедение. Проблему человека изучает философская ан­тропология, которая занимается мировоззренческим учением о человеке общей теорией человека, системои частных наук о человеке. Философия стремится к постижению целостности личности, т.к. простая сумма знаний частных наук о человеке не дает его общей картины.

В истории философии существует традиция преемственности взглядов на природу и сущность человека. В античнои философии человек рассматривался как часть космоса, он полностью подчинен судьбе. Философия христианства рас­сматривала человека как состоящего из двух противоречивых начал - души и тела. Христианство считало главным призна­ком человека не разум, а любовь к богу. Христианство утвер­ждало веру в бессмертие души. Философия нового времени поставила на первое место в человеке его духовную сущность, освободившись от диктата церкви. Естествознание исследова­ло природу человека, что привело к признанию приоритета человеческого разума в познании собственнои сути. Идеали­стическая философия 19- Нач. 20 вв. добилась успехов в по­нимании сущности человека, но самыи известныи философ этого периода,занимающийся изучением человека, Гегель рассматривал индивида как часть социально-исторцческого целого, как продукт деятельности. Фактически в этот период не было целостного учения о человеке.

Основные принципы диалектико-материалистического понимания человека были заложены философией марксизма.

Самопознание человека - постоянно идущии процесс, че­ловек в течение своей жизни стремится к новым целям и идеа­лам. Диалектико-материалистическая философия, определяя сущность человека, утверждает его как разумное социальное существо, являющееся субъектом труда; социальных отноше­ний общения. Согласно философии экзистенциализма, окру­жающий мир враждебен и чужд человеку, а бытие его лишено смысла и иррационально. Смысл человеческои жизни - в ухо­де от, действительности и общении с Богом.

 

 

Это вечная философская проблема человека, ответ о це­ли и смысле человеческого бытия, зависит от мировоззрен­ческои и просто бытовои позиции человека. Зачастую смысл жизни определяют сугубо индивидуально, в основе его лежат главные жизненные цели индивида, определяе­мые характером его деятельности. Каждый может сам опре­делить для себя целевую ориентацию жизни. Цели жизни связаны с наиболее полным удовлетворением материальных и духовных потребностей. Каждый человек выбирает те по­требности, которые соответствуют его индивидуальности и наклонностям; свою деятельность человек направляет на решение выбранных задач. Целью жизни могут стать обра­зование, семья, дети, успех, обогащение, карьера и др.

Религиозная версия жизни говорит о бессмысленности эмпирической жизни. Все, за что страдает человек, прехо­дяще. Только в душе присутствуют идеи вечности, добра, справедливости и идея Бога как источник всех начал. С тео­логической точки зрения, смысл бытия в очищении от скверны земного бытия, соблюдение основных заповедей в процессе приготовлении к потусторонней жизни. В буддиз­ме цель жизни - в отрешении от соблазнов бытия, погаше­нию страстей и движению, к спокойному умиротворенному существованию. Протестантство основной жизненной це­лью ставит преуспевание на основе трудовой деятельности.

Атеистически нигилистическая версия смысла жизни говорит о бессмысленности эмпирической жизни; человек должен чувственно переживать каждый момент своей жизни, готовясь к смерти.

Гуманистическая версия жизни психоаналитика Э.Фрома утверждает смысл конечной человеческой жизни в самореализации, в актуализации всех заложенных в челове­ке способностей. Человек не может победить смерть, но он сам может придать смысл жизни.

Цель жизни отдельного человека должна быть согласо­вана с общечеловеческой целью - развитием богатства че­ловеческой природы универсальным всесторонним разви­тием человека.