ПРОБЛЕМА СМЫСЛА ЖИЗНИ
ЧЕЛОВЕК В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ
Система человеческого знания включает в себя четыре области: естествознание, технознание, обществоведение, человековедение. Проблему человека изучает философская антропология, которая занимается мировоззренческим учением о человеке общей теорией человека, системои частных наук о человеке. Философия стремится к постижению целостности личности, т.к. простая сумма знаний частных наук о человеке не дает его общей картины.
В истории философии существует традиция преемственности взглядов на природу и сущность человека. В античнои философии человек рассматривался как часть космоса, он полностью подчинен судьбе. Философия христианства рассматривала человека как состоящего из двух противоречивых начал - души и тела. Христианство считало главным признаком человека не разум, а любовь к богу. Христианство утверждало веру в бессмертие души. Философия нового времени поставила на первое место в человеке его духовную сущность, освободившись от диктата церкви. Естествознание исследовало природу человека, что привело к признанию приоритета человеческого разума в познании собственнои сути. Идеалистическая философия 19- Нач. 20 вв. добилась успехов в понимании сущности человека, но самыи известныи философ этого периода,занимающийся изучением человека, Гегель рассматривал индивида как часть социально-исторцческого целого, как продукт деятельности. Фактически в этот период не было целостного учения о человеке.
Основные принципы диалектико-материалистического понимания человека были заложены философией марксизма.
Самопознание человека - постоянно идущии процесс, человек в течение своей жизни стремится к новым целям и идеалам. Диалектико-материалистическая философия, определяя сущность человека, утверждает его как разумное социальное существо, являющееся субъектом труда; социальных отношений общения. Согласно философии экзистенциализма, окружающий мир враждебен и чужд человеку, а бытие его лишено смысла и иррационально. Смысл человеческои жизни - в уходе от, действительности и общении с Богом.
Это вечная философская проблема человека, ответ о цели и смысле человеческого бытия, зависит от мировоззренческои и просто бытовои позиции человека. Зачастую смысл жизни определяют сугубо индивидуально, в основе его лежат главные жизненные цели индивида, определяемые характером его деятельности. Каждый может сам определить для себя целевую ориентацию жизни. Цели жизни связаны с наиболее полным удовлетворением материальных и духовных потребностей. Каждый человек выбирает те потребности, которые соответствуют его индивидуальности и наклонностям; свою деятельность человек направляет на решение выбранных задач. Целью жизни могут стать образование, семья, дети, успех, обогащение, карьера и др.
Религиозная версия жизни говорит о бессмысленности эмпирической жизни. Все, за что страдает человек, преходяще. Только в душе присутствуют идеи вечности, добра, справедливости и идея Бога как источник всех начал. С теологической точки зрения, смысл бытия в очищении от скверны земного бытия, соблюдение основных заповедей в процессе приготовлении к потусторонней жизни. В буддизме цель жизни - в отрешении от соблазнов бытия, погашению страстей и движению, к спокойному умиротворенному существованию. Протестантство основной жизненной целью ставит преуспевание на основе трудовой деятельности.
Атеистически нигилистическая версия смысла жизни говорит о бессмысленности эмпирической жизни; человек должен чувственно переживать каждый момент своей жизни, готовясь к смерти.
Гуманистическая версия жизни психоаналитика Э.Фрома утверждает смысл конечной человеческой жизни в самореализации, в актуализации всех заложенных в человеке способностей. Человек не может победить смерть, но он сам может придать смысл жизни.
Цель жизни отдельного человека должна быть согласована с общечеловеческой целью - развитием богатства человеческой природы универсальным всесторонним развитием человека.