Основу человеческих отношений, считали гуманисты, составляет взаимоуважение и любовь.

ОСНОВНЫЕ ИДЕИ ФИЛОСОФИИ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

С 15 века начинается эпоха Возрождения в Западной Европе. На фоне распада феодальных отношений создается блестящая культура, развиваются богатейшие города­-республики Италии, следуют открытия в науке и географии, печатаются новые книги, возникают совершенно новые на­учные дисциплины: география, картография, анатомия и физиология. Огромные успехи достигнуты в астрономии. Повышается уровень образованности и демократии в Евро­пе. Возникают первые парламенты.

Важным фактором расцвета культуры и науки стала по­беда над диктатурой церкви. Идет переосмысление христи­анских традиций, начинаются протесты против извращения учения Христа, роскоши папства. Таковыми были предпосылки возникновения философии эпохи Возрождения.

Возрождение - это рождение интереса к античной фи­лософии и культуре, именно в ней люди начинают видеть образец современности. В сбществе начинается стремление не к религиозному, а к светскому знанию (секуляризация). Великолепные работы мастеров эпохи Возрождения (Петрарка, Боккаччо, Гуттен, Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти) воспевают идеи гуманизма и неприемлемость старой сред­невековой идеологии.

Гуманизм эпохи Возрождения выступал как светское свободомыслие, противостоящее средневековой схоластике и духовному господству церкви. Гуманизм - есть воззрение, основывающееся на ценности человека как личности, его праве на свободу, счастье, благополучие. Гуманизм имел длительную предысторию в античности и средневековье, но как широкое общественное движение, имеющее важнейшее политическое, социальное и нравственное значение, он складывается впервые именно в эпоху Возрождения. Спор шел о новом мировоззренческом, нравственном и политичеком идеале. Критике и осмыслению подвергалась схола­стика. В стремлении достигнуть справедливого обществен­нo-государственного устройства в Италии вводилось парламентское правление.

В эпоху Возрождения центром философских изысканий становится человек (антрос) - наступает время антропоцен­тризма.Возникла новая система ценностей, где на первом месте человек и природа, а затем - религия и ее проблемы.

Эстетическое (относящееся к чувству) доминирует в философии эпохи Возрождения. Мыслителей интересует творчество и красота человеческой личности, а не религи­озные догмы. Основания антропоцентризма Возрождения лежат в изменении экономических отношений.Разделение сельского хозяйства и ремесла, развитие мануфактурного производства, ознаменовало переход от феодализма к ран­нему капитализму.

В философии эпохи Возрождения выде­ляются следущщие направления:

  • гуманистическое (14-15 вв.) - решались проблемы че­ловека, утверждались его величие и моryщество, отри­цались догматы церкви (Петрарка, Л.Валли);
  • неоплатоническое (15-16 нв,) - с позиций идеализма пытались познать явления природы, Космос, человека; (последователи Платона: н.Кузанский; Марандола, Парацельс);
  • натурфилософское (16- нач. 17 вв.) - опираясь на на­учные и астрономические открытия, сделали попытку изменить представление об устройстве Вселенной, Космоса и основ мироздания (Николай Коперник, Джордано Бруно, Г. Галилей);
  • реформационное (16-17 вв.) – попытка пересмотра церковной идеологии и взаимоотношений между людьми и церковью (Эразм Роттердамский, Жан Каль­вин, Марти Лютер, Томас Мюнцер, Усенлиф);
  • политическое (15-16 вв.) - связано с проблемами управления государством (Николо Макиавелли);
  • утопическо-социалистическое (15-17 вв.) - поиски идеального общества на основе регулирования всех взаимоотношений со стороны государства при условии отсутствия частной собственности (Томас Мор, Том­мазо Кампанелла).