НАТУРФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Философия эпохи Возрождения - важнейший этап в истории развития философии. Ренессанс в Европе занимает период 14-16 вв. В это время возникли философские течения, которые объединяла антицерковная и антисхоластичеекая направленность, устремленность к человеку, вера в его интеллектуальный; физический и духовный потенциал, жизнеутверждающий и оптимистический характер.
Само название эпохи говорит о возрождении интереса к античной философии и культуре, которые становятся образцом для современности. Вместе с тем происходит возрождение христианской духовности, появляются ревнители церкви, протестующие против роскоши папства.
Основными предпосылками для возникновения философии и культуры эпохи Возрождения были: кризис феодализма, совершенствование орудий труда и производственных отношений, развитие ремесел и торговли, появление независимых от церкви и феодалов городов, появление парламентов, повышение уровня образованности, кризис церкви и схоластической философии, географические и научнотехнические открытия. .
Особенностью философии Ренессанса является антропоцентризм. Главной темой исследований становится не Бог, а человек, его судьба, и место в мире. Возникает новая система ценностей - на первое место выходят проблемы человека и природы, а затем религии с ее проблемами. Религия отделяется от науки, политики и морали - это одна из главных черт культуры и философии эпохи Ренессанса (секуляризация).
Начинается эпоха становления опытных наук, их роль признается как единственная дающая истинное знание о природе (Коперник, Кеплер, Галилей, Бруно и др.).
Основным идеологом этого течения философии был Николай Кузанский - первый выдающийся представитель пантеистической философии эпохи Возрождения.
Кузанский сближает Бога с природой, приписывая природе божественные атрибуты, и, прежде всего, бесконечность в пространстве.
Для Кузанского Земля не является центром мира. Он высказывает идеи применительно к пониманию природы, единство противоположностей, единое и множество, возможность и действительность, бесконечность и конечность в природе. Н.Кузанский высказал и обосновал понятия научного метода, проблему творчества. Он утверждал, что возможности человека в области познания безграничны. Его воззрения оказали воздействие на последующие идеи философии эпохи Возрождения.
Величайшим гением этого периода был Джордано Бруно.Он, отбросив все церковные догмы, развил гелиоцентрические идеи Коперника, открыл существование множества миров. Бруно много писал о Боге, но его Богом была Вселенная.Он отрицал Бога, диктующего законы миру. Человек для Бруно - часть природы. Его любовь к познанию и сила разума возвышают его над миром.
Огромное значение для развития философии эпохи Возрождения имели труды Галилео Галилея. Его открытия в астрономии переросли в жестокую полемику с церковью, которая отстаивала аристотелевско-птолемеевскую картину мира.
Галилей призывал изучать природу только опытным путем на основе математики и механики. Он считал, что к истине могут вести два метода: резолютивный и композитивный. Оба эти метода образуют научную методологию, которая включает в себя эксперимент.
Научная методология Галилея, опираясь на математику и механику, определила его мировоззрение как механический материализм. Богу Галилея - это перводвигатель, сообщивший движение планетам. Дальше «механизм» в природе заработал самостоятельно и стал обладать своими собственными закономерностями, которые должны изучать науки. Галилей одним из первых сформулировал деистический взгляд на природу.
Натурфилософские идеи мыслителей эпохи Возрождения оказали определяющее влияние на развитие философии и естествознания Нового времени.