НАТУРФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Философия эпохи Возрождения - важнейший этап в ис­тории развития философии. Ренессанс в Европе занимает период 14-16 вв. В это время возникли философские течения, которые объединяла антицерковная и антисхоластиче­екая направленность, устремленность к человеку, вера в его интеллектуальный; физический и духовный потенциал, жизнеутверждающий и оптимистический характер.

Само название эпохи говорит о возрождении интереса к античной философии и культуре, которые становятся об­разцом для современности. Вместе с тем происходит возро­ждение христианской духовности, появляются ревнители церкви, протестующие против роскоши папства.

Основными предпосылками для возникновения фило­софии и культуры эпохи Возрождения были: кризис феодализма, совершенствование орудий труда и производственных отношений, развитие ремесел и торговли, появление независимых от церкви и феодалов городов, появление пар­ламентов, повышение уровня образованности, кризис церкви и схоластической философии, географические и научнотехнические открытия. .

Особенностью философии Ренессанса является антропоцентризм. Главной темой исследований становится не Бог, а человек, его судьба, и место в мире. Возникает новая система ценностей - на первое место выходят проблемы че­ловека и природы, а затем религии с ее проблемами. Религия отделяется от науки, политики и морали - это одна из главных черт культуры и философии эпохи Ренессанса (секуляризация).

Начинается эпоха становления опытных наук, их роль признается как единственная дающая истинное знание о природе (Коперник, Кеплер, Галилей, Бруно и др.).

Основным идеологом этого течения философии был Николай Кузанский - первый выдающийся представитель пантеистической философии эпохи Возрождения.

Кузанский сближает Бога с природой, приписывая при­роде божественные атрибуты, и, прежде всего, бесконеч­ность в пространстве.

Для Кузанского Земля не является центром мира. Он высказывает идеи применительно к пониманию природы, единство противоположностей, единое и множество, возможность и действительность, бесконечность и конечность в природе. Н.Кузанский высказал и обосновал понятия научного метода, проблему творчества. Он утверждал, что возможности человека в области познания безграничны. Его воззрения оказали воздействие на последующие идеи фило­софии эпохи Возрождения.

Величайшим гением этого периода был Джордано Бру­но.Он, отбросив все церковные догмы, развил гелиоцен­трические идеи Коперника, открыл существование множе­ства миров. Бруно много писал о Боге, но его Богом была Вселенная.Он отрицал Бога, диктующего законы миру. Че­ловек для Бруно - часть природы. Его любовь к познанию и сила разума возвышают его над миром.

Огромное значение для развития философии эпохи Воз­рождения имели труды Галилео Галилея. Его открытия в астрономии переросли в жестокую полемику с церковью, которая отстаивала аристотелевско-птолемеевскую картину мира.

Галилей призывал изучать природу только опытным путем на основе математики и механики. Он считал, что к ис­тине могут вести два метода: резолютивный и композитив­ный. Оба эти метода образуют научную методологию, кото­рая включает в себя эксперимент.

Научная методология Галилея, опираясь на математику и механику, определила его мировоззрение как механиче­ский материализм. Богу Галилея - это перводвигатель, со­общивший движение планетам. Дальше «механизм» в при­роде заработал самостоятельно и стал обладать своими соб­ственными закономерностями, которые должны изучать науки. Галилей одним из первых сформулировал деистический взгляд на природу.

Натурфилософские идеи мыслителей эпохи Возрожде­ния оказали определяющее влияние на развитие философии и естествознания Нового времени.