СТРУКТУРА И УРОВНИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
Структура научного познания может быть рассмотрена в различных ее срезах и совокупности составляющих ее элементов. Ее можно представить как сумму следующих ее
элементов:
1) фактический материал, почерпнутый из эмпирического опыта;
2) результаты его первоначального обобщения в понятиях и других абстракциях;
3) основанные на фактах проблемы и научные предположения (гипотезы);
4) законы, принципы и теории;
5) философские установки;
6) методы, идеалы и нормы научного познания;
7) социокультурные основания;
8) стиль мышления,
Научное познание - развивающаяся система знаний, которая включает в себя два основных, но качественно различных уровня - эмпирический и теоретический.
На эмпирическом уровне преобладает чувственное познание, рациональный момент и его формы здесь присутствуют, но имеют подчиненное значение. Поэтому исследуемый объект отражается преимущественно со стороны своих внешних связей и проявлений, в которых выражаются внутренние отношения. Сбор фактов, их первичное обобщение, систематизация, классификация или иная фактофиксируюшая деятельность - признаки эмпирического познания.
Теоретический уровень научного познания характеризуется преобладанием рационального момента - понятий, теорий, законов и других форм мыслительной деятельности. Живое созерцание не устраняется, а становится подчиненным аспектом познавательного процесса. Теоретическое познавание отражает явления и процессы со стороны их универсальных внутренних связей и закономерностей, постигаемых путем обобщений данных эмпирического знания. Важнейшая задача теоретического познания - достижение истины во всей ее конкретности. К числу основных компонентов отражающих структуру теоретического познания относятся проблема, гипотеза и теория.
Проблема - форма знания, содержанием которой является то, что еще не познано человеком, но что необходимо познать. Другими словами - это знание о незнании, вопрос, возникающий в ходе познания и требующий ответа. Проблема - это не застывшая форма знания, а процесс, включающий два основных этапа движения познания - ее постановку и решение.
Гипотеза - хорошо продуманное предположение, выраженное в форме научных понятий, которое должно в определенном месте восполнить пробелы эмпирического познания или связать различные эмпирические знания в единое целое, либо дать предварительное объяснение факту или группе фактов. Гипотеза является научной лишь в том случае, если она подтверждается фактами. Гипотеза может существовать лишь до тех пор, пока она не противоречит достоверным фактам опыта, в противном случае она становится просто фикцией. Она проверяется фактами опыта, приобретая характер истины, Гипотеза становится плодотворной, если может привести к новым знаниям или новым путям познания. Существенная функция гипотезы состоит в том, что она ведет к новым наблюдениям и исследованиям, благодаря чему догадка находит подтверждение.
Теория - система основных идей в той или иной отрасли знаний. Теория - наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности. В теории факты и гипотезы связаны в некоторую целостность, т.е. в такое научное знание, в котором факты подводятся под общие законы, а связи между ними выводятся из последних. Всякому теоретическому познанию присущ момент неуверенности, в силу этого она приобретает вероятностный характер, причем обнаружение каждого согласующегося с этой теорией факта увеличивает степень ее достоверности. Считается, что, чем проще теория, тем она ближе к истине
68. АГНОСТИЦИЗМ И СКЕПТИЦИЗМ
Большинство философов утвердительно решало все о том, в состоянии ли наше мышление познать действительный мир, можем ли мы в наших представлениях и понятиях о мире составить верное отражение действительности. Ряд философов оспаривают возможность познания мира.
Агностицизм (от греч. - недоступный познанию) - это учение, отрицающее возможность достоверно» познания сущности материальных систем, закономерностей природы и общества. Сам термин «агностицизм» был введен в конце 19 в. английским естествоиспытателем Гексли, но агностики заявили о себе еще во времена античности. Разновидностями агностицизма являются: скептицизм, релятивизм, иррационализм, религиозное откровение и др. Софисты - учителя мудрости должны были научить каждого, обратившегося к ним, убедительно доказать или опровергнуть любую точку зрения. В основе их учения присутствует убеждение в отсутствии истинности и закономерности.
К самым ярким представителям агностицизма относят Д.Юма и И.Канта. Юм был уверен в том, что наше познание имеет дело с опытом и привычкой, а не с истиной и законом, и мы не можем судить о том, как соотносится наш опыт с реальностью, потому что не в силах выйти за его пределы. Кант называл недоступный нашему познанию объективный мир «вещью в себе» и настаивал на принципиальной границе между действительностью и познанием. Мир явлений (феноменов) - «вещей для нас» ничего не говорит о мире ноуменов - «вещей в себе», которые согласно Канту, находятся вне пространства и времени.
Важно отметить, что агностические концепции появляются не только из примитивного нигилизма в отношении к познанию, но и из столкновения человека с противоречивой природой материальных систем и чрезвычайно сложным характером ее отражения в сознании человека. Материальный объект и сознание человека постоянно изменяется. Поэтому абсолютно точно познать эти объекты невозможно. Познавательные возможности человека ограничены своеобразием исторической эпохи. Так, в эпоху античности было невозможно изучение микромира. Признанные истинными знания с течением времени оказываются ошибочными. Скептицизм, первоначально возникший как направление древнегреческой, философии, по своей сути был обращен к тому, чтобы все подвергать сомнению и недоверию. Скептики не допускали возможности достоверного знания, отвергали причинность в мире, отвергали все нормы и законы, не верили в существование добра и зла. Они сомневались в возможности или продуктивности каких-либо конкретных познавательных процессов, но не отрицали способности человека к познанию.
Возникновение скептицизма связывают с именем Пирона (4 в. до н.э.). Резкое противопоставление знания, основанного на доказательстве и субъективной чистой видимости, является, начиная с Пирона, самой главной чертой скептицизма. Так как все течет и меняется, то следует воздержаться от всех суждений. Вещи неразличимы, не исследуемы и неопределимы. Ни наши ощущения, ни наше мышление не являются ни истинными, ни ложными, им не следует верить. Мир настолько изменчив, что, невозможен сам факт передачи своих знаний другому.
Скептицизм может поддерживать идеи свободомыслия, подвергать сомнению теологические и догматические истины. В более широком смысле скептицизм можно рассматривать как метод, предполагающий возражение против принятого и устоявшегося.
Несмотря на однотипность, между скептицизмом и агностицизмом существует разница. Агностицизм, отрицая познаваемость реальности, не отрицает возможности теоретического знания и возможности иметь суждения. Агностицизм естествоиспытателей признает наличие теоретической проблемы.