СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА

Влюбом современном обществе функционируют соци­альные группы и слои населения, а также национальные общности. Между ними существуют экономические, соци­альные, политические и духовные отношения. Их связи и отношения образуют социальную структуру общества.

В основе социальной структуры общества лежат обще­ственное разделение труда и отношение собственности на средства производства и его продукты. На базе обществен­ного разделения труда появляются классы, профессиональ­ные группы, группы по месту проживания, умственного и физического труда. Отношения собственности экономиче­ски закрепляют эту внутреннюю расчлененность общества, складывающуюся внутри него социальную структуру.

Основными критериями социальной жизни общества выступают: статус личности в обществе и жизни, положе­ние различных общностей в системе гражданского государ­ства, уровень жизни людей, качество государственной дея­тельности. Предназначение этой сферы - регулирование процесса удовлетворения потребностей и интересов членов общества, реализация гуманистического содержания жизне­деятельности людей.

К основным элементам социальной структуры общества относятся: люди города и деревни, представители умствен­ного и физического труда, сословия (группы, место в обще­стве которых определяется социально-экономическими от­ношениями, традициями и правовыми актами), социально-демографические группы, национальные общности. Социальные группы делятся на отдельные слои и подгруппы с их собственными экономическими, социальными, политиче­скими и др. интересами. Высшим уровнем объединения со­циальных групп является гражданское общество, члены ко­торого считают себя гражданами единого целого, осознают общие задачи, уважают законы, моральные традиции.

Большой интерес социологов вызывает проблема малых групп, складывающихся на основе контактов между несколькими людьми. Малые группы образуются внутри больших социальны» групп и слоев, нередко трансформируя в себе действие всей структуры.

Взаимосвязь социальных групп и национальных общно­стей проявляется в их взаимодействии по поводу удовле­творения их потребностей и реализации их интересов в со­ответствующих условиях труда, потреблении материальных благ, улучшении быта, образования, доступа к духовным ценностям.

В настоящее время о своих потребностях и интересах заявляют рабочие, крестьяне, представители социально-демографических групп - молодежь и представители на­циональных общностей.

Основой стратификационной структуры общества явля­ется естественное и социальное неравенство людей. Крите­рием неравенства, по мнению К.Маркса, является факт об­ладания человеком собственности и уровень его доходов. М.Вебер добавил к ним социальный престиж, принадлеж­ность к политическим партиям, слоям власти. П. Сорокин ^Называл на неравномерность распределения прав, ответст­венности и обязанностей в обществе. В качестве критерия неравенства можно учитывать социальные функции, кото­рые выполняют те или иные социальные слои в обществе.

Особое значение имеет социальная мобильность - воз­можность перехода из одной социальной группы в другую. Социальная мобильность является основой нормального существования общества, самореализации каждого человека низкая мобильность - свойство тоталитарного государ­ства. Высокая социальная мобильность характерна для де­мократических, динамично развивающихся обществ.

Основной тенденцией развития соц. структуры общест­ва является активная его деформация, появление новых со­циальных групп. Огромное влияние на соц. структуры ока­зывает происходящий в мире интеграционный процессом в экономике. Сближаются условия труда, его характер и со­держание у представителей различных социальных групп., Это ведет к сближению других условий жизни, а также структуры их потребностей и интересов.

73. ОБЩЕСТВЕННОЕ БЫТИЕ И СОЗНАНИЕ

Общественное бытие понимается как материальная жизнь общества, связанная с производством материальных благ и теми отношениями, в которые люди вступают в про­цессе этого производства. Общественное бытие возникает вместе со становлением человеческого общества и сущест­вует относительно независимо от индивидуального или об­щественного сознания. Общественное бытие - это объек­тивная общественная реальность, первичная по отношению к сознанию отдельного индивида и поколения.

Деятельность людей и их общественные отношения со­ставляют основное содержание их общественного бытия как реального процесса жизни общества. Одной из важнейших категорий характеризующих общественное бытие, является труд - целесообразная деятельность человека, в процессе которой он при помощи орудий труда воздействует на при­роду и использует ее в целях создания предметов для удов­летворения своих потребностей. Идея первичности матери­ального производства в жизни общества отличает материа­листическое понимание истории от идеалистического.

Выделяют объективную и субъективную стороны обще­ственного бытия. Объективная - существует вне зависимо­сти от сознания и воли людей. К ней относятся условия природной среды, потребность в пище, жилье, состояние материального производства и политической системы. Субъективная сторона - это сознание и воля людей, кото­рые присутствуют в деятельности и отношениях между людьми и являются их основными родовыми признаками; отличающими их от животных.

Вопрос о соотношении общественного бытия людей, как реального процесса их общественной жизни и их обще­ственного сознания - один из основополагающих вопросов социальной философии. Ответ на него проясняет, насколько полно общественное сознание людей отражает их бытие. В этом обнаруживается степень понимания происходящих в обществе явлений и тем самым возможности их приспосо­бительной и творчески преобразующей деятельности.

Этот вопрос решается во многих философских концеп­циях, материалистических и идеалистических. Его решение играет большую роль в исследовании общества и понима­нии отдельных социальных явлений в экономике, социаль­ной, политической и духовной жизни.

Уровень развития общества и способ производства не зависят от воли и сознания вступающего в жизнь поколе­ния, но во многом определяют его сознание. Тезис о том, что бытие определяет сознание, отражает истинное положе­ние вещей, является верным способом изучения общества. Общественное бытие воздействует на общественное созна­ние через государственный строй, хозяйственные и право­вые нормы, политические приоритеты.

Понимание общественного сознания как отражения общественного бытия указывает на объективную сторону его развития, Содержание экономических, политических, нрав­ственных, религиозных и других взглядов и теорий есть от­ражение соответствующих сторон жизни людей, их общест­венного бытия. В совокупности эти взгляды и теории пред­ставляют собой самосознание общества, т. е. осознание им всех сторон своей жизни в их связи и развитии.

Общественное бытие первично, общественное сознание вторично. Такой подход позволяет объяснить развитие об­щественного сознания с позиций социального детерминиз­ма, и указывает на объективные и субъективные причины тех или иных проявлений общественного сознания. При оп­ределяющей роли общественного бытия сознание обладает относительной самостоятельностью, т.к. оно представлено многообразными формами (философия, религия, право и т.д.). Изменения в общественном бытии не могут вызвать мгновенного изменения во всех формах общественного соз­нания, - оно опирается на наличие традиций, привычек.

Общественное сознание может с опережением опреде­лять тенденции развития общества, это является причиной его активности. Общественное сознание представляет собой единство воззрений, стремлений, интересов людей, живу­щих в общих условиях социальной среды. История общест­венного сознания отражает историю общественного бытия.