ФИЛОСОФИЯ ФИХТЕ
Фихте (1762) - великий немецкий философ. Выступал с работами социально-исторического и этического характера. В своих трудах он пытался определить цели и задачи практического действия, людей в мире и обществе. Фихте исходил из кантовского этического ригоризма и активизма.
Фихте утверждал, что гений Канта открывает ему истину, не показывая ее оснований, поэтому Фихте создает философию подобно геометрии, исходным пунктом которой является сознание «Я». Это обыкновенное сознание человека, оторванное от него и превращенное в абсолют. Весь внешний мир - это «не-Я» - порождение «Я». «Я» производит ««не-Я», как свою противоположность, чтобы найти приименение своей активности.
Философия для Фихте является научным самонаблюдением творчески-этической активности личности «Я», поэтому он называл свою философию «наукоучением».
Фихте устанавливил три деятельности Я:
1) Я полагает себя.
2) Я полагает не-Я.
3) Я противополагает делимому Я делимое не-Я.
Я для Фихте - понятие духа, воли, нравственности, веры не-Я. Я - понятие природы и материи. Первоначально существует только абсолютная деятельность - Я. Мы видим вещи вне нас потому, что Я снимает реальность в себе и эту снятую реальность полагает в не-Я, которое также является «деятельностью» Я Убеждение, что сознание вещественного мира вне нас не что иное, как продукт нашей собственной способности представления, дает нам вместе с тем представление о свободе.
Под деятельностью Я Фихте понимает нравственное поведение субъекта. Нравственный долг человека - стать свободным. Фихте делает вывод, что состояния свободы человек может достичь только на определенной стадии развития. Свобода неотъемлема от знаний лишь при высоком нравственном и духовном уровне человека.
Одна из блестящих идей Фихте - рассмотрение процесса деятельности через снятие промежугочных целей с помощью различных средств.
Практические противоречия возникают постоянно, и поэтому процесс деятельности есть бесконечное снятие этих внугрипрактических противоречий.
Сама деятельность понимается как деятельность практического разума, т.е. субъективно-идеалистически. Проблема активности субъекта заставляет задуматься современников и последующих философов.
Диалектический способ мышления - высочайшее достижение философии Фихте. Все сущее противоречиво, а противоречие Фихте рассматривает как источник развития.
В практической философии Фихте развивает учение о нравственности, государстве и праве.
Учение Фихте складывалось под впечатлением от революционных событий во Франции (1789-1794.) При рассмотрении вопросов этики, права и государства, Фихте наибольшее внимание уделил понятию свободы. Свобода - это подчинение человека законам с осознанием их необходимости;
Вся человеческая история - это процесс распространения свободы, пугь ее торжества. Право - это добровольное подчинение человека устновленным законам. Государство - гарант мира и защиты собственности. Государство есть организация собственников. Это положение Фихте подтверждает догадку об экономической и социальной природе государства.
В философии Фихте содержится ряд плодотворных идей, оказавших сильное влияние на развитие классической немецкой философии и последующей философской мысли. Это учение о развитие сознания, попытка систематического выведения категорий, диалектический метод их анализа, угверждение права разума на теоретическое познание, учение о свободе, как добровольном подчинении и исторической необходимости, основанном на познании этой необходимости, исследование структуры человеческой деятельности.