АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА В РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ
ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ
Человек является предметом изучения многих наук. Частные науки о человеке: анатомия, физиология, психология, социология личности биомеханика и др. рассматривают его в свете интересов предмета данной науки, и поэтому не могут являться философией. В философии раздел, занимающийся исследованием проблем человека, называется «философской антропологией». Антропология - наука, которая изучает биологические и расовые особенности человека. Философская антропология занимается изучением наиболее существенных объективно-научных и. ценностных аспектов человека в природном, общественном и социальном его существе. Философская антропология - комплексное учение, которое развивается многими философскими школами и направлениями в исследовании человека как формы бытия в комплексе с бытием природы и бытием общества. Цель этих исследований - создание всеобщей концепции человека. Одно из направдений - антропономия - изучает индивидуальный жизненный путь человека и ставит задачу построения интегральной модели человека в его статике и динамике, становлении, Фуцкционированиии развитии. Философская антропология является теоретической и методологической основой наук, занимающихся изучением человека. Назначение философского знания о человеке - обеспечить теорию и практику наиболее общим видением человека.
Основные решаемые задачи и проблемы антропологии:
· она выясняет связи концепции человека с социологической; социально-психологической, этической и другими конкретными теориями о человеке;
· исследует проблемы родовых сущностных сил человека, представленных в его потребностях и способностях;
· Объясняет происхождение человека и общества на Земле в процессе эволюции природы;
· анализирует деятельную сущность человека, его свободу и ответственность, ценности и идеалы;
· обобщает данные частных наук об эволюции человека;
· аргументирует гуманистический характер человека
В истории русской философии выделяются два направления, занимающиеся проблемой человека: материалистическое учение революционных демократов: Белинского, Чернышевского, Герцена, и концепции представителей религиозной философии: Федорова, Бердяева, Вл. Соловьева.
Проблема человека была основной темой философии В.Г.Белинского. Достижение свободы и независимости личности он связывает с социальными преобразованиями. Необходимость защиты личности и ее развитие заставляют Белинского подвергнуть критике устои религии и капитализма и встать на путь идей утопического социализма и атеизма Н.Г. Чернышевский утверждал природно-монистическую сущность человека. Его взгляды сложились под влиянием Фейербаха, но он вводит в учение о человеке социальные асцекты преобразования общества на социалистических началах. Он борется против идеалистического отрыва человека от природы, видя в нем биологическое существо. Ф.М.Достоевский, являясь мыслителем экзистенциализма, внес существенный вклад в развитие русской религиозной философии. В основе его учения стоит вопрос о природе и сущности человека.
Антропологический взгляд Достоевского: человек в своей сущности содержит два полярных начала - добра и зла, которые особо проявляются в состоянии его свободы. Это противоречие двух начал лежит в основе философской антропологии Вл.Соловьева - человек совмещает в себе различные противоположности, и может являться и божеством, и ничтожеством.
Проблема души и тела отражена в философии Н.А.Бердяева, который утверждал, что человек создан по образу и подобию Бога. В то же время он является существом природным и ограниченным. Трагизм жизни заключается в несоответствии между человеком как духовным существом и существом природным. Подлинным смыслом жизни человека является его соединение с Богом. В русской религиозной философии вопрос о человеке - божественный.