Основу человеческих отношений, считали гуманисты, составляет взаимоуважение и любовь.
ОСНОВНЫЕ ИДЕИ ФИЛОСОФИИ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
С 15 века начинается эпоха Возрождения в Западной Европе. На фоне распада феодальных отношений создается блестящая культура, развиваются богатейшие города-республики Италии, следуют открытия в науке и географии, печатаются новые книги, возникают совершенно новые научные дисциплины: география, картография, анатомия и физиология. Огромные успехи достигнуты в астрономии. Повышается уровень образованности и демократии в Европе. Возникают первые парламенты.
Важным фактором расцвета культуры и науки стала победа над диктатурой церкви. Идет переосмысление христианских традиций, начинаются протесты против извращения учения Христа, роскоши папства. Таковыми были предпосылки возникновения философии эпохи Возрождения.
Возрождение - это рождение интереса к античной философии и культуре, именно в ней люди начинают видеть образец современности. В сбществе начинается стремление не к религиозному, а к светскому знанию (секуляризация). Великолепные работы мастеров эпохи Возрождения (Петрарка, Боккаччо, Гуттен, Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти) воспевают идеи гуманизма и неприемлемость старой средневековой идеологии.
Гуманизм эпохи Возрождения выступал как светское свободомыслие, противостоящее средневековой схоластике и духовному господству церкви. Гуманизм - есть воззрение, основывающееся на ценности человека как личности, его праве на свободу, счастье, благополучие. Гуманизм имел длительную предысторию в античности и средневековье, но как широкое общественное движение, имеющее важнейшее политическое, социальное и нравственное значение, он складывается впервые именно в эпоху Возрождения. Спор шел о новом мировоззренческом, нравственном и политичеком идеале. Критике и осмыслению подвергалась схоластика. В стремлении достигнуть справедливого общественнo-государственного устройства в Италии вводилось парламентское правление.
В эпоху Возрождения центром философских изысканий становится человек (антрос) - наступает время антропоцентризма.Возникла новая система ценностей, где на первом месте человек и природа, а затем - религия и ее проблемы.
Эстетическое (относящееся к чувству) доминирует в философии эпохи Возрождения. Мыслителей интересует творчество и красота человеческой личности, а не религиозные догмы. Основания антропоцентризма Возрождения лежат в изменении экономических отношений.Разделение сельского хозяйства и ремесла, развитие мануфактурного производства, ознаменовало переход от феодализма к раннему капитализму.
В философии эпохи Возрождения выделяются следущщие направления:
- гуманистическое (14-15 вв.) - решались проблемы человека, утверждались его величие и моryщество, отрицались догматы церкви (Петрарка, Л.Валли);
- неоплатоническое (15-16 нв,) - с позиций идеализма пытались познать явления природы, Космос, человека; (последователи Платона: н.Кузанский; Марандола, Парацельс);
- натурфилософское (16- нач. 17 вв.) - опираясь на научные и астрономические открытия, сделали попытку изменить представление об устройстве Вселенной, Космоса и основ мироздания (Николай Коперник, Джордано Бруно, Г. Галилей);
- реформационное (16-17 вв.) – попытка пересмотра церковной идеологии и взаимоотношений между людьми и церковью (Эразм Роттердамский, Жан Кальвин, Марти Лютер, Томас Мюнцер, Усенлиф);
- политическое (15-16 вв.) - связано с проблемами управления государством (Николо Макиавелли);
- утопическо-социалистическое (15-17 вв.) - поиски идеального общества на основе регулирования всех взаимоотношений со стороны государства при условии отсутствия частной собственности (Томас Мор, Томмазо Кампанелла).